HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2019 г.

Художественный смысл

Игорь Орлов

Обсудить

Критическая статья

 

 

 

У меня проблема. Как сочетать ницшеанство маленьких детей (они центропупы с повышенной ролью «я»-фантастического, это – если б всё было возможно) с ницшеанством взрослых. Взрослые мрачны, потому что весь Этот мир ТАК плох, что хочется вообще в принципиально недостижимое метафизическое иномирие.

Неужели и для детей окружающий мир очень и очень плох и потому хочется из него вон?

Мне лучше всего помнится в связи с такими вот картинами –

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 26.06.2020
Орлов. Летний вечер. 2005.
Орлов. Летний вечер. 2005.

 

Орлов. Летний пейзаж со стрекозами. 2009.
Орлов. Летний пейзаж со стрекозами. 2009.

 

как я, шестилетка, летал в траве боевым лётчиком. Трава была лесом с огромными деревьями. А я пролетал на бреющем полёте и бомбил прячущихся немцев. Ими были муравьи.

Это было в 1944 году в маленьком украинском городе Ромны в разбомбленном здании суда (так о нём говорили взрослые), на кучах кирпича, проросших диким бурьяном в мой рост, под впечатлением побед Красной армии и помня о нашем, семьи, бегстве из Ромен от фронта в 1941-м на подводе, когда нас догоняли немецкие самолёты и бомбили.

А я был болезненным послушным ребёнком. По ночам мне снились кошмары, как лично за мной гонятся фашисты. И я днём оттягивался на смелых фантазиях в упомянутой траве и в рисунках с наступающими на бывший на слуху какой-то Атлантический вал (окопы фашистов) советскими танками и самолётами (я умел рисовать).

Вот и у Орлова… Катастрофическое сознание.

«Когда я задумываюсь, чем же я занят всю жизнь, каковы основные мотивы моего творчества, я отвечаю себе: вероятно, это мечта о красоте, о гармонии окружающего мира и постоянная боязнь, что этот мир исчезнет, погибнет. Желание оградить хрупкую красоту, тонкое обаяние этого Божьего мира от Тёмных сил, от надвигающейся катастрофы. И я – человек, воспитанный в советском атеистическом обществе, – всё же часто про себя произношу молитву: Господи, сохрани этот чудесный мир, не дай ему погибнуть, Господи, дай мне силы славить этот мир, передать красоту этого мира! Но потом вспоминаешь далёкий летний день, журчащий ручей, россыпь звёздочек-цветов, ветер, шевелящий вершины сосен, и белые облака над ними, – и ощущение беды, катастрофы отступает. Появляется надежда. Может быть, всё образуется? Ведь мир изначально так гармоничен, так прекрасно устроен!».

О чём это? – О ядерном Апокалипсисе проще всего думать.

«…сначала война, потом «холодная война»; борьба за мир, когда камня на камне не останется, затем бросали бомбы – атомные и водородные, возникали различные кризисы, которые чудом не завершились катастрофой: то берлинский, то венгерский, то карибский…» (И. Орлов).

«Страх людей быть замеченными, “высунуться” обрекал общество за серость и застой».

Чувствительного художника это тоже могло доводить до крайности.

Но не сходится это с датами создания произведений. Что теперь?

«После 1991 года россияне обнаружили, что их тревоги изменились. Теперь они испытывают жестокий неумолимый страх главным образом из-за пороков государственной машины… Более двух третей современных россиян боятся встречи с преступниками в своей повседневной жизни».

А то, что кончилось время гарантированной занятости и, значит, материальной обеспеченности…

Но слова о гармонии у Орлова выглядят противоположными ницшеанству. Это как я тонул в отрочестве. Чуть ли не в луже. И, уже наглотавшись воды, взяв себя, наконец, в руки, я опустился на дно (а то я не знал, где верх, где низ), потом присел, сильно оттолкнулся ногами и выскочил по пояс над водой. Увидел этот бесконечно прекрасный мир… Это ослепительно-голубое небо… Эту ярко-зелёную траву… Я, так и не сумев вдохнуть (лёгкие были заполнены водой), тут же ушёл опять под воду. Но красоту Этого мира запомнил. – Я не ницшеанец. Орлов, выходит, тоже. Это идеал трагического героизма. «Вот-вот и взойдёт» Высоцкого.

Разве что это у Орлова не характерное, идущее от сознания. Тогда как в подсознании – всё-таки ницшеанство с иномирием, досягаемым только в творческий миг.

 

Орлов. Пейзаж с букетом и интерьером. 1996.
Орлов. Пейзаж с букетом и интерьером. 1996.

