HTM
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2020 г.

Художественный смысл

Предвзятость ли это…

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за февраль 2020 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2020 года

 

На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 19.02.2020
Иллюстрация. Название: «Сельское кладбище в лунную ночь» (1887 г.). Автор: Алексей Саврасов (1830–1897). Источник: https://br.pinterest.com/pin/548805904595215690/

 

 

 

Передо мной только что открылось ницшеанство в прозе Бунина первой половины 1910-х годов (см. тут). И давно открыто его ницшеанство в прозе в эмиграции.

Ясно, что он такой же и во второй половине 1910-х годов. То есть – и в «Лёгком дыхании» (1916) то же. А мне когда-то (см. тут) представлялся некий идеал гармонии высокого и низкого (и от робости я тогда это назвал реализмом, т. е. трезвостью после залётов в крайности). И, получается, ошибся. Если, впрочем, мне сейчас удастся увидеть в повести выражение принципиально недостижимого метафизического иномирия, антихристианского.

Смущает меня открытая мною ранее отдача Буниным всего текста в зону сознания и речи персонажей. Так как персонажи – разные, ими выражаемые идеалы, мол, в столкновении рождают даже образно нецитируемый идеал. Я его назвал гармонией полноты жизни.

Но я подумал теперь, что, если первые три абзаца всё-таки не отдавать, как прежде, области сознания и речи классной дамы, а оставить их целиком автору, то может желаемое и получится.

«На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба,  крепкий, тяжёлый, гладкий.

Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного, уездного, ещё далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит фарфоровым венком у подножия креста.

В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне   –   фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами».

Всё плохо. И жизнь ярко жившей гимназистки, раз это кончилось смертью, как и у всех, похороненных тут. И жизнь природная, вечно повторяющаяся (голые деревья, потом не голые, потом опять голые и так вечно). И якобы жизнь кладбища, выраженная в вечно одинаковом звоне ветра фарфоровым венком. – Скучно на Этом свете.

И куда тогда от ТАКОЙ скуки? – В метафизическое иномирие. Принципиально недостижимое. В пику христианству, воплощающему крестами достижимость своего того света с раем для прощённых и спасённых в виде пребывания бестелесными душами в Царствии Божием.

Так если это выражено, то – радость автору. Не иначе. Раз в выраженном нет ничего негативного, в таком обилии замеченного им в Этом мире.

 

Получилось.

Что б могло в принципе доказать, что я прав? – Если б сохранились сведения, что первые три абзаца Бунин написал последними в повести. То есть, если б перипетии повести привели б его к ницшеанскому выводу. Неосознаваемому. Потому словами невыразимому. Разве что – противоречиями. Что я, надеюсь, показал существующими в тексте. Ведь плохость человеческой, природной и кладбищенской жизней независимы друг от друга. Значит это что-то от противоречия – сопротиворечие.

Я спросил поисковик: «как создавалось Буниным "Лёгкое дыхание"». И получил ответ. По-моему, годящийся для доказательства моей правоты:

«Забрёл я однажды зимой на одно маленькое кладбище на Капри и натолкнулся на могильный крест с фотографическим портретом на выпуклом фарфоровом медальоне какой-то маленькой девушки с необыкновенно живыми и радостными глазами. Девушку эту я тотчас же сделал мысленно русской, Олей Мещерской, и, обмакнув перо в чернильницу, стал выдумывать рассказ с той восхитительной быстротой, которая бывала в некоторые счастливейшие минуты моего писательства».

Это напоминает рассуждение Флоренского, что время во сне течёт в порядке, обратном реальному.

«Если, например, в сновидении, облетевшем все учебники психологии, спящий пережил чуть ли не год или более французской революции, присутствовал при самом её зарождении и, кажется, участвовал в ней, а затем, после долгих и сложных приключений, с преследованиями и погонями, террора, казни Короля и т. д. был наконец, вместе с жирондистами, схвачен, брошен в тюрьму, допрашиваем, предстоял революционному трибуналу, был им осуждён и приговорён к смертной казни, затем привезён на телеге к месту казни, возведён на эшафот, голова его была уложена на плаху и холодное острие гильотины уже ударило его по шее, причём он в ужасе проснулся, – то неужели придёт на мысль усмотреть в последнем событии – прикосновении ножа гильотины к шее – нечто отдельное от всех прочих событий? и неужели всё развитие действия – от самой весны революции и включительно до возведения видевшего этот сон на эшафот – не устремляется сплошным потоком событий именно к этому завершительному холодному прикосновению к шее, – к тому, что мы назвали событием х? – Конечно, такое предположение совершенно невероятно. А между тем видевший всё описываемое проснулся от того, что спинка железной кровати, откинувшись, с силой ударила его по обнажённой шеё. Если у нас не возникает сомнений во внутренней связности и цельности сновидения от начала революции (а) до прикосновения ножа (х), то тем менее может быть сомнений, что ощущение во сне холодного ножа (х) и удар холодным железом кровати по шее, когда голова лежала на подушке (Ω), есть одно и то же явление, но воспринятое двумя различными сознаниями. И, повторяю, тут не было бы ничего особенного, если бы удар железом (Ω) разбудил спящего и вместе с тем во время, вообще недолгого, просыпания облекся в символический образ хотя бы того же самого удара гильотинным ножом, а этот образ, амплифицируясь [расширяясь] ассоциациями, хотя бы на ту же тему французской революции, развернулся в более или менее длинное сновидение. Но всё дело в том, что сновидение это… протекает как раз наоборот против того, как мы могли бы ждать, помышляя о кантовском времени».

То есть во сне мы видим иномирие. А поэтическое вдохновение это тоже изменённое психическое состояние. Моцарт признался раз, что в таком состоянии он в миг «слышит» ВСЮ симфонию, и ему потом остаётся её просто списать из памяти.

Бунину тоже «открылось» иномирие. Оно запустило всё в мгновенно обратном порядке. А Бунин его просто записал в прямом. Где финалом записи было не сочинённое, а увиденное реально. Поэтому и было, наверно, записано (дома, раз «обмакнув перо в чернильницу») последним, как более явное в памяти, чем всё остальное, «увиденное» мигом и в подсознании.

 

Чудо чудное, диво дивное эта художественность, неуправляемая сознанием.

 

 

2 сентября 2019 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за февраль 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению февраля 2020 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

08.11: Художественный смысл. Зависимость (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2020 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!