HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2017 г.

Андрей Козлов

Меламед Янкеле

Обсудить

Рассказ

На чтение потребуется 8 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 2.08.2014
Иллюстрация. Название: «Старый еврей». Автор: Bedrenko Andrey. Источник: http://www.photosight.ru/photos/5133274/

 

 

 

В маленьком живописном местечке, где-то в Полесье, жил меламед[1] Янкеле. Ой! До чего жизнь была его праведной, до чего прекрасной! Солнце ещё не успевало вставать, а он уже омывал руки и произносил утренние благословения. Никто не считал Янкеле ни мудрецом, ни великим праведником. Хоть был он уже не молод, но почтительное обращение «реб» заслужил только от соседских мальчишек, которые в шутку кричали: «Шолойм, реб Якев!». Для остальных он так и остался Янкеле.

Одевшись второпях, но очень опрятно, меламед отправлялся в синагогу, чтобы успеть вместе с ещё девятью молящимися с первыми лучами света произнести «Шма Йисроэль» – «Слушай, Израиль…». Помолившись, он заходил в комнатку, наспех пристроенную к синагоге, где дети постигали Тору, раскрывал дневной лист Талмуда и углублялся в споры древних, пока ученики не соберутся.

Никто так и не узнал, из каких мест меламед Янкеле. Одни говорили, что откуда-то из Литвы или Пруссии (уж очень его поведение отличалось от простых манер жителей Полесья). Да и кому, кроме нескольких сплетниц, было интересно: откуда этот Янкеле?! Кто он – Виленский Гаон[2], что ли!

Приехал он уже с женой – Рейзл и полуторогодовалым сыном Шмуэлем-Ицхоком. Рейзл с утра до вечера была занята своими четырьмя детьми, несчитанными курами и производством сахарных петушков. Леденцы продавал Шмуэль-Ицхок. Янкеле как мог, прививал сыну любовь к Торе, но увы, гроши были ему милее всех благ Будущего Мира. Так что после занятий в школе, где на всех уроках, кроме арифметики, лицо его было кислым, что этрог[3], он целыми днями ходил и продавал ребятне мамины сладости. Складывал копеечку к копеечке и мечтал, что когда вырастет, уедет в Киев или Одессу, станет фабрикантом или ростовщиком. Был он, короче говоря, мальчиком умным и весёлым. Правда, в субботу грустил, чем сильно расстраивал отца. Так, оно и ясно, чего радоваться, если нужно целый день слушать, кто куда ходил две тысячи лет назад, вместо того, чтобы пойти сейчас и сделать свой гешефт[4]! Тем более, он видел, что жить Торой, конечно, здорово, только так и помрёшь в том сюртуке, что на свадьбу подарили.

Так они себе и жили: Янкеле копил праведные знания, Шмуэль-Ицхок – деньги, а Рейзл – домашние хлопоты. Но на их голову, а, может, и не только, до местечка докатилась новая власть. Таки стоит вам сказать, что несколькими годами ранее вся Россия докатилась до этой самой новой власти!

 

Эти самые красные появились в моци-шабос[5]. Зря на них наговаривали, что то какие-то босяки! То были люди совсем другого сорта! Целых четыре человека на две улицы и одну слободку! Остановились они на Украинской, но и на Еврейской к утру знали все подробности. Так вот, трое с винтовками, по форме, без лишних манцев. Один, самый интересный, Зиновий Громов, так держал фасон, что не дай Бог: кожаный плащ, новёхонький, блестящий, как ножи шойхета[6], сапоги, мама дорогая, будто с царя снял, а форма – вылитый старорежимный офицер; маузер, с каким Котовский – ни то чекист, ни то кавалерист – в Бессарабии набивал рубликами свои революционные карманы.

