HTM
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2021 г.

Художественный смысл

Декаденты есть и сейчас

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за февраль 2021 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2021 года

 

На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 15.02.2021
Иллюстрация. Автор: не указан. Название: «Шанхай». Источник: https://www.artfile.ru/i.php?i=1525595

 

 

 

Было дело (см. тут), что я оценил декаденткой современную поэтессу.

Соображение, что  декадентство – прикладное (о, в общем-то, знаемом) искусство, я вывел (см. тут) из разбора брюсовского «Декадента» (1894). Там эстетизация Зла «в лоб» преодолевает любовь. Самоцитата: «…как же это хорошо, что царствует в Этом мире Зло. Переживание, прямо противоположное ницшевскому: как плохо, что царит на Этом свете Зло». – Позитив, мол. Но там же я и сбивался на «так сладко-нейтрально это [Зло] описано!..». И там у меня колебания.

Вот и с Пикаловой у меня колебания, надо ещё раз проверить.

Смотрим (или даже слушаем) Пикалову. – Её слова – жирным шрифтом, интонация чтеца – косым жирным в скобках и около текста.

 

Закат

 

(голосом, близким к шёпоту)

 

Закат разлился за окном

(задумчиво)

Волной багряных сновидений.

(понемногу увлекаясь)

Огни реклам тонули в нём,

(ускорено)

Как обескровленные тени.

(но тут же споткнувшись)

 

(И вдруг торжественно)

И валом в мареве дрожа,

Умчала колесница Феба.

(с тоном окончательности)

А город –

(возврат к задумчивости)

                  город всё бежал.

(трагическим шёпотом)

А город не смотрел на небо.

(всё более замедленно)

 

В звуке – это волна. Нахлынула и схлынула. – Очень изящно.

А что со смыслами?

Мещанство и потребительская ценность цивилизации неколебимы перед преходящей поэтической ценностью. Низменное абсолютно.

Вопрос: это приемлется или нет лирическим героем стихотворения?

По замыслу чтеца – нет. Но есть подозрение, что себя накрутил. И потом его интересует проявить богатство интонаций. Одну он явно запустил неверную: чего было поэзии жалеть с точки зрения поэта о поражении прозы-рекламных-огней. Или это – отзывчивость богатой натуры? И всё равно. Какая-то победа чувствуется в свершении акта реализованного вдохновения. И ведь чтец соотнёс это стихотворение с первой багателью op.119 Бетховена. О ней написано про редактора её Ханса фон Бюлова:

«В первой багатели редактор смело добавляет к имеющимся в бетховенском тексте немногочисленным динамическим указаниям целый ряд своих: p, mf f, fp, cresc., dim., а также «вилочки», обосновывая свою позицию так: «Так как в оригинале почти нет обозначений нюансов, а композитор наверняка не предполагал бестеневого, неяркого исполнения, то редактор позволил себе в соответствии со своими собственными представлениями сделать необходимые добавления».

То есть добавил яркости.

На самих нотах к разным местам багатели есть такие: «играть просто, не слишком быстро», «Выразительно, с теплотой», «осторожно, неприхотливо».

Есть такое соображение о первой багатели:

«Первая Багатель, помеченная как Аллегретто, представляет собой очаровательный менуэт, возможно, восходящий к началу девятнадцатого века».

То есть первый период творчества. Он тогда ещё классицист. Грубо говоря, моим, без музыкального образования, языком, он в первой багатели выражает, что всё в порядке «…в ритме и характере менуэта. Подчёркивая лирическую природу обеих тем, пианист, тем не менее, противопоставляет их друг другу, даже несколько утрируя, особенно в репризе, состояние тревожного ожидания в первой из них, по контрасту с темой среднего, Es-dur'ного раздела, звучащей мягко, певуче, в полном соответствии с авторской ремаркой con anima [с душой]».

Та самая прелесть выражения волны интонацией чтеца стихотворения «Закат».

Но что если чтец натянул своё благорасположение к волне, изображённой им интонациями?

Он ведь и звукопись натянул на стихи Пикаловой (временная метка 2:44). А есть ли она вот в этом стихотворении? – Если и есть, то только три «з» в первой строчке и три «в» в пятой... Не знаю… Если натянуть, то что: гр – кр – др – тр? «багряных», «реклам», «обескровленные», «дрожа», «город», «смотрел». Они ж смысла ни расширяют, ни подчёркивают, как «з» заката и «в» марева.

Мне картина в музыке представилась не такая благая.

Солнце шло-шло по небу среди безразличной к нему природы. У горизонта оно заволновалось, не хотя уходить с неба. Но – бесполезно, не за что уцепиться. И оно скатилось. А природе по-прежнему всё – равно. – Трагедия.

Но есть ли трагедия вне музыки?

Троекратное «город» выражает постоянство.

В период поздней античности Феб олицетворял солнце. А само упоминание античного означает

«В античных взглядах содержатся суждения о том, что любое явление – от отдельного человека до государства – развивается в соответствии с «порядком природы», причём в процессе развития проходит одни и те же этапы: зарождения, зрелости, упадка, что отражает основную идею теории циклов».

И что такое цикличность? «город всё бежал» – Постоянство. – Какова и тема стихотворения «Закат». – В смысле: всё нормально. Плохо, но нормально. – Приятие Зла. То, что и есть декадентство.

Соответствует приятию Зла и отсутствие каких-либо стиховых новаций.

Ещё можно посмотреть, не негативна ли аура слов о Зле-цивилизации. – «Огни реклам тонули». Это сочувственно к терпящему бедствие Злу. «Как обескровленные тени» – собственно, то же. «…город всё бежал» – нейтрально то, что описывает Зло. «…город не смотрел» – то же.

Приятие! Что поделать? Так мир устроен – со Злом.

Проверка подтвердила первоначальный вывод, и я могу успокоиться.

 

 

31 января 2021 г.

 

 

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за февраль 2021 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: ЮMoney: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению февраля 2021 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

24.02: Владимир Положенцев. Искушение (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего ЮМани-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2021 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2021 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!