HTM
С Днём Победы!

Художественный смысл

Это новизна наблюдения или нет?

Обсудить

Критическая статья

 

 

 

Некто Охоцимский написал по поводу библейских эскизов Иванова:

«Штраус объяснил Иванову, что «вначале был образ», а Библия – это лишь его словесное описание. Этот первичный образ он и стал рисовать».

Мифический.

Так я что-то не читывал конкретных примеров сравнения писания Штрауса с деяниями Иванова.  – Продолжу начатое (начало тут).

Штраус.

Отрицательный факт казни Христа и сопутствовавших действий «...приходилось истолковывать так, чтобы они утратили свой отрицательный характер и по возможности обратились в устои веры, чтобы их отрицательная ценность превратилась в ценность положительную, и клеймо позора обратилось в знак почётного отличия».

Если показать, что Христос был поко́рен наказаниям, как «это было предсказано Исаией в изречении, которое истолковывалось в мессианском смысле: "Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим, лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания" (50:6) [то] Иисус тем самым показал, что он есть тот, кем не хотели признать его ослеплённые враги» (Там же).

Пожалуйста, Иванов так и рисует.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 15.04.2020

 

По рядом с собой положенной снятой одежде понятно, что снял Он её сам. Никто Его не связывал перед побоями. Он сам взялся за кольцо, вделанное в стену, чтоб палачам было удобнее Его бить.

«Что даже первый ученик Иисуса малодушно от него отрёкся, это опорочивало только самого ученика и обнаруживало слабость человеческой натуры, и в этом горько раскаивался впоследствии сам малодушный ученик; однако это отречение свидетельствовало также о высшем естестве и достоинстве Иисуса, ибо он сам предсказал это отречение, и предсказание его исполнилось в точности» (Там же).

 

Иванов. Выход с тайной вечери.
Иванов. Выход с тайной вечери.

 

Образ предсказания дан в каком-то повторении цвета накидок Иисуса и Петра.

Поэтическая красота (искусство слова в пику искусству вымысла) предсказания, как-то скрадывающая позор самого впоследствии почитаемого апостола, Петра, Штраусом порицается:

«В рассказе Марка поэтическая фантазия рельефно проявилась в замечании о том, что прежде, чем петух пропоёт в эту ночь дважды, Пётр отречётся от Иисуса трижды. Это сопоставление однократного пения петуха с троекратным отречением Петра – крайне неудачный вымысел и не заслуживает более подробного рассмотрения».

А Иванов со Штраусом не согласился и обеспечил красоту цветовым контрастом плащей Иисуса и Петра со всем остальным. И – перед нами воплощённое в цвете волшебство предсказания.

Штраус:

«В легендах той эпохи грядущее несчастье или бедствие часто предвещалось тем, что замкнутые двери внезапно раскрывались сами собою».

Пожалуйста.

 

Иванов. Богоматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за ним, смотрят издали на распятие.
Иванов. Богоматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за ним, смотрят издали на распятие.

 

Причём от солнечного затмения (явления естественного) Иванов отказался: тень отбрасывают ворота, мужчина и две женщины слева.

Штраус:

«Матфей здесь сообщает как о том, что увидели у гроба обе Марии, так и о том, что произошло там перед их приходом, а именно "сделалось великое землетрясение" и сошёл ангел с небес, как молния сверкающий, и отвалил камень от гроба, а стражники при гробе устрашились и стали как мёртвые. Это последнее обстоятельство Матфей отмечает, очевидно, с той целью, чтобы показать, как и почему устранилось сопротивление стражников, о которых упоминает лишь Матфей и ничего не сообщают прочие евангелисты».

Пожалуйста.

 

Иванов. Ангел отваливает камень от двери гроба.
Иванов. Ангел отваливает камень от двери гроба.

 

Даже более чем как мёртвые. Их вообще трудно увидеть. Если б не согнутая в колене нога одного воина, остальные повергнутые казались бы почвой.

