HTM
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 г.

Художественный смысл

Как родилось Северное Возрождение, немецкое

Обсудить

Критическая статья

 

 

 

Макс Дворжак является для меня человеком с чуть не абсолютным художественным вкусом. И несколько предложений его очень плодотворны, надеюсь. Потому беру их, подобрав для этого соответствующую репродукцию…

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 11.08.2019
Мульчер. Воскресение Христово. 1437. Фрагмент.
Мульчер. Воскресение Христово. 1437. Фрагмент.

 

Изображён римский воин, приставленный караулить погребённого Христа и заснувший.

«62 На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату

63 и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: после трёх дней воскресну;

64 итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого.

65 Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете.

66 Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.

1 По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

2 И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем;

3 вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег;

4 устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые» (Матф., 27–28).

Так вот заснула римская стража, и на неё изливается у Мульчера индивидуальное переживание его и зрителя, глубоко верующих. Мерзкий тип изображён.

«…человек – как смертная ограниченная изменчивая материя, как второстепенная и подчинённая высшему оболочка – противопоставлен выражению душевных порывов.

На почве этого противопоставления развивается своеобразный меланхоличный реализм немецкой живописи первой половины XV в… Как на сцене, где разыгрываются мистерии, выступают… наравне с идеальными фигурами такие, которые находятся в резком противоречии с какой бы то ни было идеализацией [римские воины, для пущей действенности одетые в современные доспехи]: представители тёмных гибельных сил земного бытия и носителя человеческих преступлений, грехов и страстей –  тусклая и слепая масса, с которой надлежит бороться высшим силам; всё это [личная ненависть] первый шаг к новому обоснованию трагедии человеческой индивидуальности и судьбы, для которой не было места в рамках средневекового антиреализма» (История искусства как история духа. С. 182–183).

Открытие заключается в том, что привносится какая-то индивидуальная ненависть к низменному. Ненавидимое – конкретно. Портретно. – Это Северное Возрождение в немецком изводе. XV век.

Тогда как до того, в готике…

«…возникло новое понятие художественной красоты и возвышенности, в котором материально красивая форма представляется выражением духовных преимуществ… ударение делается не на телесной характеристике, а на связанных с нею духовных свойствах…

В этом союзе спиритуалистического идеализма средних веков с новым утверждением мира заключено происхождение нового художественного восприятия человека, которое мы обозначили как стремление раскрыть духовную личность…

Духовные индивидуальности требуют естественным образом также и телесной индивидуализации… в этой индивидуализации сначала замечается сильная, заданная основными линиями христианских жизненных заповедей типичность [опущенные уголки губ, нахмуренный лоб – для осмысливающего сворю греховность]» (С. 120–121).

 

 Неразумная дева. Статуя собора в Страсбурге. Фрагмент. Южный портал западного фасада. Конец 13 в.
Неразумная дева. Статуя собора в Страсбурге. Фрагмент. Южный портал западного фасада. Конец 13 в.

 

А Мульчер злится на современное ему Раннее Возрождение в Италии, где просто телесную красоту, ну и индивидуальность, стали считать главной.

Пусть и через 23 года после Мульчера это нарисовано, но очень уж характерная вещь.

 

 Пьеро делла Франческа. Воскресение Христа. Ок. 1460.
Пьеро делла Франческа. Воскресение Христа. Ок. 1460.

 

В одном из стражников художник нарисовал себя. Портретно. С симпатией.

 

 

 

А какой атлет-красавец этот Христос…

С точки зрения немца итальянцы безнравственны, так относясь к святым темам. – Залог будущей Реформации.

Так вот это всё я смею у Мульчера отнести к подсознательному идеалу, который Дворжак через 500 лет сумел осознать:

«…вся индивидуальная тоска немцев предшествующего Реформации столетия…» (С.179 ).

 

 

28 марта 2019 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

14.10: Лачин. Диспут распятых (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!