HTM
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 г.

Художественный смысл

Глубже…

Обсудить

Критическая статья

 

 

 

Н. Н. Александров, у которого я почерпнул много мыслей, с Малевичем всё-таки ошибся – что тот космист, космист в смысле проектности, непременного признака такого экстремизма, как русский космизм. Поэтому у меня есть надежда, что Александров ошибся и с Родченко – что он такой же космист, раз выражается так же:

«Выражение бесконечно большого в формальных средствах всегда однотипно: только предельная простота, лаконичность и бедность геометризма позволяет выразить эти всеобщие смыслы, отсюда характерная «чертёжность» стиля 20-х».

В чём не откажешь Александрову, это в конструктивном подходе. Он не забывает вспомнить много «текстовых» деталей: 1) простота, 2) лаконичность, 3) бедность геометризма, 4) чертёжность. И он не забывает указать, что эти «текстовые» детали выражают – бесконечно большое.

А по-моему, безвещность (чуть не вся перечисленная четвёрка именно так может быть обобщена) выражает беспространственность и вневременность – иномирие, одним словом. Метафизическое, если двумя. Тут только не хватает доказательства, откуда антихристианский акцент этого иномирия. Но. Сто лет назад, когда ещё не было на свете атеистических стран, а на планете господствовал Запад с его христианством, представляется естественным, что безвещность тогда предполагала и безбожие заодно. Ну и т. д. А радость от такого прорыва – куда? – в иномирие! – естественно требовала от Малевича совершенно особого слова для называния такого стиля, который он открыл – супрематизм («наивысший», по-латыни). Я более общо это называю ницшеанством. Не боящимся смерти (раз радость иномирия есть) и даже нарывающимся на испытание возможностью немедленной смерти.

Так со смертью как раз созвучны слова в статье о Родченко:

«…бунтарский протест против объективизированного мира… что привело к выражению проблемы бытия в тревожных и необычных формах».

И они НЕ созвучны проектности космизма, ответственности передо всей Вселенной за жизнь в ней:

«В будущем есть новая нравственность: человек ответственен в своих действиях не только перед собой, но и перед будущим всех (всего космоса). Это сродни ответственности перед всевидящим Богом» (Александров).

Космизм – некий коллективизм (как и христианство). А бунт против самого наличия смерти в Этом мире – нечто полярно противоположное, индивидуалистское.

Самым чётким сигналом, что, может, и Родченко – ницшеанец, для меня является выбор натуры для плаката:

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 24.03.2019
Художественный смысл. Глубже… (критическая статья, иллюстрация)

Это – Лиля Брик (только без интеллигентских ногтей). Жившая втроём с мужем Осипом и Маяковским. – Аморальность. Ушла из жизни Лиля Брик самоубийцей. – О том же говорит факт... Она олицетворяла собою для терявших от неё голову творцов (только таких она к себе приближала) невозможность счастья в Этом мире.

В плакате – акт приспособленчества Родченко. Исходная фотография более экстравагантная и вниз смотрит Лиля, в преисподнюю...

 

 Лиля Брик

 

Ницшеанское мироотношение своей крайностью в чём-то всё же перекликалось с революционным, взявшимся Этот мир исправить, то есть тоже Этим миром крайне не довольны оба. – Так что: притворяться принявшим революцию Родченко было, может, и не трудно? Тем более, если он маскировал в приятии насмешку. Например, я б не пропагандировал так общо: «по всем отраслям знания». Я б их перечислил. Да и крик скорее ярмарочному зазывале пристал, чем книгоноше. И простота геометризма тут смахивает не на образ бесконечно большого, а на образ того, что имеет слово «простой» в переносном значении: «Простая работа, обыкновенная, грубоватая, без особых достоинств. Простая вещь, простое дело, обиходное, не мудрое и не мудрёное, не хитрое, всякому доступное, лёгкое. Простой дом, простое платье, без убранства, не нарядное. Ходить, держать себя просто, прямо и без вычур, без затей. Задача простая, не трудная, не сложная, не запутанная. Простой человек, без хитрости и без большого ума. Простой народ, податный, чернь, крестьянство. Человек этот прост, не далёк умом» (Словарь Даля).

Я не исключаю, что эти насмешки над примитивной советскостью были неосознаваемыми. Хоть биографические данные говорят об ином:

«Любимые художники: Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Обри Бёрдсли. Ему нравилась чистота линий в японской гравюре Утамаро и Хокусаи. Интересовался литературой, писал стихи, иллюстрировал для себя пьесы Уайльда, любил поэзию Бодлера».

{Что такое чистота линий?

