HTM
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2018 г.

Лачин

РАФ, и особенно Ульрика Майнхоф

Обсудить

Монография

 

Купить в журнале за февраль 2016 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года

 

На чтение потребуется пять с половиной часов | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 11.02.2016
Оглавление

5. Прелюдия к хронике (1955–1969), часть 3
6. Хроника (1970–1999), часть 1
7. Хроника (1970–1999), часть 2

Хроника (1970–1999), часть 1


 

 

 

Выбора не было. Вернее, выбор был таким: либо без конца оплакивать погибших, либо брать в руки оружие – и мстить.

Бомми Бауман

 

Страх пробрал до костей власть имущих, которые уже думали, что держат под контролем государство со всеми его жителями, классами и противоречиями, что вынудили интеллигентов снова замкнуться на своих журналах, что заперли левых в их кружках, что обезоружили марксизм-ленинизм и деморализовали интернационализм.

Ульрика Майнхоф, «Концепция городской герильи», глава 1

 

1970

Февраль, ФРГ. Закончены съёмки «Бамбулы». Сценарий воспринимается многими как притча о существующих в данный момент социальных отношениях и о новом виде классовой борьбы. Майнхоф обвиняет телевизионщиков в том, что им просто нужна сенсация, но нет дела до судьбы детей, героев фильма. Она пишет режиссёру Эберхарду Итценплицу, что они просто создадут очередное зрелище, зритель поохает да и пойдёт жрать и пить после развлечения, а она не хочет развлекать. «Ей было не всё равно. Она получала деньги за работу, но плакала над тем, что писала – она проживала это» (http://colonelcassad.livejournal.com/1248300.html). Режиссёр заверяет, что съёмочная группа всей душой болеет за детей.

 

Иллюстрация. Лачин. РАФ, и особенно Ульрика Майнхоф (монография)

Ульрика Майнхоф и Ирэн Гёргенс (воспитанница детдома и будущий красноармеец) на съёмках «Бамбулы»

 

Приказ директора клиники Гейдельбергского университета фон Байера об увольнении Вольфганга Губера вступает в силу.

После ухода Губера два пациента покончили с собой, двое умерли от электрошока и инсулинотерапии, один погиб, якобы упав с лестницы, некоторых отправили в отделение для «буйных» за споры с врачами, и, наконец, всех пациентов объявили неизлечимыми. Возникает ситуация из фильма «Полёт над гнездом кукушки».

«Социалистический коллектив пациентов» захватывает помещение администрации клиники и начинает голодовку. Во избежание скандала ректор возвращает Губеру его должность и выделяет «пациентам» отдельное помещение.

У Ульрики Майнхоф гостят жильцы. Детям они представлены как «дядя Ганс» и «тётя Грета». Это Андреас Баадер и Гудрун Энсслин. (Ганс и Грета – герои немецкой сказки, дети лесника, заведённые злобной мачехой в непроходимую чащу). 5 февраля отклонено предложение об их помиловании.

Фриц Тойфель говорит друзьям из Коммуны №1 о необходимости вооружённой борьбы и своём переходе на нелегальное положение. «Клоун Тойфель мёртв», заявляет он на прощание. Сбрив свою знаменитую бороду, он переезжает из Западного Берлина в Мюнхен и скрывается под поддельными документами.

Зима, Западный Берлин. Ульрика Майнхоф с дочерьми переезжает из Дахлема в другой район. Продолжает преподавать. Полностью разочаровывается в возможности побороть несправедливость законными способами. (Позже Гельмут Коль скажет: «Они демонстрируют (ходят на демонстрации – Л.), мы правим»).

Начало марта, Западный Берлин. Баадер и Энсслин знакомятся с Дитером Кунзельманном, пытавшимся взорвать президента США Никсона. На встрече присутствует Хорст Малер, предлагающий создать партизанскую группу.

Баадер и Энсслин переезжают в менее заметное жильё. Малер с товарищами закупают оружие.

Кроме Малера, Баадера и Энсслин, в группу входят Астрид Проль, Манфред Грасхоф, его подруга Петра Шельм (парикмахер и гримёр), Моника Берберих (секретарша Малера) и Бригитта Асдонк, социолог, член производственного совета и наставник по работе с молодёжью в фирме «Бош».

