HTM
Мстить или не мстить?
Читайте в романе Ирины Ногиной
«Май, месть, мистерия, мажоры и миноры»

Лачин

Ещё раз о гибели высокого искусства

Обсудить

Статья

На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за август 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за август 2015 года

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 4.08.2015
Иллюстрация. Название: «Теория эволюция по нисходящей…». Автор: Вадим Глухов. Источник: http://www.photosight.ru/photos/2599991/

 

 

 

Часть интеллигенции считает, что человечество деградирует, и исследует причины происходящего. Автор данной статьи всецело согласен, что люди глупеют. Прежде чем перейти к причинам этого, подкинем ещё аргумент в нашу общую копилку. Часто сравнивают книги и фильмы разных лет: глядите, стало хуже. Кто-то упрётся: почему хуже, а мне кажется… а вот например… etc. Добьём наших оппонентов языком цифр.

Во времена Пушкина и Лермонтова человечество составляло девятьсот с лишним миллионов, к началу XX века – один миллиард шестьсот миллионов, сейчас примерно семь миллиардов с лишним. Если сравнить количество сделанного в сфере культуры нашими предками и делаемое сейчас, то становится ясно, что современный мир – сборище умственно отсталых людей.

Вкратце изложим популярную версию о механизме происходящего. Утончённые дворяне спонсировали высокую культуру. К несчастью, дворяне повывелись, зато, как из ящика Пандоры, явились современные технологии. Звукозаписывающая техника, дешёвые носители и полиграфия соблазняют создавать не штучные шедевры для знатоков благородного происхождения, а дешёвый товар, рассчитанный на тиражирование.

Но, во-первых, хотя бы по цифрам начала статьи можно видеть, что деградация началась задолго до НТР (в эпоху Возрождения человечество составляло всего полмиллиарда). Во-вторых, если рассматривать литературу, то до появления узаконенных авторских прав в XIX веке великие прозаики и поэты получали за свои шедевры гроши, и каждая вторая знаменитость влачила полунищенское существование. Сейчас за крупные произведения можно получить гораздо больше, но с шедеврами у нас негусто. Наконец, «высокообразованность» и «высококультурность» дворян – миф, созданный ими же и подпитываемый современными СМИ. Рембрандт окончил свои дни в подвале, а легковесный гламурный Ван Дейк нажил состояние. Бах ценился дворянами как хороший исполнитель, а его дети – как великие композиторы. Лермонтова и Пушкина дворянское общество затравило, гремели Бестужев-Марлинский и Кукольник. Импрессионистов освистывали, платя большие деньги за глянцевые картины салонных мастеров. На каждого мецената-аристократа найдётся дюжина палачей дворянского происхождения вроде Салтычихи и Дракулы (да, реальная личность, не вампир, но садист и граф). Псовая охота, карты, попойки и интрижки со служанками – вот главные занятия дворян.

Критиковать легче, чем отстаивать свою точку зрения. Впрочем, эта дискуссия не из тех, когда радуешься поражению противника. Главное: сообща исследовать механизм происходящего, чтобы знать, что делать дальше (хотя, согласно многим, делать уже нечего). Изложу свою версию происходящего.

Скажем в двух словах о некоторых особенностях протестантской идеологии и психологии. Бог любит богатых, точнее, он выделяет своих любимцев уже на этом свете – избранные богатеют. Прагматизм, уважение к предметам утилитарного назначения – эти чувства вышли на авансцену. Делакруа сокрушался, что «протестанты опустошили небо и церкви», разумея, что протестантское духовенство в искусстве уже не нуждается, но это было только началом. Назовите социальный класс, выигравший при новых условиях. Буржуазия. Люди, которые «однажды сформулировав понятие «доход», потом всю жизнь стремятся к нему с параноидальным упорством»[1]. Где сформировался капитализм, если не считать его слабых ростков в Италии XVI века? Правильно, в протестантской Голландии, после – в северной, то бишь протестантской Европе. И поныне наиболее благополучные капстраны – из протестантского мира.

Теперь замолвим слово за охаянных дворян. Деньги им нужны были для того, чтобы покупать – создавать – красоту, и тем бахвалиться перед окружающими. Людовик XIV, обчистив свой народ, воздвиг Версаль, и было чем гордиться перед потомками, да и для современных французов это национальная гордость. Немецкие дворяне держали своих музыкантов впроголодь, но заботились, чтобы крупных мастеров у меня было не меньше, чем у соседа, не то засмеют. Испанская аристократия могла щедро одарить, если посвятить какому-либо герцогу или графу известное произведение. Но буржуазии деньги нужны только для того, чтобы с их помощью делать ещё большие деньги. Деньги превратились в самоцель. А окружающие уважать их всё равно будут – не за красоту, а за наличие денег.

Вспомним, с какого времени рост численности человечества перестал отражаться на количестве крупных произведений. Я не случайно в начале статьи упомянул XVI век. С того времени это и происходит. Теперь вспомним, когда произошла протестантская Реформация, и капитализм пошёл в гору. Правильно. Добавим только, что буржуазная психология давно уже вышла за пределы протестантского мира, и каждый второй из нас – тот же буржуй, только без денег. И, кстати, многие примечают, что деградация резко ускорилась в последние лет десять-двадцать. Остается вспомнить, когда произошли события, приведшие к почти полной победе капитализма.

Деньги в культуру буржуазия вкладывает – но не для красоты и славы, а чтоб больше заработать. Не меценатство, а капиталовложение. А куда выгодно вложить свой нежно любимый бакс? Правильно, «сиськи­-письки, насилие, фильмы-комиксы, лубок, балаган…»[2]

«Всё, крандец», – грустно подытоживает тот же Буркин. Но «крандец» уже был – после гибели античности, когда в Европе почти не осталось умеющих читать и писать. А через тысячу лет итальянское Возрождение – надо же – вылупилось. И Лермонтов не подкачал. Так что лично моя надежда сдохнет последней. Ей по пословице – так полагается.

 

 

декабрь 2008 г.

 

 

Комментарий из 2015 г.

Статья писалась для журнала «Полдень XXI век», чем и объясняются цитаты оттуда. Но Борис Стругацкий не взял. Яна Кандова сказала мне потом: «А чего ты ждал от родственника Егора Гайдара?!». Действительно – чего я ждал…

 



 

[1] Владимир Цаплин. «Зачем человек?», «Полдень XXI век», ноябрь 2008 г.

 

[2] Юлий Буркин. «Гибель высокого искусства», «Полдень XXI век», ноябрь 2008 г.

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за август 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение августа 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

13.02: Евгений Даниленко. Секретарша (роман)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!