Художественный смысл
Цикл статей
На чтение потребуется 20 минут | Цитата | Подписаться на журнал
Оглавление 1. Не читайте про Нечитайло, правды не напишут 2. Колобок, который ото всех ушёл Не читайте про Нечитайло, правды не напишут
У меня иногда впечатление, что вокруг заговор, а я, как тот ребёнок из андерсеновской сказки про голого короля. «В памяти предстал Кузнецкий мост. Московская выставка молодых художников. Вернисаж. Толчея. Взволнованные лица. И вдруг встречаю Василия Нечитайло. Мы подходим к большому холсту: на картине молодая женщина, две маленькие девочки с цветами и книгами, на фоне – конный красногвардеец как символ героического прошлого…
Нечитайло К. Воспоминание о революции. 1980.
– Это полотно написала моя дочь Ксения, – проговорил Василий Кириллович. – Вот она на картине стоит с дочками, моими внучками, Настей и Машей. За ними на коне их прадед, мой отец Кирилл Никитович… Я глядел на своеобычный, интересно решённый холст «Воспоминание о революции» и сразу понял гордость большого мастера за свою дочь-художницу, талантливую, со своеобразным, ни на кого не похожим голосом… Пристально вглядываясь в картину и видя радость в глазах Нечитайло, я ещё крепче уверовал в значимость и современность реалистической живописи, обладающей древним и вечно юным ликом. «Писать ярче» – этот завет отца не забывают и стараются исполнить дочь Ксения и сыновья Дмитрий и Сергей – молодые художники, уже по-разному заявившие о себе как дарования свежие, разные. Такова преемственность поколений. Молодые… Ведь им создавать искусство XXI века. Как важно в судьбе каждого большого мастера чувствовать рядом с собою плечо верного друга, единомышленника. Таким товарищем был у Василия Нечитайло ещё с юности, с институтской скамьи Юрий Кугач. Вместе они учились, защищали свои дипломы, показывали из года в год новые полотна на больших выставках. Конечно, их искусство, как, впрочем, творчество всех художников-реалистов, было разным, но приверженность к станковой живописи, любовь к природе, человеку, к сочному, полнозвучному языку русской живописной школы – общими. . . . . . . . . . . . . . Словом, всего лишь один взгляд на шедевр живописи перенесёт вас в ту эпоху, в то время, в которое жил и творил художник. Но для этого мастер должен целиком принадлежать своему времени. И чем цельнее и мощнее эта его приверженность, тем великолепнее и бессмертнее его творения. …На крытом пёстрой тканью старинном массивном диване, стоящем в углу, лежит ярко-жёлтый медвежонок – плюшевая кукла. Её забыла Настя, внучка художника. Рядом, на стене мастерской, мы видим её портрет, сияющий радостью бытия, свежестью, улыбкой. – Василий любил жизнь, – говорит Юрий Кугач. . . . . . . . . . . . . . – Тема последней картины Василия «Красные партизаны» – кардинальная тема всей его живописи, – продолжает Кугач. – А если сказать точнее – лейтмотив всей его жизни.
Ведь придя в институт, он предстал перед ребятами как сын донских степей. Мы узнали из его рассказов о годах гражданской войны на Дону, о поднятой целине в Сальских степях, и он казался нам иногда парнем из легенды, о которой мы читали только в романах или стихах» (Долгополов. Мастера и шедевры. Т. 3). Такое впечатление, что Василий Нечитайло вполне доволен был произведением дочери не только по формальному признаку – «Писать ярче» и «современность реалистической живописи» – но и по идейному – «любил жизнь». Ибо революцию понимал как созидание, а любовь к жизни и созиданию выражать естественно по его мнению – это натуроподобно. И все слепы к черноте на картине Ксении, к тому, что трое стоящих стоят так, что, в общем, не имеют отношения к тому, на каком фоне они стоят. Разве что красный свой пионерский галстук старшая девочка в руке теребит, а у младшей в руках цветочки цвета, имеющего отдалённое родство с красным – фиолетового. Правда, как и конь под легендарным дедом. Но. По-моему, тут такое воспоминание о революции, которое издевательством можно назвать. Это нарисовано за несколько лет до перестройки и гласности, когда массово стали хаять революцию, но. Ксения могла вращаться в соответствующих кругах… Много что в своей картине она отметила насмешкой (примитивизмом изображения): и дочек, как-то всё же причастных к воспоминанию о революции, и деда. (Надо ли перечислять, что именно носит черты примитивизма? – До карикатурности тонкие ноги старшей дочки, ультраподробность причёски младшей, нелепость её позы, схематичность лиц обеих, да и деда тоже, неестественность и его позы, да и коня. Да и чернота, «в лоб» обозначающая негативное отношение.) И только брюки… «В 70-е начали появляться джинсы клёш, но мне в джинсах было некомфортно. В центральном аппарате джинсы считались неприличными». И только на брюках Ксения оттянулась как мастер живописи. Бархат нарисован натуралистически. – Даёшь вещизм! Объявленный официально врагом строя. Если что в изображении и роднит дочь и отца, так это шаблон: натуроподобием выражать своё положительное отношение. Шаблон, не имеющий ничего общего с искусством в ХХ веке. Может, на это и намекает Манин: «…рассудочно подходит к теме Ксения Васильевна Нечитайло (род. 1942) в картинах «Брат из армии вернулся» (1976), «Гурзуф начала века» (1978), «Воспоминание о революции» (1980) и др. В примитивизме сказывалась диалектика разностей, из-за чего образ или обострялся, или вообще пропадал, будучи облечён в форму, далёкую от реальности. Иными словами, возникало впечатляющее противоречие между правдивым ситуационным содержанием и неправдивой или неадекватной ему визуальной формой». (Манин. Русская живопись ХХ века).
В раньше написанной вещи издевательство не такое грубое. Но всё-таки не снять в квартире головной убор она своего военного заставила. И это называется искусством?
опубликованные в журнале «Новая Литература» в мае 2021 года, оформите подписку или купите номер:
Оглавление 1. Не читайте про Нечитайло, правды не напишут 2. Колобок, который ото всех ушёл |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 09.11.2024 Взаимодействие с Вами не перестаёт меня радовать и, думаю, принесёт хорошие плоды. Алексей Уткин 13.10.2024 Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения. Юлия Цветкова 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова
|
||||||||||
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|