Зиновий Громов, как поговаривают, не совсем Зиновий, да и никакой не Громов. Жена меламеда, Рейзл, как только его увидела, сразу узнала Залмана Гройсмана – мелко-уголовного социалиста из Черновцов. «Откуда она его знала?», – спросите вы. Вы-то спросите, а я не отвечу: всему своё время, не мешайте автору! Залман, который Зиновий, был славным малым. В Черновцах обчистил дом какого-то уважаемого человека, но когда тот стал выражать своё недовольство ударом в глаз, Залман рассчитал его из револьвера. Хозяин дома был удивлён, что у этого пацана есть револьвер, а Залман удивился позже, когда его записали в политические, мол, богатого грабил, хотел деньги на революцию собрать. «Мишигинерс[7]! А к чему грабить бедных? У них же голо, как у девки на коленке!», – подумал Залман, но возражать не стал. Газеты давать будут – на самокрутки сгодятся!

Заняли они лучшую хату: украинскую и еврейскую школу объединили в одну, а в свободной устроили свой штаб. Вели себя сначала тихо, присматривались, но, как известно, если на чьём-то плече висит ружьё, то оно обязательно выстрелит, а чтобы оно не выстрелило, нужно дать денег его обладателю! Так что новая власть ни в чём не нуждалась, хотя власть нуждалась во многом, а товарищ Громов жил честь по чести!

А над Янкеле стали посмеиваться, что его жена знакома с Громовым-Гройсманом. Но посмеивались аккуратно, потому что с тем человеком, что учит твоих детей шутить нельзя, а то он пошутит так, что ненаглядное чадо вырастет в беспроглядного идиота! А потом и вовсе перестали, так как оказалось, что и меламед имеет удовольствие знать товарища Громова. С тех пор, кроме как реб Якев, его никто не называл, даже местечковый раввин, известный своим чванством!

 

Жизнь шла. Красные оказались не больше простаками, чем полицмейстер, имеющий с борделя, так что всем жилось спокойно, но дорого. Сколько власти ни плати, ей всё мало! «Зачем ты мне будешь давать понемногу, лучше я у тебя всё заберу и буду тебя кормить плохо и редко!», – подумал товарищ Ленин или ещё какой-то поц, который решил, что если он сел на лошадь и напялил китель – то вылитый генерал, и на свой народ ему плюнуть и растереть! А я вам скажу, что если еврей пошил себе генеральский мундир со всеми манцами и взгромоздился на белого коня, то, когда придёт время, с него спросят, как с еврея, а не как с генерала. И если он того не понимает, то он настоящий осёл и сам должен возить на своей спине генералов и кого пониже, а не рядиться точно поп на Пасху!

Тут и начали наши красновёздочные, вспомнив каторжанское прошлое, бегать по домам с такими заклинаниями, что сам раввин не понял, с какой каббалы это крайне прибыльное заклинание: «Продразвёрстка». Тогда в местечке вспомнили, что меламед – знакомец Громова, и принялись упрашивать его помочь. Ломаться Янкеле не стал, не шидух[8] и, скрепя сердце, пошёл говорить.

Зашел он к Зиновию-Залману. А тот удивился, обрадовался и предложил сесть. Сам закурил папиросу и присел на край стола.

– А я хотів до тебе сьогодні прийти! Добре, що сам з'явився!– неожиданно начал товарищ Громов.

Янкеле явно было неприятно, но когда евреям было приятно договариваться с властью: всё заберут и погромят, не дай бог!

– Навіть два розмови до тебе, Яша! Розмова номер раз! Ти пам'ятаєш, що намалювався ти в Чернівцях весь випещений, фраєр з Вільно! І все дівки на тебе дивувалися, а вдови молодий, щоб до такому красунчику... ладно, я не візник, щоб зайвого тріпати! Дай Рейзл гет[9] і котися до свого Вільно. А щоб котитися було зручно, так я тебе змащу, від усієї душі! Будеш гриміти золотими!

Хоть и был наш Янкеле нрава тихого, но тут крикнул, чтобы Залман шёл к такой матери, что приличной публике и не повторишь.

– Да не сковчi ти! Седай! – и силой посадил меламеда на стул.

– Залман, ты можешь нормально говорить?!