 

 

 

Возможно, чувствующаяся твёрдость руки, с первого раза рисующая верно.}

Впрочем, в рекламе, наверно, нечего искать «тревожных и необычных» форм.

Пока он был супрематистом, его новаторство (точки и линии вместо геометрических фигур Малевича и использование циркуля и линейки {рейсфедер почему-то не упомянут в источнике, каким я пользуюсь}) можно толковать – как и у Малевича – как образ метафизического иномирия, выраженный невещностями (точками и линиями).

 

 Родченко. Линии на зелёном фоне №92. 1919. Холст, масло.
Родченко. Линии на зелёном фоне №92. 1919. Холст, масло.

 

Тут уже вполне тревожность чувствуется. Не иначе как из-за такой формы, так сказать, как этот гадкий зелёный цвет. И он гадкость цвета то и дело выбирает в 1918-1919 гг. Не под впечатлением ли всё побеждающей и побеждающей революции?

 

 

 

Но всё-таки чувствуется какая-то вторичность этого супрематизма. Какое-то повторение всё же Малевича. Если художник – настоящий, он должен это почувствовать и перестать.

Он и перестал. И неприкладное искусство практически оставил ради прикладного: ради рекламы, иллюстрации фотографиями, дизайна. Но его слабо переживаемое ницшеанство (чтоб заставить самовыражаться в неприкладном искусстве) то и дело – возможно неосознаваемо – прорывалось в виде иронии над официальной проектностью в деле постройки нового мира. Казалось бы, какая ирония, если он вместе с Маяковским делал рекламу для масс? Но что если Маяковский не замечал подколок Родченко. Один пример я привёл выше. Вот – ещё.

 

 

 

Это – дореволюционная реклама пива. Сама изысканность и тонкость вкуса. В переносном и прямом смысле. – Соответственно – переливы полутонов и изящество линий. Конус бутылки – обратный конус бокала…

«Главным рекламодателем, начиная с 1921 г. – времени НЭПа, было государство. Именно оно, как один из инициаторов концессий, трестов и т. д., т. д., было заинтересовано в сбыте своей продукции, в первую очередь товаров народного потребления. Иностранные компании и частные фирмы всё ещё пользовались дореволюционными инструментами рекламы. Имея в своём арсенале силу и мощь политической пропаганды, государство перенесло агитки в борьбу с конкурентами и не прогадало».

 

 

 

А эта реклама обращена к неизящным массам. Разбитые бутылки конкурентов. Молнии. Цвета – локальные (только в бутылках остались какие-то оттенки), контрастные. Краски – основные (красный, жёлтый, чёрный, белый). Всё вместе – агрессивно бросается в глаза. – Можно хвалить:

«…особые приёмы усиления визуального воздействия: неожиданные ракурсы, динамика, выраженная через сдвинутые оси, наклонные вертикали [хоть бутылок ханжи и самогона] и горизонтали, использование простых ярких цветов без полутонов, плоские заливки одной краской, контрасты красного и чёрного, чёрного и белого».

А можно сказать, что тут тонкая издёвка над грубостью гегемона.

Родченко-то с Маяковским знали, что трёхгорное пиво ерунда, не сравнить с шаболовским («Шаболовский завод был сдан т-ву, составленному из бывших служащих и рабочих завода»). Как факт, «Акты обследований пивоваренных заводов, произведённые по заданиям Особого Совещания по качеству продукции, показали к тому же, что на многих арендованных заводах пиво оказалось лучшего качества, чем на госзаводах» (Там же).

Тем не менее… – Но они, скажете, против самогона ополчались. – Не скажите, ханжой называли «всякий суррогат алкогольных напитков» (Словарь Ушакова).

В конце концов умение Маяковского рифмовать не означает ведь поэтичности его рекламных слоганов. Можно и «бедность геометризма» Родченко заподозрить в простой неумелости (свидетельств его умения рисовать нету). Вот как

 

 

 

он нарисовал Н. Русакова, соученика по художественной школе; никакой похожести, даже пропорций лица не выдержал; зачем сажал позировать?). Так Маяковский хоть участвовал в рекламе ради обращения к улице. Чтоб только не работать на буржуазное, «рамочное», комнатное искусство. А Родченко?

Вот он срывался, срывался.

 

 Родченко. Обед в механизированной столовой 1932.
Родченко. Обед в механизированной столовой 1932.

 

Тут – люди, мол, не люди, обед – не обед…

Это было замечено суровой властью. И он поплатился. Правда, не жизнью. Просто перестал творить.

 

 

18 ноября 2018 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

09.10: Ибрагим Ибрагимли. Интервью (одноактная моно-пьеса)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!