HTM
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2023 г.

Художественный смысл

Нечитайло

Обсудить

Цикл статей

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за май 2021 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за май 2021 года

 

На чтение потребуется 20 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 30.05.2021
Оглавление


1. Не читайте про Нечитайло, правды не напишут
2. Колобок, который ото всех ушёл

Не читайте про Нечитайло, правды не напишут


 

 

 

У меня иногда впечатление, что вокруг заговор, а я, как тот ребёнок из андерсеновской сказки про голого короля.

«В памяти предстал Кузнецкий мост. Московская выставка молодых художников. Вернисаж. Толчея. Взволнованные лица.

И вдруг встречаю Василия Нечитайло. Мы подходим к большому холсту: на картине молодая женщина, две маленькие девочки с цветами и книгами, на фоне – конный красногвардеец как символ героического прошлого…

 

Нечитайло К. Воспоминание о революции. 1980.
Нечитайло К. Воспоминание о революции. 1980.

 

– Это полотно написала моя дочь Ксения, – проговорил Василий Кириллович. – Вот она на картине стоит с дочками, моими внучками, Настей и Машей. За ними на коне их прадед, мой отец Кирилл Никитович…

Я глядел на своеобычный, интересно решённый холст «Воспоминание о революции» и сразу понял гордость большого мастера за свою дочь-художницу, талантливую, со своеобразным, ни на кого не похожим голосом… Пристально вглядываясь в картину и видя радость в глазах Нечитайло, я ещё крепче уверовал в значимость и современность реалистической живописи, обладающей древним и вечно юным ликом.

«Писать ярче» – этот завет отца не забывают и стараются исполнить дочь Ксения и сыновья Дмитрий и Сергей – молодые художники, уже по-разному заявившие о себе как дарования свежие, разные. Такова преемственность поколений.

Молодые…

Ведь им создавать искусство XXI века.

Как важно в судьбе каждого большого мастера чувствовать рядом с собою плечо верного друга, единомышленника. Таким товарищем был у Василия Нечитайло ещё с юности, с институтской скамьи Юрий Кугач. Вместе они учились, защищали свои дипломы, показывали из года в год новые полотна на больших выставках. Конечно, их искусство, как, впрочем, творчество всех художников-реалистов, было разным, но приверженность к станковой живописи, любовь к природе, человеку, к сочному, полнозвучному языку русской живописной школы – общими.

. . . . . . . . . . . . .

Словом, всего лишь один взгляд на шедевр живописи перенесёт вас в ту эпоху, в то время, в которое жил и творил художник.

Но для этого мастер должен целиком принадлежать своему времени. И чем цельнее и мощнее эта его приверженность, тем великолепнее и бессмертнее его творения.

…На крытом пёстрой тканью старинном массивном диване, стоящем в углу, лежит ярко-жёлтый медвежонок – плюшевая кукла. Её забыла Настя, внучка художника. Рядом, на стене мастерской, мы видим её портрет, сияющий радостью бытия, свежестью, улыбкой.

– Василий любил жизнь, – говорит Юрий Кугач.

. . . . . . . . . . . . .

– Тема последней картины Василия «Красные партизаны» – кардинальная тема всей его живописи, – продолжает Кугач. – А если сказать точнее – лейтмотив всей его жизни.

 

 Нечитайло В. Красные Партизаны. 1980.
Нечитайло В. Красные Партизаны. 1980.

 

Ведь придя в институт, он предстал перед ребятами как сын донских степей. Мы узнали из его рассказов о годах гражданской войны на Дону, о поднятой целине в Сальских степях, и он казался нам иногда парнем из легенды, о которой мы читали только в романах или стихах» (Долгополов. Мастера и шедевры. Т. 3).

Такое впечатление, что Василий Нечитайло вполне доволен был произведением дочери не только по формальному признаку – «Писать ярче» и «современность реалистической живописи» – но и по идейному – «любил жизнь». Ибо революцию понимал как созидание, а любовь к жизни и созиданию выражать естественно по его мнению – это натуроподобно.

И все слепы к черноте на картине Ксении, к тому, что трое стоящих стоят так, что, в общем, не имеют отношения к тому, на каком фоне они стоят. Разве что красный свой пионерский галстук старшая девочка в руке теребит, а у младшей в руках цветочки цвета, имеющего отдалённое родство с красным – фиолетового. Правда, как и конь под легендарным дедом. Но.

По-моему, тут такое воспоминание о революции, которое издевательством можно назвать.

Это нарисовано за несколько лет до перестройки и гласности, когда массово стали хаять революцию, но. Ксения могла вращаться в соответствующих кругах…

Много что в своей картине она отметила насмешкой (примитивизмом изображения): и дочек, как-то всё же причастных к воспоминанию о революции, и деда. (Надо ли перечислять, что именно носит черты примитивизма? – До карикатурности тонкие ноги старшей дочки, ультраподробность причёски младшей, нелепость её позы, схематичность лиц обеих, да и деда тоже, неестественность и его позы, да и коня. Да и чернота, «в лоб» обозначающая негативное отношение.) И только брюки…

«В 70-е начали появляться джинсы клёш, но мне в джинсах было некомфортно. В центральном аппарате джинсы считались неприличными».

И только на брюках Ксения оттянулась как мастер живописи. Бархат нарисован натуралистически. – Даёшь вещизм! Объявленный официально врагом строя.

Если что в изображении и роднит дочь и отца, так это шаблон: натуроподобием выражать своё положительное отношение. Шаблон, не имеющий ничего общего с искусством в ХХ веке.

Может, на это и намекает Манин:

«…рассудочно подходит к теме Ксения Васильевна Нечитайло (род. 1942) в картинах «Брат из армии вернулся» (1976), «Гурзуф начала века» (1978), «Воспоминание о революции» (1980) и др. В примитивизме сказывалась диалектика разностей, из-за чего образ или обострялся, или вообще пропадал, будучи облечён в форму, далёкую от реальности. Иными словами, возникало впечатляющее противоречие между правдивым ситуационным содержанием и неправдивой или неадекватной ему визуальной формой». (Манин. Русская живопись ХХ века).

 

 Нечитайло К. Брат из армии вернулся. 1976.
Нечитайло К. Брат из армии вернулся. 1976.

 

В раньше написанной вещи издевательство не такое грубое. Но всё-таки не снять в квартире головной убор она своего военного заставила.

И это называется искусством?

 

 

7 июля 2019 г.

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в мае 2021 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за мае 2021 года

 

 

 

  Поделиться:     
 

Оглавление


1. Не читайте про Нечитайло, правды не напишут
2. Колобок, который ото всех ушёл
325 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.10 на 24.11.2024, 13:43 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


50 000 ₽ за статью о стихах



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

09.11.2024
Взаимодействие с Вами не перестаёт меня радовать и, думаю, принесёт хорошие плоды.
Алексей Уткин

13.10.2024
Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения.
Юлия Цветкова

01.10.2024
Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову.
Екатерина Сердюкова



Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!