4 апреля, Западный Берлин. Направляясь на квартиру, где хранится оружие, Андреас Баадер и Астрид Проль остановлены полицией. Полицейские замечают, что Баадер не «Питер Ченоуиц», его документы поддельные. Его арестовывают, не зная, кто он. Случайно его выдаёт Малер, справившись утром в полиции, не арестован ли «герр Баадер». «Если подтвердите, что арестованный – Баадер, то он арестован», отвечает полицейский.

Апрель, Западный Берлин. Ульрика Майнхоф, Хорст Малер и Гудрун Энсслин разрабатывают план вызволения Баадера. Майнхоф попросит разрешения регулярно встречаться с узником, якобы пиша в соавторстве с ним книгу о политзаключённых. Они будут вместе посещать библиотеку. Там можно попытаться освободить Баадера.

Издательство «Klaus Waqenbach» соглашается нанять Майнхоф для писания книги.

Майнхоф думает, как устроить семилетних дочерей – ей придётся уйти в подполье, отказаться от прошлого, в том числе и детей.

14 мая, Западный Берлин. Гюнтер Веттер, главный надзиратель тюрьмы Тегель, предупреждает Андреаса Баадера, что при попытке к бегству полиция применит оружие. «Я не думаю бежать, – заверяет Баадер. – У меня договор с издательством. Я получу деньги. В них я очень нуждаюсь». Полицейские верят – мещане не могут представить, что для человека может быть что-то выше денег.

Веттер и старший надзиратель Карл-Хайнц Вегенер привозят Баадера в библиотеку Центрального института социальных исследований Dahlem. Вегенер сковывает наручниками свою левую руку с правой рукой Баадера, они выходят из машины. Их встречает пожилой служащий Георг Линке. Библиотекарша Лоурентс проводит их в читальный зал, где Майнхоф просматривает картотеку. Веттер проверяет, заперта ли вторая дверь, закрывает окно. Баадера освобождают от наручников.

 

Иллюстрация. Лачин. РАФ, и особенно Ульрика Майнхоф (монография)

Андреаса Баадера ведут в библиотеку

 

Майнхоф спрашивает у полицейских, женаты ли они, имеют ли детей. «Да», отвечают полицейские, удивлённые вопросом, «да, жена и дети». Особенно их удивляет, что журналистку явно смутили их ответы – они ещё не знают, что им, как и Майнхоф, грозит гибель.

Майнхоф несколько раз покидает помещение, принося новые материалы. Садится рядом с Баадером. Они тихо разговаривают.

 

Иллюстрация. Лачин. РАФ, и особенно Ульрика Майнхоф (монография)

Ирэн Гёргенс и Ингрид Шуберт

 

Линке открывает на звонок входную дверь. Перед ним девушки – девятнадцатилетняя Ирэн Гёргенс и двадцатисемилетняя Ингрид Шуберт. Линке просит их посидеть в вестибюле, пока Майнхоф и Баадер работают. Линке уходит.

(Гёргенс познакомилась с Майнхоф на съёмках «Бамбулы». Она из детского приюта, внебрачная дочь американского солдата и немки).

Полицейским беспрерывно курят, и один из служащих открывает окно, проветривая прокуренное помещение.

Гёргенс и Шуберт открывают входную дверь, в вестибюль врывается мужчина в зелёной маске с газовым и боевым пистолетами (возможно, Клаус Вагенбах), за ним Энсслин, в рыжем парике и маске, с мелкокалиберным карабином. «Быстрее в зал!», кричит мужчина. Прибежавший Линке пробует остановить его. Мужчина стреляет из пистолета с глушителем и ранит его. Линке бежит в свой кабинет и запирается. «Нападение!», кричат Гёргенс и Шуберт, стреляя в воздух из газовых пистолетов. Старший надзиратель Вегенер бросается на Энсслин. «Я стреляю!», кричит она. Вегенер срывает рыжий парик с Энсслин. Главный надзиратель Веттер выбивает из руки человека в маске пистолет с глушителем, выхватывает свой пистолет и пытается передёрнуть затвор, но человек в маске стреляет в него слезоточивым газом. Ненадолго ослеплённый, Веттер несколько раз стреляет вслепую, попадая в стену.

