HTM
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 г.

Художественный смысл

По лезвию ножа

Обсудить

Критическая статья

 

 

 

Иду по лезвию ножа – может ничего не получиться с толкованием такой вот картины Михаила Иванова.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 3.08.2019
Иванов. Галилея. Цфат. I. 1996.
Иванов. Галилея. Цфат. I. 1996.

 

Надежда в одном. Я в этом Цфате был. И был просто потрясён. Но понять это можно, прочитав тут. Про 8 планов в картине Крамского «Христос в пустыне». Приводящее к мысли об идеале благого для всех сверхбудущего.

С некой смотровой площадки в этом Цфате видны 11 (!) планов. Всё более и более тонущих в воздушной дымке солнечного дня. Змеистая долина между справа и слева наступающими пологими склонами гор. Каждый склон – план. Чем дальше – тем голубее и светлее. И самый дальний еле не сливается с сияющим небом. – Дух захватывает. Дух, как-то знающий, что такое христианское Царство Божие на небе или… коммунизм.

Сам Цфат город богомольный. Но иудаизм, мне кажется, христианству противоположен. Иудеи в домах имеют недостроенное место, как знак того, что Храм-то их – всё ещё разрушен (2000 лет назад). И в молитвах своих они просят Бога, чтоб этот Храм был восстановлен ещё при их жизни. Не меньше. При том, что условия этого восстановления какие-то сверхтрудные, например, одно из них: надо чтоб все верующие собрались и жили в Израиле. То есть для них, получается, нет сверхбудущего, раз они всерьёз надеются, что мечта свершится при их жизни.

Картина Иванова тоже противоположна картине Крамского. – Никакой сверхдали! Никакого сверхбудущего. Но какое-то сверх – точно изображено. – Какое?

«…главный его кумир – Р. Фальк – никогда не забывался. Его произведения Иванов мысленно держал перед собой» (Манин. Русская живопись ХХ века).

А Фальк – это что-то среднее между активным и пассивным демонизмом, между ницшеанством и пробуддизмом (см. тут).

(Ничего не поделаешь: надо читать ссылки, чтоб проникнуться.)

Оба крайне разочарованы (в нашем случае – тем, что коммунизм оказался не не за горами, а просто химерой).

Ощущение дурной бесконечности предвзрыва (этими пастозными мазками) – это от крайне нетерпимого к Этому миру ницшеанства. А эта ничего, собственно, не-нарисованность, еле угадываемость – от бесчувственности пробуддизма. Причём идеал мыслится достижимым здесь и сейчас – так всё вещно. Грубо. Зримо.

Собственно, для ТАКОГО выражения не имеет значения тема.

 

Иванов. Третий день. 1996. 
Иванов. Третий день. 1996.

 

Нет, третий день творения, конечно, ближе к неразличимости, чем что-то:

«И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]» (Быт. 1:9).

Манин даёт себя обмануть названием:

«рождается материя».

Но по сути – не важно, что имеется в виду как нарисованное. Всё – некое исчезновение.

Так Иванов кончал своё творчество. Начинал же он – при той же идее – наоборот, с бледнописи.

 

 Иванов. Заводской пейзаж. 1960.
Иванов. Заводской пейзаж. 1960.

 

Видно, смена лжесоциализма капитализмом прибавила активности его демонизму неприятия любой окружающей действительности.

Упоминание Маниным в этой связи совсем загадочного В. Вейсберга позволяет предположить, что и тот тоже вдохновляем был идеалом пробуддизма в своём неприятии всего Этого мира в ту хрущёвскую оттепель. Не обманула она и его.

 

 Вейсберг. Семья Щегловых. 1958.
Вейсберг. Семья Щегловых. 1958.
 
 Вейсберг. Белые перчатки и шарфик на белом столе. 1960.
Вейсберг. Белые перчатки и шарфик на белом столе. 1960.
 
 Вейсберг. Цветы в трёх вазах. 1971.
Вейсберг. Цветы в трёх вазах. 1971.
 
 Вейсберг. Стоящая обнажённая. 1976.
Вейсберг. Стоящая обнажённая. 1976.
 
 Вейсберг. Четыре колонны с Венерой и танагрой. 1982.
Вейсберг. Четыре колонны с Венерой и танагрой. 1982.

 

Танагра – это очень цветастая птица.

 

 Танагра

 

 

27 марта 2019 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

07.08: Лачин. Как различать эпос, романы и повести (заметка)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!