HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2017 г.

Лачин

Хрип гунна, или леволатиноамериканское начало в Дарье Ярош

Обсудить

Рецензия

на сборник верлибров Д. Ярош «Троллейбусный маршрут №4»

На чтение потребуется 4 минуты | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 1.02.2014
Иллюстрация. Название: «Умирающий галл» (римская копия с греческого бронзового оригинала 230-220 г. до н. э. из Пергама (Турция) - мрамор, в натуральную величину; Капитолийский музей, Рим). Источник: http://budil.ru/

 

 

 

Сказанное в начале статьи может показаться чисто субъективным, но за ним последует и кое-какое подтверждение – рецензент наткнулся на него при втором, более внимательном прочтении сборника.

Предупрежу сразу: стихи аполитичны, и вообще почти без «конкретики» – дат, реальных событий, имён. Но каждая эпоха, кроме конкретных черт, легко описуемых, обладает неким духом, атмосферой, плохо поддающейся логическому анализу. Этот дух эпохи проявляется как в поведении и речах людей (зачастую и во внешнем облике), так и в их текстах. Порой сам автор этого не осознаёт.

Просматривая (ещё не читая внимательно) сборник Ярош, я вспомнил «левых» (в политическом смысле слова) поэтов Латинской Америки, особенно 1920-1950-х годов – Эктора Борда, Гильермо Вискарра Фабре, Оскара Серруто (кстати, у них много верлибра). Перечитывал отдельные строки, но не мог сформулировать, в чём это вижу. Наиболее субъективной казалась мысль о «левизне» этих стихов.

Решил прочитать всё подряд. И дошёл до «Женщин». В «социалистических знамёнах». Нет, в этом стихотворении тоже ничего не конкретизировано. Но, говоря штампованной фразой, «догадка переросла в уверенность», уверенность, что общность мною подмечена верно. Приятно удивлённый, прервал чтение (то есть ещё на седьмом стихотворении из двадцати).

На следующий день повторил попытку прочесть всё, притом снова с начала. Удалось. И понял, в чём дело, в чём родственность с вышеназванными мастерами прошлого.

 

Народ. За строками всех этих авторов стоит – ох, какую ужасно штампованную фразу (во всяком случае, для тех, кто постарше) я сейчас напишу, но иначе невозможно – стоит «многомиллионная армия трудящихся». Точнее, «многомиллиардная» – вот и смягчилась «штампованность» выражения. При этом речь у Ярош идёт о человечестве, не одной России (в стихах почти нет «местной» специфики). За строками – дыхание масс, эти строки подпирающее, отчего они иногда словно колыхаются, подъятые в воздух. И не говорите мне, что автор об этом не думал, ибо не важно, что думает автор, а важно, что он написал.

Фейхтвангер видел отличительную особенность Горького в том, что главное действующее лицо его сочинений – народ (понятное дело, русский); вспоминаются не отдельные герои, а народная толща. Объём сделанного Алексеем Максимовичем и начинающим автором несопоставим, но «Троллейбусный маршрут №4» также обладает подобным достоинством. (В чьих глазах «достоинством»? спросят. Ну, в моих, многогрешных; Фейхтвангера. Может, чьих-то ещё).

Но сделано это по-латиноамерикански, даже «полтавские заставы» дела не меняют. Эту мысль труднее всего подать в «логичном» виде. Во всяком случае, латиноамериканцев я знаю неплохо, а что касается их верлибров, то они мне ближе всех остальных (да простит меня Франция, родина верлибра). Так что обольщаюсь надеждой, что не зря мне так видится.

 

Впрочем, данные стихи и не вполне верлибры, они не чураются рифмы. Хотя сами стихи хуже от этого не становятся. Иногда их можно назвать то ли рифмованным расшатанным тактовиком, то ли акцентным стихом.

Скажет скептик: да знаете ли вы, как сильно можете ошибиться в оценке морального облика авторессы? И даже если вы во многом правы, знаете ли, как подчас меняются люди после девятнадцати лет? И что перемены эти происходят в худшую сторону куда чаще, чем в лучшую?

Знаю – и первое, и второе, и третье. Насмотрелся. И цену – грошовую – постсоветской молодёжи: тоже знаю. Но статья ведь не о том – она о данном мгновении, об эпизоде, могущем быть продолженным всей последующей жизнью; о сборнике, могущем разрастись в целое творчество. Ярош права, «гунн умирает в нас… Но не сдаётся». А на случай грядущей сдачи рецензент воскликнет сейчас: остановись, мгновенье, ты прекрасно!

(Ничего страшного, что цитата – из олимпийского полубуржуя. Уж больно к месту).

 

Р. S. Читатель может удивиться: отчего автор статьи решил в конце нагадить Гёте. Да оттого, что ругаться больше в его привычках, чем хвалить, а за что ругать Ярош, он не знал (разве что за нежданные рифмы в верлибрах, но это мелочь). Вот и решил отыграться на веймарском жирдяе.

 

 

 

Максим Горький. На дне (пьеса). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно   Лион Фейхтвангер. Испанская баллада (роман). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно   Иоганн Вольфганг Гёте. Фауст (трагедия). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

18.05: Андрей Усков. Грусть, тоска, печаль и радость (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за март 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2017 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!