HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2019 г.

Лачин

Добрые сны для взрослых и детей

Обсудить

Рецензия

 

о книге стихов Марии Юрковой «Овечкин сон»

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 1.03.2020
Детская писательница Мария Юркова

 

 

 

Есть расхожая фраза, во всяком случае, она уже довольно известна в литературном мире: а именно, что самый взыскательный читатель – это ребёнок, поскольку он менее всего восприимчив к любой фальши, и лучше чувствует неискренность автора. Но сейчас в первую очередь хотелось бы сказать другое. Рискнём предположить: взрослый читатель во многом наиболее авторитетен в оценке детской литературы. Не потому, что больше знает о литературе в целом или, скажем, о стихосложении. Это как раз таки в данном случае не особо важно – подобные знания потребны при оценке «трудных» книг, требующих большого объёма знаний для понимания текста, или со сложными приёмами повествования. А для детей, как правило, так не пишут. Дело в другом. Можно определить, насколько состоялась данная книга, пользуясь следующим критерием – хочется ли при чтении данных строк вернуться в детство. Становишься ли ты, хотя бы на отдельные краткие секунды, ребёнком, погружаясь в мир автора. Хочется ли «в Африку улететь», чтоб «с попугаями песни петь». Погладить жирафа, слона откормить (и с носорогом, возможно, дружить).

Автор данной рецензии должен признаться, что никогда раннее о подобном критерии не задумывался. Задумался, только задавшись вопросом, каково его впечатление от написанного. «Жаль, не летаю я», говорит герой книги. Жаль, не ребёнок я, хочется добавить, слушая речи мальчика (от его лица и написаны стихи), чтоб с индюками подружиться, ну, бычка бы приручить, и всё лето по деревне босиком ходить. Да, ещё носорога травой покормить. «Как же чудесно в этой» детской «стране»! Жаль лишь, что возможно сие лишь во сне. Утешает, что для детей это сравнительно более возможно.

Вряд ли данная книга написана с таким расчётом. Скорее наоборот – мальчика призывают постепенно взрослеть (да, написано от его лица, но сделать это удалось, это чувствуется). Чтоб скорее он подрос, стал бы гитаристом, или оперным певцом. Да хоть пианистом. Но вышло и противоположное – взрослому хочется стать этим мальчиком. Или девочкой, скажем, Машей с бантиком и разноцветным фантиком, или в розовом скафандре Светой, дабы с мальчиком разведывать планеты (не путать с тётей Светой, она мухобойкой по носу заработала, и ею становиться не хочется).

Итак, достигнуты две цели, во многом противоположные, одна сознательно, другая бессознательно (так случается у художников слова, если говорить терминологией Вересаева и Фейхтвангера).

Что ж, это можно считать удачей.

И вот о чём ещё подумалось... Постсоветская культура во многом убила детство. Нет, сами-то дети остались, хотя в меньшем количестве (рождаемость снизилась). Но почти погибла детская культура. Ибо взрослеть можно двумя путями. В хорошем смысле слова – в творческом развитии, успешной учёбой. В плохом – когда ребёнок быстро перенимает все специфически взрослые недостатки, в частности цинизм и пошлость. Вот этот, второй способ взросления, встречается сейчас гораздо чаще былых времён, только вот радоваться такому взрослению уже совсем не хочется. «Овечкин сон», как уже говорилось, призывает к взрослению – добавим, что именно первым способом. Что касается второго типа не по годам взрослых детей, то тут наоборот – автор, возможно, бессознательно, призывает скорее к обратному. Остаться в детстве. Или вернуться в него. Поверить, что можно завести крокодила, откормить огурцами, и тогда он станет ещё зеленее. Это во многом было свойственно лучшим образцам советской литературы. Это то качество, которое, думается, стоит развивать – подобная детскость не мешает интеллектуальному развитию, а только позволяет сохранить в себе детские радости, и поделиться ими с читателем, например.

Потому в данном тексте, как ни странно, хотелось бы поблагодарить автора не за детей, а за себя. Интересное получилось застолье – пришли верблюд, жираф и попугай, и мне давненько уже не приходилось купать крокодила в ванной. Ах, чудесно было в этой детской стране. Пусть даже так, когда только во сне.

 

 

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

02.08: Юрий Сигарев. Грязь (пьеса)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2019 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!