HTM
Номер журнала «Новая Литература» за июль 2017 г.

Григорий Климешов

Умберто Эко. Новый взгляд на мобильник (перевод с итальянского)

Обсудить

Статья

Опубликовано редактором: , 1.09.2008

 

 

 

Умберто ЭкоКто внутренне свободен, может пользоваться тысячью функций аппарата, но только не телефонной связью.

 

 

В начале 90-х, когда сотовыми телефонами пользовалось ещё мало людей, даже эти немногие считали невыносимой поездку в поезде, я посвятил этой теме одно эссе, полное раздражения. Я говорил, что мобильник нужно было бы разрешить только врачам-трансплантологам, слесарям-водопроводчикам (в обоих случаях люди, чей труд социально полезен, должны быть везде и всегда доступны) и неверным супругам. Что касается всего остального, когда, например, никогда не сидящие на месте люди кричали в поезде или в аэропорту по поводу металлопроката и банковских ссуд, это говорило больше о социальной отсталости: у настоящих сильных мира сего вместо сотовых телефонов по 20 секретарш, фильтрующих корреспонденцию, а мобильник нужен промежуточному персоналу, который должен в любую минуту связываться с управляющим директором или маленькому дельцу, которого банк должен предупредить об угрозе закрытия счёта.

С тех пор дважды изменилась ситуация для неверных супругов: на первом этапе им нужно былоНовый взгляд на мобильник отказаться от этого инструмента конфиденциальности, потому что как только они им обзаводились, у второй половины появлялись законные основания для подозрения; на втором этапе ситуация изменилась в обратную сторону, так как, учитывая, что мобильник есть уже у всех, измену доказать стало сложнее. Сейчас любовники могут им пользоваться, но при условии, что у них не будет отношений с людьми в той или иной степени известными, потому что в этом случае разговор будет непременно перехвачен. Ничего не изменилось для социальной отсталости (ничего не дали фотографии Буша с мобильником возле уха), но надо признать, что мобильник стал средством общения (порой даже чрезмерного) для мам и детей, для обмана на экзамене на аттестат зрелости, средством импульсивной фотомании; молодёжь перестаёт носить наручные часы, так как время можно посмотреть на мобильнике, всё чаще и чаще отправляют sms, могут узнавать новости каждую минуту, при помощи мобильника можно подключиться к Интернету и безо всяких проводов получать электронную почту. В своих всё более совершенных формах мобильник служит не только записной книжкой, но и карманным компьютером, и вот перед нами главный социальный и технический феномен.

Но можно ли ещё обходиться без мобильника? Раз уж «жить-ради-мобильника» означает полную сопричастность с настоящим и непреодолимое желание общаться, что лишает нас возможности хоть немного побыть наедине с собой, у кого в сердце есть собственная свобода (внутренняя и внешняя), тот может использовать очень много услуг данного аппарата, кроме телефонной связи. В крайнем случае можно включать его только чтобы вызвать такси или сообщить домой, что поезд опаздывает на 3 часа, но не для того, чтобы звонили вам (пусть он будет отключён). Когда кто-нибудь принимается ругать меня за эту привычку, я привожу печальный пример: когда умер мой отец, более 40 лет назад (и следовательно задолго до появления сотовых телефонов), я был в отъезде и узнал об этом только спустя много времени. Ну, хорошо, это потерянное время ничего не изменило. И ничего бы не изменилось, даже если я узнал бы об этом через 10 минут. Это означает, что мгновенное сообщение по мобильнику имеет мало общего с великими темами жизни и смерти, не нужно исследователям Аристотеля и тем, кто неистово спорит о существовании Бога.

Значит, мобильник не вызывает интереса у философа (если только не для того, чтобы носить в кармане библиографию из 3 тысяч заголовков)? Наоборот. Есть такие технологические инновации, изменившие жизнь человека до такой степени, что стали предметом философских споров – и хватит думать об изобретении письменности (от Платона до Дерриды) или механических станков (Маркс). Любопытно, но что-то мало философии было по поводу других технологических изобретений, которые кажутся нам такими важными, например, автомобиль или аэроплан (даже если и размышляли об изменении представления о скорости). Но автомобилем и самолётом (если только мы не таксисты, водители грузовиков или пилоты) мы пользуемся только, когда нужно, а письмо и механические устройства большей части повседневной деятельности радикально изменили каждое мгновенье нашей жизни.

Философии мобильника посвящена книга Маурицио Феррариса (издательства Бомпиани). Она выйдет в свет в начале сентября, а настоящее эссе будет опубликовано неделей раньше. Я против (как и сам автор) отзывов, сделанных заранее: читатель заинтересуется книгой, будет спрашивать её в книжном магазине, услышит, что её ещё нет, обвинит книготорговцев в профессиональной непригодности, в последующие дни прочитает отзывы о других книгах и заинтересуется совершенно другими вещами. Поэтому пока я заканчиваю читать гранки этой книги, оставляю за собой право вернуться к этой теме в одном из последующих эссе. Ещё и потому, что если заголовок («Ты где? Онтология сотового телефона») даёт повод для подозрения какого-нибудь легкомысленного развлечения, Феррарис извлекает из этого предмета целую серию очень серьёзных размышлений и вовлекает нас в интригующую философскую игру.

 

 

 

        Журнал "Эспрессо"

 

 

        перевод с итальянского Григория Климешова

 

 

____________________________________

 

Дополнительная информация.

 

Купить книгу Маурицио Феррариса «Ты где? Онтология мобильного телефона»

вы можете в интернет-магазине «ozon.ru», нажав на изображение обложки:

 

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

20.09: Юрий Гундарев. Консультант (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за май 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2017 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2017 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!