Штраус:

«Если мы ещё ближе всмотримся в отношение цитат Юстина к отдельным нашим евангелиям (за исключением четвёртого), то увидим, что они более всего согласуются с Евангелием от Матфея… Но иногда замечается также сходство с Лукой… При этом он пытается согласовать обоих евангелистов по таким пунктам, по которым они между собой расходятся. Например, со слов Луки он сообщает, что ангел Гавриил предрёк Марии её беременность, и затем со слов Матфея, ничего не сообщающего об этом предсказании, повествует о том, как Иосиф усомнился в своей обручённой невесте и только в сновидении был наставлен на путь истины».

Что у Иванова об этом?

 

Иванов. Ангел отваливает камень от двери гроба.

 

Но лучше – без тени от света Господня.

 

Иванов. Сон Иосифа («Не бойся принять Марию, жену твою»).
Иванов. Сон Иосифа («Не бойся принять Марию, жену твою»).

 

Сомнения Иосифа изображены горестной позой его на полу, схватившегося за лысую  голову. Так, пожалуй, и заснуть невозможно. Или это момент его просыпания от озарения во сне: увеличенный живот Марии на кровати сияет, как солнце, по мановению правой руки Гавриила. – Чудо!

Штраус:

«Праотцы еврейского народа тоже были пастухами и среди стад своих получали откровения свыше. Первому Спасителю народа иудейского, Моисею, ангел Господень явился в то время, когда тот пас стада своего тестя Иефрона, или Иофора (Исх. 3:1), а предка Мессии, Давида, Бог призвал из овечьего загона, близ Вифлеема, чтобы пасти избранный народ Божий (Пс. 77:70; 1 Цар. 16:11), точно так же и греко-римская легенда повествует о своих героях Кире и Ромуле, что они росли и жили среди пастухов. Вот почему в данном случае первого извещения о рождестве младенца – Мессии были удостоены убогие и кроткие пастухи в поле, а не фарисеи и книжники и не жестоковыйный царь Ирод в столичном городе Иерусалиме».

Пастухи в поле, так пастухи в поле…

 

Иванов. Явление ангела, благовествующего пастухам о рождении Христа.
Иванов. Явление ангела, благовествующего пастухам о рождении Христа.

 

Почти нет в этом чуда? – Читаем дальше про свет великий:

«Ангел является пастухам ночью, и "слава Господня осияла их"; эта деталь основана на следующем представлении: по словам Исаии (9:2), народ, блуждающий ныне во тьме, увидит свет великий, и "на живущих в стране тени смертной свет воссияет". Это пророчество отнесли к Мессии-Иисусу как Матфей (4:16), так и Лука, повествующий о детстве Иисуса (2:32); он есть "Восток свыше", свет, просвещающий во тьме (Ин. 1:5), а потому ассоциация идей приводила к той ночной сцене, которая нарисована Лукой. Ангел, явившийся пастухам и осиявший их светом славы Господней, возвещает им, что в городе Давидовом родился Спаситель, который есть Христос-Мессия, и он подтверждает истину своего благовестия указанием на то, что, вернувшись в город, они найдут в яслях спелёнутого младенца. Так и пророк Исаия (7:14) подал царю Ахазу "знак", заявив, что некий не родившийся ещё младенец при рождении своём получит имя, означающее радость, да и вообще еврейская легенда любит подтверждать истину пророчеств, божественное происхождение заповедей или высокое призвание угодников Божиих исполнением второстепенных, лишь на ближайшее будущее рассчитанных прорицаний (например, 1 Цар. 3:34; Мф. 21:5; Деян. 10:5-17). Когда ангел досказал свое благовестие, явившееся с ним бесчисленное воинство небесное стало славить хором Бога, а пастухи затем идут в город…".

И этот поход изобразил Иванов.

 

Иванов. Славословие пастухов.
Иванов. Славословие пастухов.

 

Воинство небесное – это, наверно, то, что мы видим на эскизе в ночном небе над городом.

Кроме эскиза «Выход с тайной вечери», всюду чего больше: иллюстрации слов Библии или изовымысла? – Я боюсь, иллюстрации слов. Что не красит художника. Спасает его только адресация к своим, тоже глубоко верующим людям.

Хотя светящийся живот – это что-то.

Но красоты цвета и рисунка Иванов явно избегает. – Почему?.. В эскизе «Выход с тайной вечери» исключение… – Это из-за духовидности? Не должно быть материального удовольствия? Или просто не всюду получалось совместить

 

Иванов. Тайная вечеря.
Иванов. Тайная вечеря.

