HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Михаил Кобец

Ограниченное пространство

Обсудить

Эссе

 

Купить в журнале за июль 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июль 2018 года

 

На чтение потребуется 20 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 26.07.2018
Иллюстрация. Название: «Без названия II» (из коллекции «Персонажи ночи»). Автор: Фабиан Перез (род. в 1967 г.). Источник: https://cameralabs.org/9945-kartiny-polnye-chuvstv-argentinskikh-strastej-i-zadumchivosti-khudozhnik-fabian-p

 

 

 

Ограниченное пространство есть некоторая энергетическая данность, которая обозначает себя как «это» или как «то». По своей метафизической природе ограничение есть только данность восприятия. Кроме того, что дано «вот так», и страха или радости, вызванного этим «вот так», ничего не существует. По социально-биологической природе ограничение есть некоторое личное Я, претендующее на самодостаточность своего собственного пространства. Именно здесь мы имеем данность типа «это» – «я христианин», «я отец», «француз», «бизнесмен», и пр., пр. Все попытки обозначить себя через «не то» всё равно предполагают данность типа «это»: вербальность любого поиска обусловлена.

 

Ограниченное пространство есть в такой же степени живой организм, как и пространство абсолютное, с тою лишь разницей, что абсолютное пространство Единого Организма существует как самодостаточное восприятие личного Я, а ограниченное пространство существует как самодостаточное Я личного восприятия.

 

Ограниченное пространство бывает трёх типов: индивидуальное, коллективное и внесоциальное. В первом случае мы имеем человека, который воспринимает своё личное Я как физическое тело (или – как видимое тело). Во втором случае мы имеем человека, который воспринимает своё личное Я как некоторое социальное тело, здесь могут быть семья, нация, конфессия, государство, профсоюз, и пр., пр. В третьем случае мы имеем то, что человек наблюдает как «не-Я» – камень, птица, дождь и так далее, здесь могут быть как отдельные знаки, так и системы знаков, суть в том именно, что внесоциальные ограниченные пространства существуют вне воли и власти индивидуального и коллективного Я. Это, конечно же, не так, но в данном случае мы можем сделать вид, будто то, что мы видим – не есть то, что мы есть.

 

Следует уточнить вот что: когда человек обозначает некоторым образом своё личное Я, то обозначение будет верным лишь с учётом перспективы и жертвенности. Что я имею в виду? Если личное Я обозначено как физическое тело, и вдруг обстоятельства складываются так, что человеку приходится выбирать между собственной жизнью и жизнью, к примеру, отца своего, тогда, чтобы подтвердилось прежнее обозначение личного Я, человеку надлежит сохранить собственную жизнь, собственное тело. Но если выбор – жизнь отца – тогда обозначение личного Я было неверным.

 

Здесь неуместны слова о благородстве и прочем, для другого Я невозможно сделать сверх того, что делается для собственного. Поэтому: не любоваться собою нужно, а точно определять границы своего пространства. Пространство личного организма есть такое пространство, в границах которого человек имеет способность и возможность удовлетворять свои желания без угрозы нарушить самодостаточность личного восприятия. Поэтому любая жертва приносится не для другого организма, но только для своего собственного.

 

В нашем примере мы получаем: если сын имеет потребность в отце, значит они – один организм, одно пространство, ограниченное теми или иными представлениями о должном.

 

Точно так же обозначение личного Я определяется по отношению к нации, родине, Солнцу и всем прочим знакам и знаковым системам текста Бога. Именно так: «по отношению». Пространство собственного Я существует только во взаимоотношениях с окружающими пространствами.

 

Кроме того: как организм живой и развивающийся, ограниченное пространство существует не только в данности конкретного места (физическое тело, семья, нация или что-либо другое), но ещё и в перспективе. То есть: для обозначения личного Я важно не только то, каков человек есть здесь и сейчас, но и то, каким он хочет быть завтра, всегда и везде. То, для чего человек живёт – и есть его организм, его личное Я.

 

Здесь появляются три момента: реальность, избранность и самолюбование. Эти три момента составляют основу претензий всякого Я на самодостаточность своего организма и собственных представлений о должном. Давайте посмотрим: что здесь и почему.

 

Почему ограниченному пространству необходимо увериться в реальности своего существования? Потому что человек не в состоянии изменить своей данности, своих желаний, своего «хочу быть». И даже самоубийство – не исключение, поскольку «уход из жизни» по собственному волеизъявлению – не более чем защита от внешней агрессии, когда личное Я хочет быть «таким», а стадо требует от него быть «этаким». Получаем: уверенность в реальности личного Я человеку нужна для того, чтобы избежать признаний в собственном бессилии.