Баадер выпрыгивает из окна, за ним Майнхоф, следом Шуберт, Гёргенс, Энсслин и человек в маске. Они бросаются к двум машинам, за руль каждой садятся женщины, и с визгом колёс машины исчезают.

Так рождается «группа Баадера-Майнхоф». Впрочем, это название придумано тогдашними СМИ (принявшими Баадера и Майнхоф за любовников), породив массу недоразумений. До сих пор приходится читать в некоторых статьях, что группа основана Баадером (оттого, что его имя стоит первым). С тем же успехом можно говорить, скажем, о «группе Малера-Энсслин».

Прыжок Майнхоф в окно отсекает её от прошлого – выйди через дверь, могла бы утверждать, что не знала о готовящемся похищении. Человеком была богатым и известным (такие редко встают вне буржуазного закона), а потому не подозреваемой властями, деньги на хорошего адвоката были (да что деньги, Малер бесплатно бы взялся) – выкрутилась бы. Полиция стала разыскивать Майнхоф, как ни смешно звучит, именно за прыжок в окно. Подоконник, над которым она пролетела, стал Рубиконом, превратившим богатую знаменитость в подпольщика, звезду СМИ – в партизана.

 

Иллюстрация. Лачин. РАФ, и особенно Ульрика Майнхоф (монография)

Мариани Карло Мария (название картины мною не выяснено)

 

«Мы проводим чёткую грань между ним (врагом – Л.) и собой» – эти слова Мао Цзэдуна Майнхоф поставит эпиграфом к «Концепции городской герильи». Подоконник окна библиотеки и стал для неё этой гранью. С момента прыжка спутать её с врагом уже невозможно.

В той же «Концепции…» Майнхоф напишет, иронизируя над не решившимися на вооружённую борьбу: «Некоторые из-за нас вынуждены оправдываться. Чтобы избежать политической дискуссии с нами, чтобы наша практика не поставила под сомнение их собственную практику, они искажают даже очевидные факты. Так, например, всё ещё утверждают, что Баадер должен был отсидеть три или девять, или двенадцать месяцев, хотя действительный срок легко установить: три года – за поджог, до этого – шесть месяцев условного осуждения с испытательным сроком, примерно шесть месяцев за подделку документов и т. д. – процесс ещё не состоялся. Из этих 48 месяцев Андреас Баадер отсидел 14 в десяти гессенских тюрьмах – девять переводов из-за плохого поведения, то есть за организацию бунта, сопротивления. Этот хитрый торг, превративший оставшиеся 34 месяца в три, девять или двенадцать, тоже был нужен, чтобы лишить моральной основы освобождение заключённого 14 мая. Так некоторые товарищи рационализируют свой страх перед последствиями, которые лично для них могла бы иметь политическая дискуссия с нами.

Нас часто спрашивали, пошли бы мы на операцию по освобождению, зная, что при этом будет подстрелен некий Линке. На этот вопрос можно ответить только «нет». […] Принимая во внимание все возможности и обстоятельства, не было основания предполагать, что в это мог ввязаться и ввязался гражданский. А что фараоны (менты, легавые – Л.) ни с чем не стали бы считаться, нам было совершенно ясно. Идея проводить операцию по освобождению без оружия самоубийственна» (глава 1).

«…что такое работа классика немецкой социологии Макса Хоркхаймера во франкфуртском Институте социальных исследований по сравнению с поступком Майнхоф, которая похитила из-под конвоя Баадера из берлинского Института социальных вопросов?» (Станислав Наранович, «Философия прямого действия: как мыслители стали террористами»).

24 мая, Западный Берлин. Телефильм «Бамбула», должный выйти в эфир в этот день, снимают с графика в последний момент, надеясь на недоразумение и возвращение звезды журналистики. Знаменитость, имеющая блестящие перспективы на телевидении, ушла в подполье – это непредставимо для мещанского ума, и Майнхоф ждут до последнего.