 

Чтоб доказать, что тут все 12 апостолов и Иисус, я преобразовал эту картинку, увеличив контрастность и обведя тонкими белыми дугами макушки (всмотритесь – увидите).

 

 

А вот текст Штрауса, подводящий к духовидности, правда, одного только Иисуса:

«Последователи Иисуса не могли представить себе своего убиенного Мессию простым заурядным мертвецом или нереальным бесплотным призраком, поэтому у них сложилась вера в то, что он воскрес и вознесён был к Богу на небеса, а на почве такого верования создавалось у них представление об Иисусе, воскресшем и вознесённом на небеса, как о существе, которое по достоинству своему по меньшей мере равно прочим небожителям, то есть ангелам, или даже превосходит их, так как сам Бог даровал ему "всякую власть на небе и на земле" (Мф. 28:18). Но Иисус не мог быть равен им, если бытие его началось лишь с момента человеческого рождения, тогда как ангелы появились уже в момент сотворения Вселенной; чтобы сравняться с ними в этом отношении, он должен был существовать уже до момента своего человеческого рождения, а в момент рождения он как личность не появился впервые, а только сошёл на землю, или перешёл от прежней сверхчувствительной формы бытия к земной форме существования…

…Наименование Иисуса "началом создания Божия" (Апок. 3:14) стоит на рубеже именно такого идеального и реального воззрения, к которому приводили также некоторые черты моисеевой истории сотворения Вселенной. Как известно, в первой книге Моисея имеются два рассказа о сотворении человека. В одном (1:27) говорится: "И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их". Во втором (2:7) говорится, что Бог Иегова слепил человека мужа из праха и вдунул ему дыхание жизни и затем сотворил ему жену из ребра его. Этот двойной рассказ навёл новейших критиков на мысль о том, что первая книга Моисея составлялась из нескольких различных записей, а иудейских мыслителей он натолкнул на следующее открытие: если в одном рассказе говорится, что человек сотворён по образу и подобию Божию, а в другом, что он сотворён из праха, то, значит, в первом случае речь идёт о человеке сверхчувственном, небесном, а во втором – о чувственном, земном».

Иванов, желая рисовать миф, духовное, попробовал в таком, крайне одухотворённом, виде нарисовать и вариант «Тайной вечери».

Нематериальность всех, а не только одного Иисуса, означала, что в этой сцене предлагается людям не новая вера, а её символ (об этом и более материальном варианте «Тайной вечери» см. тут). Художник искал, какой вариант доходчивей об этом говорит.

Другая причина создания Ивановым двух вариантов – варианты сцены в Гефсиманском саду.

По Штраусу первые 3 апостола (Матфей, Лука и Марк) унизили Иисуса, показали его в слабости – молящим Отца о миновании мук. Что заметил 4-й евангелист, Иоанн, и дал легенду, которая «более продуманна и планомерна»:

«…его [4-го евангелиста] Иисусу надлежало явиться на поле брани уже во всеоружии самообладания и мужества».

 

Иванов. Молитва в Гефсиманском саду (Моление о чаше).
Иванов. Молитва в Гефсиманском саду (Моление о чаше).

 

Иванов. Христос в Гефсиманском саду.
Иванов. Христос в Гефсиманском саду.

 

Остаётся только вспомнить о своей идее-фикс, что художественно только то, что несёт следы подсознательного идеала автора, является неприкладным искусством, способом общения подсознания автора с подсознаниями восприемников, и не художественно (а несёт только эстетическую ценность {поразительно точно выражает знаемое переживание}), – не художественно то, что следов подсознательного идеала не несёт. Есть даже специальный термин для того, к чему приложенными оказались библейские эскизы Иванова – иеротопия. Это создание конкретных сакральных пространств, рассматриваемое как особый вид творческой деятельности.

Творческой-то творческой, но получается, что библейские эскизы Иванова не художественны, ибо приложены к идее личностного (чуть ли не по-лютерански) переживания Бога (в пику засушенности официального православия его времени).

 

 

8 апреля 2020 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

12.05: Яна Кандова. Маска идиота (миниатюра)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!