HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 г.

Яна Кандова

Прекрасные индейцы из «Апокалипто» Мела Гибсона

Обсудить

Статья

 

Соавтор: Лачин

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 27.06.2019
Кадр из фильма
Кадр из фильма

 

 

 

Речь пойдёт об одном печальном недоразумении – с ним часто приходится сталкиваться при обсуждении фильма Мела Гибсона «Апокалипто» (обычно неточно называемому «Апокалипсисом»). Оппоненты разбиваются на два лагеря. Заявления одной стороны – индейцы, сами видите, были кровожадными дикарями, и европейцы правильно поступили, оккупировав Америку. Контраргументы оппонентов – Гибсон, как представитель европейской стороны, в частности, типичный гринго, янки, очернил индейцев, в завуалированной форме оправдывая преступления белых колонизаторов.

Заявления обеих сторон довольно странные. О первых можно сказать, что они не знают – или делают вид, что не знают – мировой истории даже в самых общих чертах. Но что самое интересное – обо всех оппонентах, обеих сторонах, создаётся впечатление, что они не видели данный фильм и потому допускают одну и ту же ошибку.

Сперва об «антииндейской» точке зрения.

Европейцы прибыли в Америку не потому, что узнали о зверствах индейцев и решили привить им культуру, а для грабежа и обращения людей в рабство. Этим они успешно и занялись по прибытии. Во-вторых, мы, неиндейцы, и друг друга убивали-пытали и убиваем-пытаем почём зря, и большие мастера заплечных дел. На это часто отвечают: «но у них человеческие жертвоприношения были, это ж совсем дикость». Ответим – и это, в-третьих – если вас будут убивать, вам не полегчает оттого, что это делается не в форме жертвоприношения богу, а с иными целями, скажем, проводя этнические чистки по указанию нацистской партии или охотясь на ведьм. А узники немецких и японских концлагерей, ставшие подопытными для медэкспериментов, мучились неизмеримо дольше жертв, коим вырывали сердце для насыщения бога Солнца. Лично мы, доведись выбирать, сами полезем на индейскую пирамиду, с криком «нате сердце моё!», только бы белым нацистам в белых халатах не попадаться. Чего и всем читателям советуем. В-четвёртых, жертвоприношения у майя были редкостью (что отмечали многие майеведы, критикуя фильм). Например, в Европе XV-XVII вв. на душу населения было значительно больше сожжённых заживо по обвинению в ведьмовстве, притом все или почти все казнённые были сожжены только после длительных пыток. И в-пятых. Ряд индейских народов верил – если не насыщать Солнце человеческой кровью, оно потухнет, и жертвоприношения необходимы для спасения всего человечества. Уверуй в это нынешние люди, будут поступать так же. То есть мы не гуманнее, просто лучше осведомлены о строении Солнечной системы. А вот миллионы индейцев, убитых и обращённых в рабство европейцами, уничтожены не для спасения рода людского, а для обогащения кучки дворян и буржуазии Запада.

(Между прочим, майя не прокалывали носы, губы и щёки золотыми стержнями, деревяшками и проволокой. Это так, к слову).

Верующие – христиане и мусульмане – при обсуждении любят говорить о дикости людей, не обращённых в авраамические религии. Только вот большинство убитых за последние две тысячи лет именно христианами-мусульманами и убиты. Часто весьма религиозными. Вырывание сердца, правда, не практиковали. Чаще сжигали, четвертовали, свежевали, колесовали, опускали в кипящие воду и масло, газовые камеры придумали и электрический стул. Видимо, чтобы отличаться от индейцев. Мы же не дикари какие-нибудь, а воцерковленные.

Это старая политика всех колонизаторов: уничтожив или поработив некий народ, талдычить, что был он жесток и глуп, и потому не заслуживал иной участи. То же говорили бы в случае победы немецко-японские фашисты, живописуя в книгах и фильмах дикость вымерших славян и корейцев.

Но теперь о главном недоразумении.

 

 

*   *   *

 

Дело в том, что точка зрения противников фильма, ругающих Гибсона за очернение индейцев, тоже, скажем так, несколько странная. Они сходятся со своими оппонентами в том, что фильм обличает индейцев и этим оправдывает их колонизацию. Но... с чего мы это взяли?

Представим, что некто, посмотрев фильм о зверствах фашистских оккупантов, например, «Иди и смотри» Элема Климова, или реалистический фильм об армии США во Вьетнаме, решил, что неиндейцы – люди сволочные и заслуживают уничтожения, или порабощения инопланетянами. Что за глупый зритель? Почему он приметил только отрицательных персонажей, хотя есть и положительные, и даже герои? Что за странная избирательность? Почему же после фильмов «Забавные игры» Михаэля Ханеке, «Они» Д. Моро и К. Палю, или «Райское озеро» Джеймса Уоткинса, мы не приходим к мысли, что западные люди дикари и заслуживают оккупации?

Пытались создатели «Апокалипто» очернить индейцев или нет, неважно – так или иначе, в фильме этого точно нет. Удивительно – никто или почти никто не заметил, что фильм повествует о двух племенах, и об одном из них ничего плохого не скажешь. Более того, социальной справедливости в нём больше, чем в большинстве современных государств, и гораздо больше, чем в любом неиндейском государстве XV в. И главный герой – персонаж положительный.

Виноват не режиссёр, якобы поносящий индейцев, а зрители, настроенные видеть среди индейцев, «цветных», только палачей, закрывая глаза на добрую половину населения.

И ещё. Никто не понял финала «Апокалипто». (Может, Гибсон и сам не понял). Главный герой стоит с супругой на берегу и смотрит на подплывающие корабли европейцев. «Мы пойдём к ним?», – спрашивает она. «Мы пойдём в лес», – отвечает он.

То есть не только не к ним, но и подальше от них. Ибо истинный апокалипсис именно с их приходом и начнётся. Всё нами пережитое – цветочки, а ягодки, западного производства, ещё впереди.

 

P. S. от Лачина из 2018 г. Это хорошо известно многим современным индейцам (да и потомкам испанцев), уходящим в леса, в леворадикальные партизаны, подальше от правительств западного образца. И не просто в лес, а с оружием в руках. Ибо Запад по-хорошему не понимает.

 

P. Р. S. от Лачина из 2019 г. И как я уточнил уже недавно: «Апокалипто» (настоящее название фильма) означает по-гречески, помимо прочего (у него ряд значений), «Новая жизнь». Сам Гибсон переводит как «Новое начало». «Апокалипсис», понятное дело – «Конец Света». И интересно, что оба названия оправданы концовкой фильма. Притом особенно – в современном мире. Беги в лес, от Апокалипсиса капитализма, взращённого Западом, и начни Апокалипто. По слову Космодемьянской: «Идите в лес! Идите в партизаны!».

 

 

2007, 2019 гг.

 

 

 Партизаны ФАРК (РВСК-АН, Революционных вооружённых сил Колумбии – Армии Народа)
«Мы пойдём в лес».
Партизаны ФАРК (РВСК-АН, Революционных вооружённых сил Колумбии – Армии Народа). Начали Апокалипто, Новую жизнь (даром что правительства США и Колумбии ославили их «террористами»).

 

 

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

06.11: Владимир Левин. Судья (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!