HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2019 г.

Художественный смысл

Грусть-тоска меня съедает

Обсудить

Критическая статья

 

 

 

Я несвободный человек. И это грустно.

Свободным я б был, если б брался писать только о тех картинах, которые мне невольно бросились в глаза.

Я бывал свободным, посещая выставки и музеи. – Почти всегда лишь что-то одно меня останавливало перед собою надолго. Я о том и писал.

А теперь я читаю книгу Манина «Русская живопись ХХ века» (2007). И он же отбирал художников потщательнее, чем отбирало жюри на какую-то выставку в прошлом. Вот я и чувствую себя обязанным высказываться о всех, кого он отобрал.

Почему обязан? – Потому что я обычно с Маниным не соглашаюсь.

А в случае с Кокуриным он и высказал мало, и этот художник очень уж похож на владимирскую плеяду: Юкин, Бритов, Кокурин, Егоров и др. А про первых двух я уже написал. Не слишком, к тому же, разойдясь с Маниным. – Вот мне и грустно. Потому что Кокурин-то меня б на выставке остановил. А тут я обязан.

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 20.06.2020
Кокурин. Тревожно. 1976.
Кокурин. Тревожно. 1976.

 

Другая репродукция:

 

Кокурин. Тревожно. 1976. 

 

По книге он как-то бледнее других владимирцев. И что мне делать?

Как это всегда со мною почему-то случается, я опять вывернулся.

Я посмотрел видеоинтервью с ним, и меня поразил один нюанс. Он рассказал, как все вокруг после войны стали как бы сонными. В войну энергичными были. Победить надо. Стране. А в тылу – выжить как-то необходимо: больно голодно было во Владимире. И – все шевелились, так сказать. Траву ели по весне. А после войны – как пар вышел. И много после – тоже. Как бы некуда жить стало. Цель пропала.

И я подумал, что вот этот-то нюанс и годится для этого «Тревожно». Хоть оно – время брежневского застоя, так называемого. – Тоже ведь по большому счёту было некуда жить.

Вот эти грозные, плотные тучи и, наоборот, какие-то не очень материальные деревья как раз и являются хорошим образом какой-то бесперспективности. Чего-то нехорошего со страной, застрявшей в чём-то как бы глубоко в прошлом.

На интервью Кокурин рассказывает-вспоминает – впечатление, что не только НТР (научно-техническая революция), а и просто индустриализация Владимир миновала в кругозоре этого человека. И не только потому так, что у него ко времени интервью уже очень плохая память, а как-то принципиально прав он. Глубинка… Перенапряглась страна в трёх революциях, в двух войнах, в коллективизации с индустриализацией до Великой Отечественной и в гонке вооружений после неё. А главное – из-за какого-то провала с теорией и практикой построения коммунизма. Над хрущёвским обещанием, что к 1980 году мы будем жить при коммунизме, все смеялись. А после Хрущёва уже и целеполагания не было.

И в некоторых других картинах Кокурина это как-то чувствуется.

 

 Кокурин. Март на Никитской. 1999.
Кокурин. Март на Никитской. 1999.

 

Нехорошее какое-то небо над Владимиром. И мрачны эти чёрные деревья. И весёленький цвет домов как-то поверхностен по сравнению с чёрной монашкой, что справа. И как-то жутковат жёлтый, оранжевый и красный цвета.

 

 Кокурин. Заклязьминская пойма. 1987.
Кокурин. Заклязьминская пойма. 1987.

 

А тут, вроде бы, благодать – пасётся большое стадо породистых коров. Не две несчастные козы в 70-х, когда нужно было ехать в Москву отовариваться мясом.

Но почему такая ненасыщенность цвета этих красных коров? Да и буйное цветение как-то призрачно…

 

 

 

И тут. Всё как-то неверно, зыбко.

И ничего, что года не только застоя, а и перестроечные и постсоветские. Эти надрыва России только добавили.

 

 
Кокурин. По Ленинским местам. Имение Ганшиных. 1988.

 

И тут всё уже чуть не истаивает. Как сами идеи Ленина в тот год.

Про эту вещь можно прочесть бодрое:

«Такие радостные краски! Потому картина похожа на детский рисунок. Дети предпочитают солнечные цвета. Я посмотрела репродукции других его картин. Такие же красочные».

И про репродукции других картин – верно. Художник, видно, сам недопонимает себя. И его недопонимают. Упомянутое интервью идёт под закадровую ярмарочную музыку, пусть и приглушённую. Но она – искряще весёлая.

Но мне хочется думать, что весёлые – нехарактерные для него вещи, хоть их и большинство.

 

 

22 апреля 2019 г.

 

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

06.07: Художественный смысл. По проторённой дорожке (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за август 2019 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!