HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Художественный смысл

Я в ужасе

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за ноябрь 2019 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2019 года

 

На чтение потребуется 8 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 11.11.2019

 

 

 

Почти 60 лет тому назад я объявил в душе своей войну искусствоведам, возмущённый непонятностью их талдычения об искусстве. Живописном, в первую очередь. Я поклялся самообразоваться и понять, почему Леонардо да Винчи гений. Самообразовался. Понял, почему Леонардо да Винчи гений. Но я в ужасе. – То, что смогло мне ответить на вопрос «почему», никем (!) не применяется практически. Хоть оно способно объяснить, почему теперь берут произведения Алимпиева в Третьяковскую галерею. – Критика находится по-прежнему на нижайшем уровне.

Трудно даже найти в Интернете названия работ Алимпиева.

Ну вот нашёл одно: серия «Битва вдали» (2004). Причём в разных местах – разные репродукции.

 

 
 
 

 

Впечатление, что серия представлена вместе с текстом автора. Жирным шрифтом – его слова (если это его слова), простым – моё толкование их.

Но я сначала дам итог разбора, а потом – как я к нему пришёл.

В 2003 году США напали на Ирак за, мол, наличие запрещённого оружия массового уничтожения (которого в итоге не нашли). Многие в мире были возмущены. Своё возмущение выразил и Алимпиев. В частности, присоединившись к гневу Бодрийяра в трёх статьях о так называемой «Войне в Заливе» в 1991 году международных сил против того же Ирака за вторжение в Кувейт, мол, ворующего иракскую нефть:

«Вопреки названию статей [во время американской военной и риторической подготовки – «Войны в Заливе не будет», во время военных действий «Действительно ли идёт Война в Заливе?» и после окончания всех событий – «Войны в Заливе не было».], автор считает, что события «Войны в Заливе» и её жестокость действительно имели место, главный же вопрос в интерпретации этих событий: можно ли сравнивать то, что реально произошло, с тем, что было показано? И можно ли назвать эти события «войной»?» («Википедия»).

Всё показывали по телевизору в реальном времени, но так, что нельзя было понять, это правда или нет. Война была бесконтактной. Бомбили самонаводящимися бомбами и ракетами с авианосцев, самофотографирующими для ТВ электронное прицеливание и взрывы, и не показывая жертвы.

Алимпиев и нарисовал буквально что-то непонятное. И даже к цвету крови имеющее невнятное отношение. Простое словесное объяснение, какое сделал я, привело б к краху если не карьеры художника, то судьбы картин данной серии. Поэтому он напустил тумана.

«Рассматривание далёкого горизонта – романтическая медитация, воспетая горожанином Каспаром Давидом Фридрихом – возможно, была эпитафией пространству – открытому к освоению пространству предшествовавшей художнику эпохи».

Поскольку я знаю, что Фридрих – романтик, а те, – в бегстве от пошлости окружавшей их пошлой буржуазной расчётливой жизни, – писали скорее пейзажи своей прекрасной души, а не реальные пейзажи, то предшествующая эпоха – это, получается, писавшая более реальные объекты – эпоха Возрождения, оппозиционная ещё предшествующей, средневековой, писавшей потустороннюю жизнь.

 

 Фридрих. Меловые скалы Рюгена. 1826.
Фридрих. Меловые скалы Рюгена. 1826.

 

Тогда понятно, почему пространству даётся эпитафия (надгробная надпись). Не оно, пространство, цель и смысл изображения. А стремление души «подалi вiд свiту». Нематериальное. Не потребительское, если актуализировать отторжение от эры Потребления.

«Позже Вальтер Беньямин использовал этот образ – скольжение взглядом по горизонту – для определения ауры произведения искусства, ауры, утрачиванию которой был посвящён его знаменитый текст, и утрачивание которой – волнующее, чудесное и какое-то подвижническое – маркировало новейшее время и собственно современное искусство».

Тут приходится прекращать писать и приниматься за чтение работы «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (1936) Беньямина. Его статья кончается гневной филиппикой против Маринетти, эстетизирующего войну (1935–1936) Италии в Эфиопии. Что сродни статьям упомянутого Бодрийяра. Сама война представлена средством самовыражения масс так, чтоб не свергнуть эксплуататорский строй. Это самовыражение – оценивающая, но невнимательная позиция, как в кино. Балдение.

А ему противоположным является сосредоточение, созерцание. «…перед ним [живописным полотном] зритель может предаться сменяющим друг друга ассоциациям» (Беньямин).

В кино же только и успевай следить.

И когда были пики сосредоточения и созерцания, «скольжение взглядом» и аура, мол, произведение создано здесь, сейчас и в единственном экземпляре? – Первый – при подготовке Английской революции. Делать, мол, нужно, как Бог велит, а не как власть. А «полемика – это гражданская война пером, которая, раз начавшись, вскоре заставит обнажить шпаги». Второй раз был при крахе благого для всех Разума и Просвещения из-за крови Великой Французской революции, наполеоновских войн и последовавшего затем торжества пошлости в рационализме. Т. е. у упоминавшихся романтиков. Третий раз – от ультраразочарования в скуке успокоившегося капитализма и, затем, в ужасах Первой мировой войны – у ницшеанцев с их идеалом метафизического иномирия и «школой асоциального поведения» (Беньямин).

