HTM
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2019 г.

Художественный смысл

И никакого шаблона

Обсудить

Критическая статья

 

 

 

Я часто пишу статью в порядке спора с каким-нибудь искусствоведом. Но вот случилось, что то, с чем я примерился спорить, вдруг навело на ассоциацию, заставляющую не спорить, а согласиться с чем-то.

То, с чем я собрался спорить – вот:

«Работа в тесном контакте с импрессионистами и под их некоторым влиянием приводит, тем не менее, С.<езанна> в сер. 70-х гг. к принципиальному расхождению с ними. Его интересуют не динамика среды и изменчивость цветов в свето-воздушной атмосфере, а устойчивые закономерности цветовых сочетаний и форм, материальная предметность, устойчивая вещность природы. С.<езанн> в своих картинах стремится зафиксировать нечто сущностное, постоянное, неизменное в видимом и постоянно меняющемся мире, он делает живописные акценты на выявлении материальности…» (В. Бычков. Музей современного искусства  (Тексты из Книги ПОСТ-адекваций «Художественный Апокалипсис Культуры») из кн. КорневиЩе 2000. М., 2000).

Я много раз доказал, что у Сезанна не «вещность», а наоборот – развеществление, абсурд в вещах, как образ ницшеанского метафизического иномирия (тут, тут, тут, тут). С 1860-х годов начиная! (Увертюра к опере «Тангейзер». 1866.)

Но. На днях я перечитал собственную статью об «Утёсе» Рахманинова, где сквозь всю изменчивость, как бы неслышимо (!) выражена «неизменность вечности».

Надо поискать похожее у Сезанна. Только не такими, ничего для меня не значащими словами, как «живописные акценты на выявлении материальности».

С музыкой Рахманинова было как-то проще. Я музыкально неграмотный. Меня это расковывает, не требует точности. Плюс это было сочинено на рассказ Чехова «В пути». А в нём есть пронзительный образ не слышимого, но присутствующего ЧЕГО-ТО:

«…в церкви, которая в Рогачах находится в трёхстах шагах от трактира, стали бить полночь. Ветер играл со звоном, как со снеговыми хлопьями; гоняясь за колокольными звуками, он кружил их на громадном пространстве, так что одни удары прерывались или растягивались в длинный, волнистый звук, другие вовсе исчезали в общем гуле. Один удар так явственно прогудел в комнате, как будто звонили под самыми окнами».

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 18.05.2020
Сезанн. Купальщики на отдыхе. 1875–1876.
Сезанн. Купальщики на отдыхе. 1875–1876.

 

А эта сезанновская вещность как-то здорово общее место среди искусствоведов. Вот, как его отрабатывают на этой картине:

«На картинах Сезанна кажется, что изображённые фигуры как бы раз и навсегда остаются в строго отведённом для них месте».

И дальше там ля-ля про гармонию человека и природы.

Я, сколько ни внушаю себе, не могу себя заставить согласиться с этим. Я готов согласиться, что облака тут оцепенели. Что странно.

Странно и другое: откуда солнце светит?

Судя по левому стоящему человеку – слева. Спина его в тени и тень от него на траве падает вправо от него. Судя по горе в центре – тоже слева. Висящее над нею облако затеняет её правый склон. По облакам правее его – то же самое. Их правые части затенены. То же и с людьми, что справа. Их правые от нас стороны тоже затенены. От дерева почти в центре тоже тень падает вправо.

Но что это за резко (по прямой!) очерченная тень, в которой лежит лежащий? – Неужели это грань перехода от горизонтальной площадки, на которой делает зарядку левый стоящий, к спуску к ручью? – А что за тёмно-жёлтая полоса на этом склоне? – длинное полотенце? – Так и кажется, что это тень от какого-то забора справа, не видного за правой стороной рамы. И одна доска в заборе выломана. И солнце справа, а не слева.

Сбивает с толку…

И потом – эта густота синевы неба… Я такое видел только при затмении солнца. В той стороне света, западной, над которой темнота увеличивается. (То есть перед нами утро, и мы смотрим на юг.) Но купаются в ручьях и на реках вдали от дома вряд ли с утра.

Странное что-то.

Ну, хорошо, можно согласиться, что все люди изображены в устойчивых позах. Делающий зарядку – дальше вправо не собирается сгибаться, лежащему легко не шевелиться, крайнему справа дальше вправо от себя уже не повернуться, наконец, человек, трогающий воду кончиками левой ноги, может в воду и не войти, если она ему покажется холодной. Он, самый двигающийся, устойчив.

Но как-то неустойчиво солнечное освещение. Как при солнечном таки затмении. Как тот ветер у Чехова, который странно звучащим нам представляет колокольный звон.

А эта изменчивость как-то предполагает неизменность какого-то фона, на котором происходит изменчивость. Что это, если перед нами таки солнечное затмение?

Космос! «…нечто сущностное, постоянное, неизменное в видимом и постоянно меняющемся мире…».

Бр.

Образ иномирия, идеала ницшеанца, бегущего вон из Этого скучного, скучного, скучного мира.

Вот я и согласился с тем Бычковым. Только он своё суждение выдал как давно известное. (Я и правда его давно читывал.) А я до него дошёл постепенно.

Только каким-то экзотическим способом…

А вот другие слова другого искусствоведа об этой же картине:

«…позволяет своими анатомическими неточностями… божественное присутствие» (Сидельникова).

Ницшеанец не может выражать божественное присутствие. Но искусствоведение должно сначала признать иномирие признаком ницшеанства, чтоб искусствоведы могли на него ссылаться. А пока этого не случилось, несут полную околесицу. И  правы. Потому что ещё и подсознательность идеала должна быть принята искусствоведением как признак высшей ценности. Но, чуя ЧТО-ТО, чаще всего думают про божий глас. Вот и с Сезанном:

«Сезанн всю жизнь утверждал горнее, он отстраивал заново веру».

А что эта вера была антихристианская… как-то не принято говорить.

Сезанн вряд ли рисовал солнечное затмение. Нет. Он рисовал движение света в пространстве. От чуть не ослепительного куска зелёно-жёлтой травы с почти таким же освещённым солнцем тополем – к тёмно-синему небу в диагонально-противоположной части картины. От ярко освещённого правого плеча человека, пробующего воду – к тонущему в тени левому его плечу.  То же у крайне правого: от ярко освещённого левого плеча (диво, что оно попало на солнце!) – к глубокой тени на его груди. От ярко освещённого его же правого плеча – к непонятно как оказавшемуся в тени лицу его. Со лбом и щеками лежащего – то же самое. На облаках – то же самое. – Всё – неестественное… как образ иномирия. Похоже на как-то неестественно разное звучание одного и того же колокола у Чехова.

Бр. Иномирие…

Меня иногда ругают во вторичности. Вот тут я действительно, казалось бы, ничего нового не открыл. Давно написано про «нечто сущностное» у Сезанна…

 

 

29 апреля 2020 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

15.09: Игорь Литвиненко. Заброшенное месторождение (очерк)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2019 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!