HTM
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2018 г.

Художественный смысл

Туго иным с Тугариновым

Обсудить

Критическая статья

 

 

 

Гнилой интеллигент – так я кляну себя за принципиальность, когда начинаю толковать то, что толкованию не подлежит – прикладное искусство. Особенно – произведения, призванные усиливать чувство патриотизма. Принципиальность требует от меня обязательно обозначить, что прикладное искусство – как бы второсортное по моим меркам. Так как в нём не встретишь ЧЕГО-ТО, словами невыразимого, что является (для меня) следом того, что творческое вдохновение имело в последней глубине источником подсознательный идеал.

Но разбор тугариновского памятника Суворову на перевале Сен-Готард (1999), кажется, не заставит меня терзаться.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 27.02.2019
Дмитрий Тугаринов. Памятник Суворову на перевале Сен-Готард (1999 г.)

 

Дело в том, что памятник здорово оплёван.

«Сам памятник, исполненный скульптором Тугариновым, вызвал у официальной делегации из Москвы неудовольствие, но кто же будет портить себе поездку в Швейцарию за казённый счёт из-за такого пустяка, как трактовка образа Суворова? А образ и создаёт интригу: полководец изображён не суперменом, а юродивым. Скульпторы обычно направляют взгляд героя на завоёванную, вернее, на освобождённую землю, и рука, как правило, поднята в угрожающем или указующем на врага жесте. Здесь всё не так. На полуживой кляче примостилась курицей сумасшедшая старуха, в которой трудно узнать привычный молодецкий образ народного любимца-генералиссимуса. Глаза устремлены в небо, а рука вознесена в крестном знамении. Альпийский крестьянин-проводник с сожалением и сочувствием смотрит на уставшую, измождённую лошадь. Вольно или невольно скульптор создал метафору двух мироощущений: русская мессианская идея, оседлав народ, гонит его бог знает куда, а швейцарский пастух, не глядя в небо, пытается найти надёжную тропинку среди скал и пропастей» (Михаил Шишкин. Вильгельм Телль как зеркало русских революций. 2017).

Что кляча полуживая, пусть останется на совести Шишкина. На самом деле рёбра её покрыты плащом Суворова и нам не видны, а голову она опустила потому, что голодная (войска голодали), а проводник её обманывает, что в пальцах он держит что-то съедобное, а сам спустился ниже её и манит её тоже спускаться, потому что ей страшно.

Да и как сожаление и сочувствие в лице проводника увидел Шишкин?

 

Дмитрий Тугаринов. Памятник Суворову на перевале Сен-Готард (1999 г.)

 

Проводник просто разговаривает с лошадью. Чтоб она не боялась, шла за ним, говорит. Конечно, это «не глядя в небо». Но и не «пытается найти надёжную тропинку». Он проводник. Он тут всё знает. Не раз ходил. Просто Шишкина несёт идея противопоставления рациональности Европы и иррациональности России.

Но, что верно, это что тут дано таки мироощущение русского. Что Русь – святая. Что её и её воинство Бог хранит.

 

Дмитрий Тугаринов. Памятник Суворову на перевале Сен-Готард (1999 г.)

 

Дмитрий Тугаринов. Памятник Суворову на перевале Сен-Готард (1999 г.)

 

Суворов крестится, потому что армия теперь спасена.

В реальности тот поход был славен не только победами-наступлениями, в частности на перевал Сен-Готард, на котором и стоит памятник, но и переходом-отступлением, который вывел армию из окружения через другой перевал. Вот это второе и изобразил Тугаринов.

Суворов же сам прошёл путь через перевал, перед тем, как вести через него армию (ну такую легенду себе сочинил Тугаринов). И вот Суворов на перевале. Пройти можно! Бог русских любит!

Для того Суворов и показан таким тонкошеим и хилым. Ибо победа русских не в силе, а в правде. И юродивый потому и почитаем был на Руси, что один за всех выступал с правдой на устах. Не боялся. И потому показать любимого всеми Суворова юродивым – для русских не насмешка. Просто Шишкин, живя в Швейцарии с 1995 года, наверно, немного перестал чувствовать русскость.

А «сумасшедшая старуха» и курица – это полемическое преувеличение Михаила Шишкина, исповедующего идеал мещанства, Личной Пользы (я это и в разборе произведений его вывел неоднократно).

Впрочем, непонимания памятника полно помимо Шишкина:

«И пусть сидит наш великий фельдмаршал на своей кляче, с просветленным лицом юродивого глядя на швейцарские горы, чтобы все видели – русское не только в непомерной физической силе, но и в мужестве, смекалке и находчивасти».

«Щуплый фельдмаршал с просветлённым лицом юродивого, сидя на кляче, смотрит на солнышко».

«Видение московского скульптора Д. Тугаринова резко разошлось с традиционным представлением о Суворове как о величайшем военном гении, Марсе войны. Тугаринов изобразил очень усталого старика, совершающего последний подвиг во славу Родины. Такое видение Суворова, наверное, куда ближе к жизни».

«Скульптор изобразил Суворова немощным стариком, сидящим на лошади. Маленькое лицо, обтянутое кожей – как посмертная маска. Многие критиковали и скульптора, и памятник. Но надо помнить, что швейцарский нейтралитет не позволяет возвеличивать военных, тем более, иностранных полководцев. Возможно, поэтому Суворов Тугаринова – обыкновенный человек, борющийся с немощью, болезнями, с усталостью».

«В фельдмаршале нет ничего героического. Памятник стоит не на постаменте, а прямо на голой скале. Суворов больше похож на рыцаря печального образа…».

Грешен, такое неоднократное непопадание в истину шепнуло мне, а не значит ли это, что художественный смыл памятника скрыт. И, – чего ни помыслишь? – скрыт и от сознания самого автора. То есть, создано это под вдохновением от подсознательного идеала.

А потом я узнал, что Тугаринов верующий. Этот факт убивает мелькнувшую было мысль. И стало ясно, что просто те, кто не понимают, или сами неверующие, или плохо у них с воображением.

А вера – не то, что б предполагало руководство художника Незнанием (так обострённо можно назвать подсознательный идеал). Наоборот, верующий, выражающий какой-то аспект своей веры, благодаря ей способен её усиливать произведением в зрителе. Даже в неверующем зрителе. Например, во мне. Умеющем, надеюсь, вжиться в автора.

 

 

Памятник установили 19 июня 1999 года, а когда он начал создаваться?

«…когда руководство страны [Югославии] (особенно военное руководство) в конце 1990 года обратилось к Москве с просьбой помочь, Москва ответила категорическим отказом. Ответ последовал от Михаила Горбачёва и от нашего Министерства обороны… Россия занимала очень прозападную позицию».

Да и сам СССР дышал на ладан.

Тугаринов, наверно, был против обоих развалов. А близилось 200-летие похода Суворова в близкие от Югославии края. Вот и не исключено, что он с горя и изобразил обратное – спасение Суворовым своей армии Божьей волей. По крайней мере, на ёрнической выставке «Антисоветская выставка, посвящённая 80-летию Великого Октября» 7 ноября 1997 года в малом размере подобие будущего памятника

 

 

уже существует. А в Международном художественном салоне «Снова вместе» в ЦДХ в 2018 году, где собраны работы художников со всего бывшего СССР эта скульптура

 

 

тоже есть.

 

 

12 декабря 2018 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

08.03: Художественный смысл. Шутя ли... (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!