Реакция на сосредоточение – рассредоточение. Развлечение. Оно – социально. Ибо вместо войны. – Дадаизм, кино, современное искусство.

«…новейшее время и собственно современное искусство. Образ прощальный, как у Фридриха, но чреватый. Через пару десятилетий, через войну, убившую Беньямина, эта чреватость, тайна напомнили о себе в «Пространственных представлениях» Лючио Фонтана».

 

 Фонтана. Пространственный концепт, ожидание. 1961.
Фонтана. Пространственный концепт, ожидание. 1961.

 

Прощание Фридриха с чем? – С реальным пространством. А чреватость – из-за отсутствия любого пространства у Фонтаны. Этот опять серьёзен. – Почему? – Потому что Вторая мировая война была опять из-за притеснения рационализмом одних рационализма других (Германии, Италии). И после победы над ними уже все вместе дёрнули в эру Потребления. С живописью как валютой. А Фонтана взбесился и породил бедное искусство, так называемое, – порезы на холсте.

«Если места больше нет, если оно осквернено – то пусть оно захватывает воображаемое, видимое в щелку, зазеркальное: вертикальное измерение. Правда, только надземную часть – вектор вглубь земли был куплен фашистами надолго вперёд. По крайней мере до Ансельма Кифера».

 

 Кифер. Оккупация. 1969.
Кифер. Оккупация. 1969.

 

Зигует персонаж.

В сущности, Алимпиев мой единомышленник, что идеал ницшеанцев – метафизическое иномирие («зазеркальное»). Супериндивидуалистский идеал. Как и у Кандинского, тоже взбесившегося беспредметностью против живописи как валюты. Ницшеанцы – это развоевавшееся развитие смирных лишенцев-романтиков, того же Фридриха. А вот насчёт «вектор вглубь» это то, что я называю недоницшеанством, вседозволенностью на этом свете. Пусть оно и тешится продолжением на том свете той же воинственной жизни, что и на этом.

«Беньяминовское скольжение взглядом по горизонту обозначило переход к новому содержанию этого замечательного времяпрепровождения. К содержанию «мир может измениться в одночасье»».

Может, имеется в виду скачок от сосредоточенности ницшеанства (в своём асоциальном улёте в иномирие и не вмешательстве в дела этого мира) времени Первой мировой войны, – скачок к дадаизму (с его социальностью-внутренним-неприятием войны)? – Может. Алимпиев, наверно, готовит скачок к своему дадаизму против войны.

«К содержанию «мир может измениться в одночасье». Содержанию, пропорциональному панике и мучительной неопределенности: панической географии. Пресловутое перемещение этой «дали» на телеэкран – медийный апофеоз – не меняет дело, это лишь отсрочка: не беда, что «войны в Заливе не было» – наступит следующая война в Заливе, которая «есть», да ещё как.

Образ «битвы вдали» это:

Представьте себе панораму некоего титанического боя. Сталкиваются армии, падают знамёна, падают, потом возносятся опять. Сквозь редеющие ряды видно небо, на мгновение, потом не видно опять. Эдакая «Битва половцев с новгородцами»».

Это о том, о чём повествуется в «Слове о полку Игореве». Являющемся предметом гордости русского народа (а может, и украинского с белорусским).

Это Алимпиев в роли пацифиста. Он против такой гордости. Готовя своё «фэ» войнам с Ираком.

«Всё это происходит на горизонте. Всё это происходит в тишине.

Битва на горизонте, которой не слышно. Битва вдали, на вытянутой руке, остающаяся в одномерном измерении линии горизонта, в координатах сцены.

Она не приблизится. Она позволит полировать взгляд смотрящего столько, сколько нужно. Она будет производить ауру, она будет знамением правоты поэта, она будет «да!». Это чисто сновидческий образ. Это воюющие облака».

Как большинству человечества, смотрящего по телевизору на сверхточные дальние удары по Ираку, было безразлично, что там на самом деле делается. (Балдение в кино.)

«Разглядывая далёкий горизонт, городскому жителю трудно определить, где кончается земля, где облака смешиваются с пылью. Где-то кончается твоё место. Там чудеса, там чья-то земля и чья-то воля. Совершенная телевизионная картинка: пыль, поднятая на горизонте «скачущей красной конницей»».

Так происходит с людьми, разучившимися смотреть живопись и сосредоточиваться, зато умеющих балдеть под сериалы. С людьми... [...]

 

 

26 октября 2019 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в ноябре 2019 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за ноябрь 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению ноября 2019 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Плечики металлические крючки вешалки металлические. . Актуальная информация Автоклипсы на нашем сайте. . Актуальные новые букмекерские конторы в России
Поддержите «Новую Литературу»!