Между тем на улицах вывешены розыскные плакаты с портретом Майнхоф, за её голову предлагается 10 000 марок. (Власти даже не представляют, во сколько раз скоро вырастет эта сумма).

 

Иллюстрация. Лачин. РАФ, и особенно Ульрика Майнхоф (монография)

Плакат 1970 г. о розыске Ульрики Майнхоф

 

Май, Западный Берлин. Фильм «Бамбула» запрещён – почти на четверть века.

Первое немецкое издание «Краткого учебника городской герильи» («Минисправочника городского партизана») Карлуса Маригеллы – бразильского революционера, убитого годом раньше полицией – рекомендации для ведения городской герильи. Эта книга, наряду с трудом Дебре «Революция в революции?», сильно повлияла на «новых левых» Запада. За считанные годы она переведена на десятки языков (кончилось тем, что и на русский перевели, в XXI веке).

Главный посыл Маригеллы: «Долг революционера – делать революцию во что бы то ни было». Современный революционер обязан прибегнуть к насилию из-за новых обстоятельств: 1. Непосредственная угроза фашизма; 2. Фашизм индустрии сознания. Маригелла (параллельно с Маркузе) делает вывод: СМИ столь эффективно манипулируют сознанием, что возник «фашизм средств массовой информации». Сейчас невозможно повторить опыт большевиков, подняв народное восстание, или победить на выборах. Активное меньшинство, как утверждает Маригелла, должно насильственными акциями прервать гипнотический транс, в который погружает остальных индустрия сознания.

Майнхоф, Энсслин, Баадер и Малер штудируют справочник.

5 июня, Западный Берлин. Публикация в анархо-коммунистическом журнале «Агит 883» первого манифеста (коммюнике) РАФ, написанного Майнхоф.

«Товарищи, нет ни малейшей причины доказывать посторонним людям правильность чего-либо. Мы делали это достаточно долго. Мы хотим рассказать об освобождении Баадера не трусливым интеллектуалам, знающим всё лучше всех, но понявшим, что они сами – узники. Выясните, где находятся эти дома с многодетными семьями, пролетариями и их жёнами, что только и ждут, чтобы дать в морду тем, кому следует».

«Вооружённое сопротивление началось, создавайте Фракцию Красной Армии».

Журнал немедленно запрещён.

11 июня, Западный Берлин. Принят «закон о ручных гранатах», предусматривающий применение силы полицейскими на демонстрациях. После столкновения с полицией 9 мая 1970 года демонстрантов против вторжения США в Камбоджу сенатор по внутренним делам Нойбауэр пригрозил использовать против демонстрантов ручные гранаты. Закон принят очень быстро, обычная процедура принятия законов идёт намного дольше.

12 июня, Мюнхен. Фриц Тойфель арестован за попытки – весной – взрыва и поджога зданий мюнхенского суда и земельного уголовного розыска (Мюнхен – центр земли Бавария).

5 июня – 8 августа, Восточный Берлин, Амман (Иордания). Несколько членов «Бригады» пробирается в Восточный Берлин, оттуда – пользуясь содействием палестинского студента Саида Дудина – в Иорданию, в лагерь палестинских беженцев, контролируемый ФАТХ («Движением за национальное освобождение Палестины», возглавляемым Ясиром Арафатом). Через неделю прибывают остальные. Среди них Майнхоф, Баадер, Энсслин, Малер, Петер Хоманн, Манфред Грасхоф, Петра Шельм, Бригитта Асдонк, Моника Берберих, Ирэн Гёргенс, Ингрид Шуберт и ещё несколько человек.

Начинающие партизаны учатся стрельбе, обращению с взрывчаткой, рукопашному бою. Но раздражают палестинцев – у европейцев равноправие полов, нудизм и внебрачный секс, им чужды библейско-коранические догмы. То есть, в отличие от исламских левых, им ближе Ленин, а не Сталин. «Бригада», в свою очередь, недовольна обучением – учебной программой не предусмотрена городская герилья.

(Справедливости ради скажем: немцы «полезли со своим уставом в чужой монастырь» – истосковавшиеся по женщинам палестинские солдаты нервничали при виде загорающих голышом молодых женщин).

Через два месяца революционеры возвращаются в Европу.

