HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 г.

Алексей Колесников

Больше жизни

Обсудить

Рассказ

 

Купить в журнале за июль 2017 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2017 года

 

На чтение потребуется 10 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Елена Астахова, 16.08.2017
Иллюстрация. Название: «***». Автор: Ольга Василькова. Источник: http://www.photosight.ru/photos/661578/

 

 

 

Оживлённый городской рынок был переполнен снующим, весёлым народом. Там и тут бродили солидные дамы и не менее солидные господа. С нарочитым подхалимством им уступали дорогу разночинцы, рабочие и нищие. Торгаши громко зазывали к своим скудным лавкам, предлагали кушанье, предметы быта и яркую одежду. Свободное от покрывала облаков, палило солнце. Площадь была освещена извечным светом, чистым и бескомпромиссным.

Среди многочисленной пёстрой толпы пробирались двое: молодой человек лет двадцати и девушка лет двадцати восьми. Низенькая, лёгкая девушка была хорошо одета. Изумрудное платье сидело на ней непринуждённо, привычно, из-под белого платочка были видны ярко-рыжие волосы. Девушка привыкла к хорошо сшитым платьям. Слилась с ними. В руке она несла плетёную корзинку с крохотными апельсинами.

Её спутник, молодой мужчина, был высок, худ и немного сутул. Имел длинную шею, такие же длинные руки и пальцы. Из-под чёрной шляпы его были видны длинные, белые, отливающие блеском волосы. Молодой человек гордо нёс свой костюм, потрёпанный, но чистый, однако вся его фигура выражала какую-то неприятную трусость. Как-то странно сгибался его худой долговязый стан, и совсем невпопад подскакивали пятки. Лицо он имел хитрое и заискивающее, однако не лишённое плутовской красоты, свойственной провинциальным разночинцам. Две эти фигуры брели сквозь шумную толпу, изредка оборачиваясь на зов торгашей. Брели и тихо перешёптывались.

– Это так рискованно, мой милый! Прошу тебя, я прошу тебя, слышишь? Давай откажемся от этой затеи! – девушка была явно взволнована. Её бледное личико с мелкими чертами выражало тщательно скрываемую от окружающих тревогу.

– Не трясись, дорогая моя, и оставь эти опасения, а не то, право, и мне сделается страшно, – отвечал её спутник, придерживая аккуратный женский локоток.

– Веники, веники! Господа, берите веники! – орала тётка, несмотря на жару, укутанная в шерстяной платок. Орала прямо в лицо проходящим. Наши герои презрительно отвернулись.

– Ну к чему? К чему эта комедия? Право, мне его даже жалко, он беспомощный и совсем одинок душой, как мне кажется, мой милый – он не лучший объект для насмешек. Грешно смеяться над инвалидами.

Мужчина остановился и посмотрел прямо в голубые глаза своей спутницы.

– Сонечка, милая моя, я, пойми ради Бога, писатель и мне любопытно, понимаешь ли ты это? Ах, что ты можешь знать о душе художника? Этот замысел кипит в моей голове, как похлёбка. Мне необходимо, слышишь ли ты? Мне необходимо знать о жизни слепого, и я просто не могу, не имею права отказаться от такой соблазнительной возможности.

 

Соня отвернулась и пошла к выходу из рынка, всё же увлекая за собой молодого человека. Когда они преодолели толпу, Соня задумчиво произнесла:

– Это не просто слепой – это мой муж! Мой бедный муж, которого я обманываю вот уже полгода, и ты знаешь… ты знаешь, любимый, мне кажется, он что-то подозревает. Мне очень страшно и ещё стыдно. Душа моя пылает. Пылает от стыда и от любви…

– Брось это, душа моя! – перебил её мужчина. – Он слеп, слеп не только зрением, но и душой. Целый год он не знает и не хочет знать, куда ты уходишь каждый день. Он утратил вкус к жизни. Так дай же мне посмотреть на эту беспомощную фигуру, на эту трагедию личности. Умоляю тебя, не смей переживать. Я тихонько постою в уголке, а ты, ну, право, не знаю, покорми его апельсинами.

– Ах, Николай…

– Душа моя! Послушай: я буду так тих, что даже мышки позавидуют.

Слова Николая не успокаивали мятущуюся душу Сони. Она отворачивалась от атаки его серых глаз, понимая, однако, что жребий брошен и исход определён.

 

Они шли через мост. Глубокая река блаженно и гордо плыла под ногами, невзирая на город, его многолетнюю историю, людей, их судьбы и беды.