 

Орлов. Валдайский пейзаж. 1998.
Орлов. Валдайский пейзаж. 1998.

 

Орлов. Вечерний интерьер с красным абажуром. 2000.
Орлов. Вечерний интерьер с красным абажуром. 2000.

 

Орлов. Натюрморт с грушами. 2003.
Орлов. Натюрморт с грушами. 2003.

 

И теперь словам художника уже верить нельзя:

«Полотна последних лет отличает глубокая внутренняя умиротворённость, тишина, благодарная радость. «Я часто мысленно произношу молитву: Господи, благодарю Тебя за то, что Ты мне дал ещё один день – такой неповторимо прекрасный. Благодарю за то, что я могу видеть, слышать, передвигаться, осязать, обонять, думать, вспоминать. Я начинаю день, и у меня нет уныния. Господи, помоги мне славить этот мир, передать его красоту и неповторимость. Я – частица этого мира. Капля воды сливается с океаном, а океан сливается с каплей. Так и я соединяюсь с окружающим миром, и мир входит в меня, образуя неразделимое целое», – пишет художник» (ссылка на журнал "Юный художник" №6, 2006).

Он же Абсурдом вдохновлялся. Иномирием таким.

 

Ницшеанству одновременно повезло и не повезло. Не повезло с исследователями и мною. Повезло – с авторами и восприемниками их. Не повезло с исследователями, потому что они его не распознают зачастую. А со мной не повезло, потому что из-за необщепринятости самого перца в ницшеанстве (иномирия, симметричного тому свету религий иных) мне трудно эту идею донести до своих читателей. (То, что необычно, встречается в штыки многими.) А повезло – из-за той же нераспознаваемости иномирия. Автором руководит ЧТО-ТО, в его сознании не находящееся. И он счастлив. Похожее творится и с восприемником. Он чует ЧТО-ТО, словами невыразимое, и ценит особенно такое редкостное состояние души.

Причин нераспознавания несколько.

Как-то принято считать, что мораль – одна. А их – несколько. Столько, сколько есть типов идеалов. Например, мораль долга, мораль счастья, мораль пользы. Они всем известны, но как-то в тени сознания находится, что они непримиримы друг с другом. Потому что мораль необъяснима. Так и всё, и не иначе. Имеющий мораль имярек знает про неё это «так, а не иначе». И логика шепчет, что иной морали и нет на свете. А это не так. И это трудно входит в сознание. Ницшеанство же – идеал (и мораль) – редкость относительно самого распространённого идеала (и морали) Пользы. И считается приверженцами Пользы аморальным. С другой стороны упомянутое переживание ЧЕГО-ТО – позитивно. И как тогда «пользователю» признать ницшеанского автора хорошим? – А просто: не заметить его ницшеанства.

В самом ницшеанстве иномирие нераспознаваемо. Из-за подсознательности. В отличие от религий, где тот свет называется впрямую, словами. Из-за упомянутой для «пользователей» аморальности ницшеанства, даже те исследователи, которые находят в поэтике (скажем, Чехова, Белого), – Шалыгина, например, – когда находят метафизические черты (признак иномирия), они стесняются (или не знаю, почему) назвать того же Чехова ницшеанцем. Возможно, из-за того стесняются, что Гитлер любил Ницше. (Хоть он больше любил сознаваемое ницшеанства – сверхчеловека, чем подсознательное – иномирие.) Ну, а раз сами исследователи темнят, то остальным трудно иномирие и постичь, и согласиться, что оно есть в душах.

Вот почему в словах Орлова мы видим полное непонимание своего творчества.

Потому умные исследователи вообще обращают мало внимания на то, что автор говорит о своём произведении вне текста. Если автор не штукарь, он просто не может говорить адекватно. А если может, то автор не художник, и тогда о нём исследователю искусства вообще говорить не стоит.

Самое сто́ящее, по-моему, что сказано об Игоре Орлове, намекает на это приснопамятное иномирие:

 

«…реальность некоего многомерного естественно-природного Бытия…

…тонкое пространство…

…взрывает пластическо-смысловую концепцию однородно-линейного монопространства…

…солнце светит одновременно двум разным параллельным мирам…

…проступающих из ниоткуда…

…Тема параллельных пространств…

…горит сверхъестественно…»

(Александра Юферова)

 

 

«…отказывается строить привычное пространство, ибо понятия верха и низа, положение земли и неба смещаются…

…мышление художника меняет привычный ход на бег иноходца…

…систему, лишенную натурных вех…

…отказался от социально-исторических рассуждений…»

(Манин)

 

 

28 апреля 2019 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

06.07: Художественный смысл. По проторённой дорожке (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за август 2019 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!