Художественный смысл
Цикл статей
На чтение потребуется 20 минут | Цитата | Подписаться на журнал
Оглавление 2. Колобок, который ото всех ушёл 3. Вот это уж точно не пойму? 4. Читается, всё-таки, эта Нечитайло Вот это уж точно не пойму?
Я ведь раб. Законов, которые для себя в искусствоведении выбрал за верные. Нет, я совершаю революции, когда реалии произведения меня заставляют это сделать. Но вообще я – раб. Если в предыдущих подходах к произведениям Ксении Нечитайло я выработал себе мнение, что она – постмодернист, т. е. нет для неё ничего, что могло б быть достойным ранга идеала, причём, она постмодернист сознательный, не стихийный, то при подходе к очередному её произведению я жду повторения этого же вывода. Она уже, по-моему, над чем смеялась? – Над Советской армией, над Октябрьской революцией, над идеалом семьи, над нецелеустремлённостью молодёжи, над красотой… А тут – над чем?
Это не перед могилой женщина стоит. Или перед могилой, сбоку? С длинной её стороны. А почему за спиной нет других могил, параллельных? – Ну, предположим, потому что эта – последняя в ряду. – Очень может быть, если она свежая. Например, тогда, в 1985-м, ещё шла Афганская война. – Нет. Не получается. Перед нею же не земляной холм. А прошло сколько-то месяцев, и, вот, уже бетон могильной плиты тут. И за несколько месяцев позади обязательно появились бы земляные холмики. А их нет. – Значит, это всё-таки не могила, а памятник на площади. Что-то типа:
Хорошо. А как можно тут найти насмешку? Насмешку Нечитайло выражает внедрением примитивизма. Так я что-то сомневаюсь, что он тут есть. Или считать за него отсутствие прерывистости тени матери? (На плите явно не отражение тёмной фигуры. Было б отражение, не кончилось бы оно перед нижним краем картины.) Но если это тень, то почему она не видна на снегу? И где тот снег, который она с могильной плиты успела смести? Ляпы? Или примитивизм? И, если он, тогда что перед нами: условность? Исполнение ритуала, а не переживание. Я вот хожу на могилу любимой жены. Ну? Разве я что-то переживаю, с нею связанное? – Нет. А я жену вспоминаю, можно сказать, каждый день, хоть она умерла 16 лет назад. Со мной даже чудо было. Через пять с половиной лет после её смерти мне переслали вещи из проданной нашей квартиры, и там оказались её утаённые ото всех бумаги. С любовными стихами друг другу её и её первой любви. И моя с нею переписка, когда я за нею ухаживал. Так я, старик, в неё снова влюбился, вчитываясь во всё это. Трудно поверить, но это так. Однако у могилы я ничего не переживаю. Нет, здесь есть попытка художницы изобразить на лице и натруженными руками скорбь. Но. При чём к скорби ТАКИЕ натруженные руки? Что: намёк, что сын уборщицы, скажем, – не то, что сын какого-нибудь шишки, отмазавшего своего дитятю от отправки в Афганистан? Типа: «Мы очень боялись, что Егора отправят в Афганистан. Был у него командир полка, который грозился за малейшую провинность сослать новобранцев в те края. Помню, я у них выступала в части, чтобы задобрить его начальника, потом мы упросили деда, Сергея Владимировича, тоже выступить, а затем этот командир и вовсе зарвался и обязал Михалкова принимать присяги у новобранцев. И Сергей Владимирович все это делал, лишь бы любимого внука не отправили в Афганистан». Ну хорошо. Нарочно нарисована невлиятельная женщина. Но неужели художница хотела изобразить скорбь о несчастной судьбе? Вон, крайне бедно одета, одна пришла. Муж давно бросил – очень уж некрасива она. Сына нет. Одна на свете… Но условность тоже налицо. Хоть и неявно. Однако и грубо «в лоб» осмеивать что-то Нечитайло после первых вещей зареклась. Надо скрыто.
Я тоже хорош. Мне льстит, что мне раз за разом удаётся найти спрятанную насмешку, и вот я опять и опять берусь о Нечитайло писать. А ведь не стоит. Её искусство – от ума, а не от подсознательного идеала. Второсортное, в лучшем случае… Слаб-с. Может, польза людям в том, что научатся не верить на слово…
Мне хочется показать один не насмешнический памятник афганцам.
Он, по-моему, с необычным смыслом – из-за того, на каком фоне сидит солдат. На фоне образа расколотой страны, какую нашёл выживший и вернувшийся с войны солдат. Солдат, жизни своей не жалевший за СССР, предотвращая, чтоб США не захватили Афганистан и не поставили там радары, просматривающие всю территорию СССР (так я слышал от военных о смысле вторжения в Афганистан – защита родины на дальних подступах к ней). И погибшие пожертвовали за это жизнью. А что обнаружили выжившие, вернувшись на родину? – Массу людей, готовых родину предать. Как факт. Я жил тогда в Одессе. Но как-то до меня не дошло, ни то, что поставили первый вариант памятника (в 1997), ни то, что его, бронзового, украли (в 1999), ни то, что 2000-м поставили на том же месте не бронзового. Я брёл раз по парку (я там обычно не ходил) и вдруг наткнулся в чаще на него, огромного. И заброшенного. Ещё как бы и о ненужности, получилось, подвига думала статуя в одиночестве. – Я был впечатлён глубиной.
опубликованные в журнале «Новая Литература» в мае 2021 года, оформите подписку или купите номер:
Оглавление 2. Колобок, который ото всех ушёл 3. Вот это уж точно не пойму? 4. Читается, всё-таки, эта Нечитайло |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|