– Ах, право, мне страшно! Иногда мне кажется, что он чувствует всё. Вот недавно только, ухожу я из его комнаты и примечаю: портрет его покойной жены, Веры Павловны, криво висит. Я приметила, а поправлять не стала, пускай, думаю, висит как висит. А позже захожу я к нему вечером, и что я вижу?! О Боже! Портрет висит ровно! Идеально ровно, ты представляешь!? Ах, он так любил свою жену!

Николай резко развернул Соню за плечи лицом к себе. Ему нравились такие жесты. Соню это раздражало, но каждый раз она старалась не выдать своего раздражения.

Николай спросил фальцетом:

– Что же твой муженёк сказал на это? Или ты не спрашивала?!

– Он сказал, что случайно зацепил плечом нечто, когда бродил по комнате.

– Вот видишь, вполне правдивое объяснение. Сущее ты склонна наделять мистическими смыслами. Это свойственно всем молодым особам.

 

Соня промолчала. Она переложила корзину с апельсинами в другую руку, а свободной взялась за острый локоть спутника. Они шли теперь по грязной пустынной улице, на которой никто не мог застигнуть молодых любовников.

– Эх, не терпится мне взглянуть на него! Расскажи ещё раз, я прошу тебя, как он потерял зрение?

– Тысячу раз я тебе рассказывала эту историю, Коля! Помимо того, что он был владельцем завода, так он ещё служил в нашем театре. Успеха у публики особого не имел, однако был почитаем и отмечен. Однажды, год назад, он возвращался домой из театра вечером, и какой-то пьяница взял грех на душу – ударил его молотом по голове. Ограбил. Я, право, не знаю, как это объяснить точно, но врач сказал, что из-за удара по голове у него пропало зрение и, совсем почти наверняка, что оно никогда к нему не вернётся. Знаешь, он так кричал сначала, он говорил, что тьма похожа на ту, которая бывает в театре, после спектакля. Бедный мой муж, как он любил театр! Даже сейчас он просит водить его на премьеры, и мне становится страшно от того, как он вслушивается в происходящее на сцене. Он будто по шорохам угадывает движения актёров и морщится, когда те фальшивят.

– Потерявши одно – мы приобретаем другое, у него обострился слух, так что мы должны быть очень осторожны, дорогая. Что же было дальше?

– А что было? Были мучения, его истерики, а потом смирение… да, именно смирение обрёл мой муж, – Соня запнулась и поправила корзинку на руке. – Спустя полгода я встретила тебя и ожила заново, ты же знаешь, что я его совсем не любила… он всегда был бескомпромиссный, требовательный, гордый… с другой стороны, именно благодаря этому он заработал свои тысячи, поднял завод. Ох, доля моя, доля… А всё же, я заслуживаю прощенья. Я простая девушка, и мне нужно было как-то устраиваться в жизни, право, это был один из лучших вариантов. Ведь каждый имеет право преследовать счастье.

– Ещё немного, и я стану тебя ревновать, душа моя! – весело сказал Николай, легонько толкая Соню в бок.

– Ах нет, нет, нет! Только не это! Я никогда не любила его и люблю тебя только! Просто… я живу за его счёт… мы оба теперь живём за его счёт. Мне сложно. Быть иждивенкой тягостно.

 

Соня и Николай свернули с длинной улицы, вошли под тёмную арку и остановились, встав друг напротив друга. Им никто не мешал.

– Я знаю, как ты устала от тайн. Потерпи, мы постепенно переведём всё его состояние на меня, и ты бросишь его. Станешь свободной. Никто тебя не осудит. О нём забудут все. Его уже забыли.

Соня поднялась на носочки, прикрыла глаза и поцеловала Николая в губы. Он ответил на поцелуй.

У дверей в жилище Сони они остановились и зачем-то оправили свои одежды. Соня была встревожена и бледна.

– Милый, мы войдём в его комнату, ты станешь у дверей, посмотришь на него две минутки, а потом мы уйдём ко мне в комнату, и главное – тишина, он слышит всё. Кухарку я подкупила.

Николай только кивнул. Было заметно, что ему дико страшно и в то же время любопытно. Вся его фигура выражала покорность и нетерпение одновременно.

 

В освещённой солнцем комнате громоздился крепкий стол, у широкой, удобной кровати, на которой лежал мужчина, находился стул изящной работы. Мужчина, сохранивший красоту, был хорошо одет. Лицо его, с аккуратно подстриженной бородой, выражало покой. Только морщинка над переносицей выдавала бесконечную работу ума. Его глаза спокойно смотрели в одну точку и ничего не выражали. Красивые, покрытые волосами руки спокойно располагались вдоль тела.