Сентябрь, Италия, ФРГ. Штефан Ауст, бывший сотрудник «Конкрета» и друг Ульрики Майнхоф, встречается с партизаном Петером Хоманном. Речь идёт о дочерях Майнхоф. Девочек поселили в фургоне семьи хиппи, в сицилийской деревне у вулкана Этна.

 

Иллюстрация. Лачин. РАФ, и особенно Ульрика Майнхоф (монография)

Майнхоф с мужем (Клаусом Рёлем) и детьми

 

Майнхоф решает вернуть девочек отцу. Ауст привозит детей Клаусу Рёлю.

Между Майнхоф и мужем наступает охлаждение: Рёль, как «легальный левый», вполне обжился в буржуазном мире.

Бригаду пополняют новые члены. Малер предлагает экспроприацию из четырёх банков одновременно.

29 сентября, Западный Берлин. Шестнадцать партизан проводят операцию «Тройной шок»из трёх банков, одновременно (за десять минут) ранним утром, экспроприировано 217 449 марок. (Четвёртая экспроприация отменена – в банке идут строительные работы).

Начало октября, Западный Берлин. В Бригаду вступает Ян-Карл Распе со своей подругой Марианной Херзог. Обязанности Распе: вождение и ремонт транспорта. Впрочем, вскоре он станет одним из руководителей партизан.

8 октября, Западный Берлин. Полиция по доносу осведомителя устраивает засаду в квартире, где должны встретиться Баадер, Энсслин и Малер. Баадер не пришёл по случайным причинам. Схвачены Малер, Моника Берберих, Бригитта Асдонк, Ингрид Шуберт и Ирэн Гёргенс. При них обнаружены заряженные пистолеты, в квартире найдены «коктейли Молотова» и фальшивые автомобильные номера.

 

Иллюстрация. Лачин. РАФ, и особенно Ульрика Майнхоф (монография)

Ирэн Гёргенс в день ареста

 

10 октября, Западный Берлин. Оставшиеся на свободе подпольщики встречаются, пытаясь вычислить предателя. Подозрение падает на некоего Ханса-Юргена Беккера. Он всё отрицает, но покидает Бригаду. Согласно большинству исследователей, он действительно был полицейским информатором.

Ноябрь-декабрь, ФРГ. Партизаны похищают автомобили и делают на них фальшивые лицензии. Часть экспроприированных денег идёт на покупку оружия.

Среди партизан появляются новые люди – Эрик Шульц, Беата Шторм и Хольгер Майнс, снявший фильм «Как я делаю «коктейль Молотова»».

 

Иллюстрация. Лачин. РАФ, и особенно Ульрика Майнхоф (монография)

Хольгер Майнс

 

4 декабря, Западный Берлин. Арестована Эрик Грусдат.

20 декабря, Франкфурт-на-Майне. Арестованный Карл-Хейнз Рухланд заговорил. Он не знает подлинные имена революционеров, но знает достаточно (о явочных квартирах Франкфурта-на-Майне, Гамбурга, Бремена и Гелсенкирхена) и впоследствии станет одним из основных свидетелей по делу партизан. Рухланд, механик, и ранее занимался криминальной перелицовкой машин, и к партизанам присоединился не столько из убеждений, сколько соблазнённый оплатой своих услуг.

Арестована Майнхоф, но отпущена, неузнанная из-за крашеных волос (вдобавок она остриглась).

 

Иллюстрация. Лачин. РАФ, и особенно Ульрика Майнхоф (монография)

Ульрика Майнхоф в полиции, где её не опознали из-за крашеных волос

 

23 декабря, Нюрнберг. Арестованы партизаны Али Янсен и Ули Шольц, пытавшиеся угнать автомобиль. Янсен стреляет в полицейского, впоследствии получив за это десять лет тюрьмы. Шольц ведёт себя сдержанно, вскоре отпущен и в Бригаду не возвращается.

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение февраля 2016 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

5. Прелюдия к хронике (1955–1969), часть 3
6. Хроника (1970–1999), часть 1
7. Хроника (1970–1999), часть 2
Пользовательский поиск

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

01.12: Художественный смысл. Пощёчина – Или я отвечу (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!