 

Впрочем, у человека стада никогда – именно так: никогда – не возникает сомнений в реальности личного Я и личного восприятия. Более того: реальность в стаде принято толковать не просто «так есть», а «так должно быть». То есть: если «я вижу» или «мы видим» «вот так» – то: «так и должно быть, только такое восприятие правильное, нормальное и справедливое». Для человека стада реальность – это не факт движения пространства, но аргумент в пользу утверждения собственной воли и власти над всем окружающим миром.

 

Претензии на реальность личного Я высказываются в социальном мире через агрессию по отношению к тем, кто не разделяет общепринятую точку зрения. Конечно: инакомыслящих не всегда давят танками, отправляют в тюрьмы и сумасшедшие дома, степень жестокости и агрессии зависит как от «проступка» самого провинившегося (инакомыслящего), так и от уровня общественного сознания, формирующего тот или иной тип стадного существа – патриотов, свободолюбцев, и пр., пр., приверженцев гуманизма, фашизма, гомосексуализма или чего бы то ни было ещё в том же роде.

 

Хорошо. Дальше. Что у нас с избранностью? Да, ограниченному пространству необходимо осознавать свою избранность. Здесь всё то же бессилие. Если человек хочет быть «таким», а не «этаким», но не в состоянии стать тем, кем он хочет, то подсознание, чтобы сохранить пространство личного Я в целостности и обеспечить ему равномерное движение, пытается «уверить» человека в том, что его теперешнее состояние – благо для немногих, и не отказываться от него нужно, а напротив – гордиться. Осознание избранности – утешение слабых, больных и нищих.

 

Кроме того: на одном стуле хорошо сидеть одному. Поэтому всякий человек, претендующий на удобное место для личного Я, полагает, что он имеет преимущества перед всеми остальными. Исходить из принципа «перед Богом и смертью мы все равны» человеку стада весьма затруднительно, ведь тогда пришлось бы думать и сострадать, а не только исполнять и отдавать приказы.

 

В большинстве случаев претензии на избранность не объявляются открыто, разве только в политике и искусстве принято беспардонное оповещение всего мира о собственной глупости. Чаще всего избранность только подразумевается. К примеру: во взаимоотношениях с родными и друзьями она принимает форму заботы, когда говорят: «я желаю тебе добра, я знаю лучше, послушай меня», и пр., пр. Или: на уровне национальных взаимоотношений избранность принимает форму патриотизма, когда изучению национальной культуры уделяют больше внимания, чем изучению истории иных государств и наций. Казалось бы, здесь нет вопроса: россиянин должен знать историю России лучше, чем историю Франции, а француз, соответственно, историю Франции. Именно: в стаде нет вопроса. Русское стадо хочет остаться русским стадом, а французское – французским. Поэтому человек «должен», стадо хочет, а человек – должен.

 

Человек не успел родиться, а уже должен – нации, отечеству, вере, родителям, палачам своим и судьям, медсёстрам, мессиям, друзьям и вождям. Впору вспомнить господина Канта и опять создавать Третий рейх. Кто хочет жить в рабстве – тот будет накормлен, кто хочет свободы – тот будет распят.

 

Хорошо. Претензии на избранность не объявляются (как правило) открыто. О них говорят со скромностью, дескать, нам вашего не надо, но и своего не отдадим. Однако не следует забывать: избранность не только в том состоит, что человек подвергает сомнению способность окружающих видеть Бога, получать от Него откровение и знать, что есть добро и что зло, но и в том ещё, что человек не подвергает сомнению собственные способности – видеть и знать – не только Бога, но и Самого Себя.

 

Как убедиться человеку в собственной избранности? Можно сколько угодно говорить себе о том, что во всём мире нет никого красивее, мудрее, сильнее, и пр., пр. (на выбор), но подтвердить избранность лишь одним своим мнением, как бы оно ни было верно, не удастся. Ещё раз: организм существует только по отношению к другому. Поэтому необходимо подтверждение со стороны. Отсюда имеем: единственный аргумент в пользу избранности – успех. Если успех разложить на «части», то мы увидим: чудо, славу, деньги и власть.

 

Избранность нужно доказывать. Этим она и отличается от самолюбования. «Ах, какой я хороший» – это самолюбование, «эй, посмотрите, какой я хороший» – это избранность. Требуется каким-либо способом обратить на себя внимание окружающих, вызвать у них зависть и желание подражать.

 

Можно стараться обрести индивидуальную избранность, а можно – коллективную, которая, собственно говоря, есть та же самая индивидуальная, но только обретённая не прямым путём, а «через» – через нацию, отечество или веру. Второй путь – безопаснее и быстрее. Человек, доказывающий свою избранность через индивидуальность – сумасшедший, доказывающий свою избранность через коллектив – преступник. Конечно: альтернатива весьма сомнительна, но пока человек находится в стаде, пока думает, чувствует и поступает в соответствии с должным – он не может выйти за пределы абсурда: где кончается избранность – начинается смерть.