Николай, прежде чем рассмотреть мужчину, обратил внимание на портрет женщины с гордым взором. Женщина на портрете обладала какой-то чарующей красотой. Художник честно сделал свою работу.

Соня поцеловала мужчину в лоб и принялась, как птичка, напевать ему в ухо какую-то глупость. Мужчина морщился и отворачивался.

– Душа моя! Ну как ты тут? Я сбегала на рынок и купила всё, что нужно, сейчас кухарка приготовит нам обед. Ты не вставал? Тебя никто не беспокоил?

– Всё хорошо, радость моя, у меня, кажется, мигрень, но это ничего… почему тебя не было так долго?

Он отвечал спокойно, так, будто диктовал письмо.

– Я искала твои любимые апельсины, вот, целую корзину принесла. Турецкие.

Соня принялась чистить апельсины и вкладывать оранжевые, полные соком дольки в рот мужу. Из-за этого муж с курчавой бородой казался беспомощным. Николай прикрыл губы ладонью.

– Не стоило тратить время на апельсины, ты бы лучше сходила и выбрала себе платье, а потом села подле меня и принялась рассказывать, какое оно, да как сидит, да какие в него вшиты ленты. Господи, любимая моя, как хотел бы я увидеть тебя, полюбоваться тобой. В моей памяти ты осталась солнечным ребёнком в белом платье с голубой лентой.

– Я и сейчас в нём, – непонятно зачем соврала Соня, оглядываясь на Николая.

Николай стал корчиться от смеха, кусать свои длинные пальцы, глубоко засовывая их в рот. Соня, глядя на него, тоже заулыбалась, но тут же приняла строгий вид, пригрозив пальчиком. Николай, сдерживая смех, сползал по стене, упираясь в острые колени. Выглядело это странно, потому как не сопровождалось звуками.

– Здесь кто-то есть? – спросил Сонин муж, как будто спрашивал о чём-то бытовом, неважном.

Соня вздрогнула и тут же:

– Что ты! Нет здесь никого, это сквозняк шатает дверь, вот и всё! Бедный мой! Ты так нервничаешь в последнее время, вот, держи апельсин. Кушай, душа моя!

Наконец-то отмахнувшись от апельсина, мужчина спокойно, чётко выговаривая слова, спросил:

– Дорогая, скажи мне, пожалуйста, любишь ли ты меня?

– Ах, душа моя, больше жизни! Больше жизни я люблю тебя.

– Больше жизни, – повторил мужчина и повернулся в ту сторону, где, задыхаясь от смеха, сидел Николай. Затёртые белые перчатки он прижимал к подбородку и трясся.

Соня что-то говорила, кончиками пальцев гладила бороду мужа, шептала нечто сладкое, оглядываясь на Николая. Потом, решив, что муж спит, аккуратно ступая, увлекла за собой Николая. Они ушли, не обернувшись.

 

Купленные мужу апельсины она унесла с собой, забыв один только на стуле, рядом с кроватью. Одинокий и брошенный, он должен был разделить участь обманутого мужа, но вместо этого, поддавшись силе земного притяжения, он неумело покатился к краю стула и вот-вот упал бы, если б крепкая мужская рука не ухватила его на лету.

– Больше жизни, – сказал мужчина злым шепотком и усмехнулся, после чего встал с кровати, размял ноги и руки. Посмотрел в окно. Развернулся на месте. Подошёл к шкафу, достал чистый, широкий сюртук. Убрал с него гусиное перышко и надел, застегнувшись на все пуговицы. Посмотрелся в зеркало. Сюртук подходил мужчине. Он возвращал его угасшему облику мужество и благородство.

Мужчина достал из-под кровати чёрный револьвер, открыл барабан и проверил заряды. Заряды были на месте.

Сжав плотно мясистые губы, он взвёл курок, крепче сжал револьвер и, ровно шагая, переступая, как зрячий, зашагал к двери.

– Больше жизни, – весело и зло ещё раз сказал мужчина, открывая дверь и озираясь.

Комната, наполненная солнечным светом, опустела. Оранжевый апельсин лежал в брюхе скомканной простыни. Гордая женщина с портрета спокойно смотрела в пространство пустой комнаты и, кажется, всё оправдывала.

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июль 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению июля 2017 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

18.11: Лачин. Три русских стихотворения об Ульрике Майнхоф (рецензия)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!