– Привык же, Яша. А вот тебе разговор номер два! – Зиновий поднял со стола сидур[10] и продолжил. – Що это, Яша?

– Это сидур, Зяма! – превратившись в бесстрашного льва, каким его знали в Вильно, ответил Янкеле.

– А що это за сидур?

– «Теилат Ашем»!

– Значит, секты Шнеерсона?! А Шнеерсоны-то с царским правительством спелись!

– А что, нельзя быть хабадником[11]?

– Можно, Яша, хабадником – можно, контрой – нельзя! Ты его каждый день по три раза читаешь, а то и больше! Так?

– Так! – ответил Янкеле, ожидая, что сейчас произойдёт что-то очень нехорошее.

Залман открыл сидур, дал в руки Якова и ткнул пальцем: «Читай!».

– Мелех а-гадоль, а-гибор, вэ-а-нора…

– Царь великий, могучий и грозный! – радостно перевёл Залман. – А говоришь, не контра! Так что или с деньгами в Вильно, или будем разбираться!

Янкеле оторопел! Что же делать! Разве может он отдать жену первому встречному поцу?! – нет, конечно, нет!

Неизвестно, что там происходило дальше. Только вот, говорят, что Янкеле расстреляли в тот же день, объявив контрреволюционером. А Рейзл совсем скоро стала сначала Громовой, а потом и Розой. «Муж мужем, а жизнь свою и детей беречь надо!», – думала Рейзл. Только вот, соседи стали с ней здороваться не так, как раньше, а намного лучше. Страшно же! Говорят ещё, что Шмуэль-Ицхок после свадьбы матери сбежал в Киев, где стал большим человеком, пока в тридцать седьмом его не укоротили на голову, а любимчик Рейзл – тихий и скромный Менахем, целыми днями молился и был хорошим евреем, как и меламед Янкеле.

 

«И шо ты нам рассказал?! На кой мы занимали наши уши твоей болтовнёй?!» – спросите вы. А я отвечу: «Если где-то занимается революция, переворот или другой хипиш, не надо думать, что ты самый умный и сможешь договориться с государством. Оно, какое бы идиотское не было, но благо своё соблюдет так, что у тебя этого блага не останется и понюхать. Так что, если не можешь возглавить такой бордель, собирай вещички и на паровоз до того места, где тихо, мирно и свободно. Вы, господа, как хотите, лично я считаю, что пора в ту сторону, где заходит солнце. Там-то оно ещё заходит, а здесь, как вижу, зашло!».

 

 

 



 

[1] Меламед - учитель в начальной еврейской религиозной школе (хедере).

 

[2] Виленский Гаон (Элияу бен Шломо-Залман) – раввин, общественный деятель и математик в XVIII в., основатель религиозного направления в иудаизме – «Миснагдим» или «Литовские».

 

[3] Этрог (Citrus Medica) – вид многолетних растений из рода Цитрус.

 

[4] Гешефт (идиш) – дело, бизнес, предприятия, удача.

 

[5] Моци-шабос (ашкеназский диалект иврита) – «исход субботы», вечер субботы после наступления темноты и ночь с субботы на воскресенье. В это время уже разрешены все работы, запрещенные в шабат.

 

[6] Шойхет – резник. Специалист по кошерному забою скота.

 

[7] Мишигинерс (идиш украинского и польского диалектов) – «сумасшедшие».

 

[8] Шидух – знакомство будущих жениха и невесты у религиозных евреев.

 

[9] Гет – разводное письмо. Акт развода, при котором муж дает жене разводное письмо, тем самым расторгнув брак.

 

[10] Сидур – сборник молитв.

 

[11] Хабад – ответвление ортодоксального иудаизма. На сегодняшний день доминирующее в России и большинстве стран Европы.

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

18.05: Андрей Усков. Грусть, тоска, печаль и радость (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


Уже собрано на:

05.06: Евгений Даниленко. Кипяток (сборник прозы)

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за март 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2017 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!