 

Хорошо. Теперь – самолюбование. Здесь всё то же: бессилие. Человек наблюдает то, что ему кажется личным Я и видит несовершенство этого Я. А исправить опять-таки ничего не может. Потому что восприятие ограничено – и психофорией системы восприятия, и психофорией личного Я.

 

Удержать систему личного восприятия в равновесии с помощью самолюбования довольно просто, пожалуй, это единственная возможность для человека стада исполнить своё «хочу быть таким» без особых усилий – и психических, и финансовых, и всех прочих. А если для самолюбования ещё и пользоваться стандартной схемой стада – вообще никаких проблем с совестью.

 

Самолюбование в стаде доступно глазу – и глазу собственному и глазу окружающих – «я сделал гаек больше, чем мой напарник», «я больше убил врагов родины моей, чем сосед», и пр., пр. Дальше – медаль на грудь и дом с видом на Рай (в зависимости от заслуг перед стадом). Самолюбование в пространстве стада доступно каждому из нас. Поэтому всякий человек, живущий по законам стада, имеет неплохие шансы подтвердить обоснованность своих претензий на сверхценность личного Я (вот: уже избранность) и тем самым избежать осознания беспомощности своей и неуверенности в завтрашнем дне. Стадный человек старается прожить свою жизнь достойно. Так оно обычно и бывает: дом, тюрьма, больница, кладбище.

 

Подведём некоторый итог. Ограниченное пространство стремится к самодостаточности, то есть: к обозначению собственного организма через утверждение абсолютного значения видимого глазу предела восприятия.

 

Как только предел восприятия определён как норма или образец («так быть должно»), пространство начинает жить по законам насилия. Однако позволю себе повторить ещё раз: откровенное насилие как аргумент в споре за торжество Эдема и собственных представлений о должном используется крайне редко. (Конечно, это «редко» верно лишь по отношению к общераспространённой практике.) Тех, кто использует неприкрытое, ничем не обоснованное насилие, традиционно принято называть преступниками.

 

Чтобы иметь достаточно убедительное оправдание насилия, человек придумывает философские и религиозные системы, создаёт политические и государственные конструкции, которые позволяют ему не только избежать признаний в собственной низости, но и любоваться собою, хотя бы и в одной только надежде, будто он действительно хочет действовать без насилия не только над окружающими пространствами, но и над своим личным организмом – в достижении целей, которые кажутся ему благими и справедливыми. Так оно и есть: боголюбцы – готовят хворост, богоносцы – бросают стекло.

 

А как ещё может быть, если есть предел восприятия, возведённый в ранг абсолюта? Преодолеть барьер собственного Я человек не в состоянии, а оставаться в нём – значит быть рабом. Вот и приходится спасаться от бессилия таким способом: делать вид, будто так и надо, будто за понедельником следует вторник, а за вторником среда. Самообман происходит за пределами психически осознанных пространств нашего восприятия, где-нибудь в подсознании или около. Человек «не понимает», но «догадывается», что встреча с собою самим не сулит ничего хорошего нынешним представлениям о должном. Человек боится. Кто ничего не имеет – тот боится всё потерять.

 

Именно так: согласиться с тем, что чистота убеждений есть лучший способ самообмана, а логика – искусство ошибаться с уверенностью в собственной правоте, это значит, по мнению человека, признать несостоятельность своего восприятия и личного Я, которое, повторю ещё раз, не столько в том, что есть «сегодня», сколько в том, что будет «завтра».

 

И ещё раз: человек, чьё восприятие возведено в ранг абсолюта, не в состоянии избежать насилия. Жестокость и насилие – это вопрос времени и власти, а не чистоты убеждений. Рано или поздно, но у человека «вдруг» обнаруживается потребность защищать интересы своего собственного организма, и тогда восприятие собственного пространства перестаёт быть мерою казни только для личного Я: чем ограниченнее восприятие – тем необузданней жестокость.

 

Теперь подробнее о насилии. Насилие существует только... [...]

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в июле 2018 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июль 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению июля 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

267 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 19.03.2024, 09:27 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов

06.03.2024
Журнал Ваш вызывает искреннее уважение. Оригинальный, стильный, со вкусом оформленный, имеюший своё лицо. От души желаю Вам удачи, процветания, новых успехов!
Владимир Спектор

22.02.2024
С удовольствием просмотрел январский журнал. Очень понравились графические работы.
Александр Краснопольский



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Актуальные новые букмекерские конторы в России
Поддержите «Новую Литературу»!