HTM
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2019 г.

Художественный смысл

Амикошонство?

Обсудить

Критическая статья

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 11.09.2020
Иллюстрация. Название: «Лев Толстой, обнимающий Христа». Автор: Ян Стыка. Источник: https://svnesterov.blogspot.com/2016_06_01_archive.html

 

 

 

Не амикошонство у меня, а раж. Я заметил, что, если загоняешь себя в тупик, то находится выход.

Я страдаю от того, что мне мало попадается произведений, которые я б назвал художественными. (У меня особый критерий: должно быть ЧТО-ТО, словами невыразимое. Иначе – только эстетическая ценность может быть {неожиданное или только так и больше никак не выразимое}.)

Оттого я беру книгу какого-нибудь литературоведа и читаю до появления в тексте названия произведения знаменитого автора. Вдруг оно будет художественным. – Я взял Басинского и дочитал до такого:

«Но что было «соблазном и безумием» с точки зрения литературной среды того времени? А вот как раз проповедь христианства как последней истины.

На этом, по мнению писателей, помешался перед смертью Гоголь, это было пунктом «безумия» Достоевского, и от этого же самого «сошёл с ума» Толстой. И Толстой, не медля, принимает эстафету «безумия». Случайно или нет, но именно после смерти Достоевского с маленького рассказа «Чем люди живы» Толстой, взгляды которого на жизнь, на религию, на искусство совершенно противоположны тем, которые приняты в «нормальном» обществе и которые сам же Толстой недавно принимал» (Скрипач не нужен. М., 2014. С. 37).

Я и стал читать этот рассказ.

И зацепился за предложение:

«Вылезает из возка в шубе барин».

Получается, возок в шубе… Корявая речь.

Это зачем? Ведь Толстой – классик. Он, да, известен, как коряво пишущий. Но (см. тут) до «безумия» своего, в «Войне и мире», ему корявость была нужна для выражения (он в это верил, что поделать, и даже в какой-то мере угадал) того, что первочеловечество – крестьянство, что оно делает историю, что оно, во главе с хорошими дворянами, пустит Россию не по капиталистическому, а по социалистическому пути. И он корявость в «Войне и мире», подтекстово имеющей в виду крестьян, почти отсутствующих в тексте эпопеи, сотворял длинными предложениями и каким-то немецким построением фраз (так меня уверяла знакомая, отлично знавшая немецкий язык).

Но тут-то – короткое предложение…

Неужели это от перемены мировоззрения: крестьяне, да, повернут Россию (да и весь мир) от капитализма прочь, но не силой (с хорошими дворянами во главе), а моральным примером: любовью, как первоначальное христианство предлагало?..

Ладно. Однако в «Войне и мире», где крестьян почти не было, нужна была корявость. А зачем она тут, где, пусть и не крестьянин главный герой, а ремесленник, сапожник?

Впрочем, и длинное и запутанное тоже есть в рассказе (мне аж два раза перечитать потребовалось):

«Я понял, что бог не хотел, чтобы люди врозь жили, и затем не открыл им того, что каждому для себя нужно, а хотел, чтоб они жили заодно, и затем открыл им то, что им всем для себя и для всех нужно».

Казалось бы, тавтология. Еле усёк, что первое – «каждому для себя» (индивидуализм), а второе – «всем для себя и для всех» (коллективизм, собственно – коммунизм).

Вот только вопрос: какое ж это «не открыл»? Что Матрёне смерть, если индивидуалисткой останется? Что барину смерть за вздорность? То есть какое-то далёкознание индивидуалистическое не открыл. Далёкознание даётся только как коллективистское. Но ведь и не знание ж оно, не рациональность, а… иррациональность.

То есть передо мной акт нарочитого искажения смысла! Написано не совсем то, что внушается! – Ура: я наткнулся на вожделённую мною (для чуяния подсознательного идеала) НЕДОПОНЯТНОСТЬ.

Или это часть так называемой градации. – За этой недопонятностью следует уже более понятное:

«Понял я теперь, что кажется только людям, что они заботой о себе живы, а что живы они одною любовью».

И рано мне радоваться. (Я ж художественным не назову этот рассказ, хоть он и Льва Толстого, если не найду хоть одного следа подсознательного идеала. А называть нехудожественным – страшно. Вон, Басинский тоже не посмел {в первом из двух эссе о Толстом}.)

Дело в том, что градация – это одна из фигур речи. А те призваны в прикладное искусство для усиления заранее знаемой эмоции или мысли. Или для лучшего внушения знаемого же. Тут – любви, как главного принципа жизни с Богом.

А есть же ещё произведения неприкладного искусства.

Значит, перед нами произведение прикладного искусства – притча поучительная. То, что рождено от сознания. Образчик тех произведений искусства, которые НЕ «приняты в «нормальном» обществе».

У Басинского нет смелости от себя прямо заявить, что Толстой пал в художественном отношении.

Я могу Толстого оправдать, только касательно упомянутой краткой корявости речи. От неё до крестьянства, как примера всем людям, – далековато. Такой нюанс отдалённо указывает, что идея всеобщей любви пропитала всего Толстого. Его подсознание тоже. Оно и породило ту корявость.

Но её слишком мало – даже для такого короткого рассказа – чтоб назвать его художественным.

Амикошонство это по отношению к великому? – Думаю, нет.

 

А Басинский сработал на пользу людям, неприкладного, первосортного, скажем так, искусства не чувствующих. Он даже несколько извратил для того историю русской литературы. Смерть Достоевского совпала с разгромом народничества. А то создало целый слой литературы, которая была не неприкладной, а прикладной: идеологической, воспевавшей сострадание к несчастному народу, усиливавшей заранее знаемое переживание. Именно в такое, прикладное, русло и перешёл Толстой со своим толстовством, «с точки зрения литературной среды», ещё не отошедшей от народничества, в очень даже нормальное, мол, искусство. А до народников был Некрасов с такой же установкой. И он же был властителем дум.

На что ни пойдёшь, чтоб протащить свою подрывную идею, подрывную в «нормальном [без кавычек] обществе», – в обществе высокой культуры. Которой в России как раз дефицит сейчас. Сейчас – при капитализме с его культом потребительства, распространившимся и на искусство. Куда ни ткнись – прикладное. То либеральное, то патриотическое.

А если я наткнусь на неприкладное (с элементами, рождёнными в подсознательном идеале)… – Недавно в России впервые издали роман Геббельса. «Михаэль. Германская судьба в дневниковых листках» (1919–1929). Вещь в 2013 осудили как политически экстремистскую. И верно. Там есть ужасные куски. Но там много и особенностей, рождённых не иначе, как в подсознании. – Я за это книгу назвал художественной. Похвалил. – Так мне, вот, пришло сообщение, что статья попала в список запрещённых и предложение изъять её с сайта. Воспитание Басинского сработало. – Ну я изъял.

Остаётся теперь, чтоб вот эту статью запретили – за эстетический экстремизм: посмел произведение Льва Толстого отнести к искусству второго сорта.

 

 

15 мая 2019 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

27.09: Александр Фирсов. О вреде курения (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2019 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!