HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2017 г.

Игорь Кецельман

И Гитлер такой молодой…

Обсудить

Рецензия на книгу

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 23.10.2007
Игорь Кецельман. И Гитлер такой молодой… Рецензия на книгу: Грюсс Готт. "Фрейд и Гитлер. Палач и его тень". Иллюстрация.

Грюсс Готт. Фрейд и Гитлер. – М.: Гелеос, 2007, 320 с

 

Вена, 1912 год, здесь уже семь лет живут, бок о бок, знаменитый ученый Зигмунд Фрейд и нищий художник Адольф Гитлер. Что могло быть общего у столь разных людей? Об этом в своем романе рассказывает писатель Грюсс Готт.

О самом авторе книги ничего не известно. Вместо имени – псевдоним. «Грюсс Готт! – Храни Вас Бог!» – так в Баварии приветствуют друг друга. Скорее всего, выходец из СНГ: имя переводчика в тексте не указано. Сразу на русском написал. На нем он, судя по всему, и прочел роман Фейхтвангера «Изгнание», один из героев которого все изумлялся: как такое может быть, чтобы на Земле «одновременно жили Фрейд и Гитлер!» Грюсс Готт пошел дальше: не только одновременно, но и в одном городе жили! В Вене. Бок о бок.

Нет, не встречались. Общие знакомые могли быть. Эту тему и развивает в своем повествовании Грюсс Готт.

Читатель может спросить: а почему именно Фрейда выбрали Лион Фейхтвангер и наш автор? Что, не было других знаменитых людей, живших неподалеку от Гитлера?

Причина, видимо, в теории Фрейда, открывшего в человеке, в его подсознании темное начало. У писателей оно ассоциируется с Гитлером. Воплощенное зло.

Итак, Вена, 1912 год. Преуспевающий ученый Зигмунд Фрейд и нищий художник Адольф Гитлер. Не признают его картины, потому и нищий. Носильщиком на вокзале подрабатывает, когда есть нечего. Ручки короткие, тяжело чемоданы таскать. Зимой очень холодно было – в одном пиджачке юный Гитлер ходил. Сосед, венгерский еврей, подарил ему пальто. Согрелся.

Самого Фрейда в романе мы встречаем не так часто. Столько, сколько нужно по сюжету. Вежливый, корректный, и очень закрытый человек. Даже не подумаешь, что он – создатель учения, изменившего мир!

Зато Адольфу Гитлеру автор уделяет немало страниц. «Меня… поражает судьба этого человека, его молниеносное, феерическое продвижение наверх», – пишет он. Грюсс Готт пытается понять внутренний мир Гитлера при помощи теории Фрейда.

У большинства людей темное начало спрятано глубоко в бессознательном, и никогда не будет реализовано. Множество барьеров на его пути. А Гитлер намеренно убрал преграды, сдерживающие зло в глубине его подсознания. «Дать полную волю своим мыслям и желаниям» и «Никакой цензуры поведения», – решает он.

Вот его отличие от остальных людей, – считает автор: нет внутренней преграды, того, что мы обычно называем совестью.

– Господи! – воскликнет читатель. – Да мало ли на свете бессовестных людей? Что, они от этого великими стали? Мелкая пакость – их удел.

Но Гитлеру, взамен совести, была дана воля и ум, позволивший ему сделать открытие: голос одного ничего не значит («Единица – вздор, единица – ноль!» – писал кто-то очень знакомый), а вот голоса десятков тысяч услышат. Массы – как рупор его голоса. Далеко разнесется. Значит, надо ими овладеть. Отныне – долой художество, его цель: массы. Всю волю на это, и ни одного рисунка больше (столько усилий в пустоту!). Не захотели увидеть картины, пусть голос услышат. «Во мне кипит сила воли, способная сокрушить мир», – говорил себе Адольф.

И он сокрушил. Почти.

Волей автора, на пути Гитлера в той же Вене 1912 года встает молодая девушка Ева Гоммерфельд, еще один персонаж книги. Зловещий сон приснился: «Он не знает совести…»

Будто бы судьбой ей назначено остановить страшное зло, надвигающееся на мир. Адольфа Гитлера.

– Ну и как, остановила?

Взгляните на предыдущий абзац, там, где о силе воли Гитлера, способной сокрушить мир. «И он сокрушил. Почти». «Почти» – это ее заслуга. Юной ученицы Зигмунда Фрейда.

 

В заключение следует сказать, что произведение Грюсса Готта, рассказывающее о жизни Гитлера, далеко не единственное в своем роде. Множество подобных книг издано в нашей стране в последнее время. В чем же причины такого изобилия?

Прежде всего, разговоры о русском фашизме; они то затихают, то снова разгораются, проблема-то жива: мигранты! Отличия в языке, одежде, манере поведения, – то, что раздражало Гитлера в евреях и цыганах, сейчас раздражает националистов в выходцах из Средней Азии, Кавказа…

Другая причина – биография Гитлера долго замалчивалась. О нем знали: душегуб, палач, – и все. А как дошел до жизни такой, его путь к власти, – ни слова. Умолчание – не лучший способ борьбы с фашизмом, только интерес подогревает. Вот и раскупают теперь книги о Гитлере, заполняют пробелы в образовании. А издательства поспешно печатают новые и новые произведения о нем. Спрос!

А почему, собственно, Адольф (Адольф Алоизович – ласково зовут его русские нацисты), отчего к нему такой интерес? Мало других фашистов было? Муссолини, например, – интереснейшая личность. Почему о нем почти ничего, а весь интерес к Гитлеру? – Крови на нем много, кровь людей притягивает, как в старину публичная казнь собирала толпы: посмотреть!

Действует то самое «темное начало», о котором предупреждал Фрейд.

Мудрый был старик, только мало о нем пишут, гораздо меньше, чем о Гитлере…

 

 

 

Грюсс Готт. Фрейд и Гитлер. Палач и его тень. Издательство: 2007 г.

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

11.07: Дмитрий Линник. Все красивые девушки выходят на Чертановской (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за март 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2017 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!