HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2019 г.

Александр Либиэр

История эзотерики. Часть 3. Гнозис.

Обсудить

Монография

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 14.09.2007
Оглавление

1. Вступление
2. Глава 1. Что такое гнозис?
3. Глава 2. Теория и практика в гнозисе.

Глава 1. Что такое гнозис?


 

Основные признаки гнозиса.

Гнозис – эзотерическая традиция, основоположником которой являлся Иисус Христос. Согласно традиции эзотерического христианства, Христос поведал своим ученикам (Иакову, Иоанну и Петру) основы гнозиса. Сам термин «гнозис» происходит от древнегреческого «gnosis», означающего – знание. Гностическое знание, переданное Христом своим ученикам, включало в себя основы кабалистического учения древних иудеев, герметические штудии и опыт просветления Будды. Несмотря на то, что в гностических источниках мы не встречаем ни каббалистической, ни дзэнской терминологии, они оперирует теми же понятиями, что Каббала и дзэн. В языке гностической традиции превалируют древнегреческие термины, но большинство из них отражает те же понятия, что встречаются в дзэне и Каббале. Необходимо заметить, что в гнозисе также много заимствований из герметизма. Если Каббала и герметизм рассматривает наш мир как лучший из всех возможных миров, то в гнозисе наш мир рассматривается несколько иначе: он был некогда лучшим из всех возможных миров, но в результате отпадения от Творца стал худшим из всех возможных миров, но рано или поздно восстановит свой прежний статус.

 

Несмотря на свою эклектичность, гностическая традиция безусловно имела в себе нечто новое. Новизна эта заключалась в открытии тайны духовной иерархии, богочеловеческой природы человека, пути достижения Царствия Божьего через искусство любви, утверждении истинной Церкви Божией на земле. Но самым главным отличием гнозиса явились таинства преображения и воскресения, которые показал нам Христос, а также раскрытие богочеловеческой сущности человеческой природы и пути ее реализации.

Следующие черты можно заметить в разной степени выраженности у всех гностиков.

1. Установка на эзотеризм. Все люди делятся на "телесных", "душевных" (психики) и "духовных" (пневматики). Из них только последним доступны тайны гнозиса – высшего и подлинного мистического знания.

2. Дуалистическое объяснение мира. Весь материальный мир – зло. Это темница духа, порабощенного материей и оказавшегося в плену небытия и хаоса. Освобождение из темницы мира достигается через причастность божественному знанию (гнозису) и постижение природы собственного духа как частицы единственного истинного Бога, через просветление и реализацию своей богочеловеческой природы. .

3. Чувственный мир есть результат трагической ошибки в истории Сущего, или вторжения сил мрака в миры света. Отец Нерожденный являет себя в особых сущностях-эонах (сефироты в еврейской каббале), часто образующих пары. Завершенность этих эонов образует божественную полноту-плерому. Гордыня одного из эонов приводит к его отпаду от плеромы и к началу космогенеза, причем низший из образующихся миров – наш материальный мир.

4. Мифопоэтический язык описания. Понимая неописываемость мистического опыта, гностики в большинстве своем пошли не по пути чисто отрицательного описания Абсолюта (как Василид), а по пути метафоризации описания. В этом случае абстрактные сущности (например, эоны) персонифицируются.

5. Представление о спасении как полном избавлении от материальности. Плерома стремится восстановить свою целостность, что приводит к появлению нового эона Христа, который сходит в материальный мир, обучая избранных носителей духа высшему знанию – гнозису. Телесность Христа обычно считается призрачной (докетизм). После того, как все частицы мира вернутся в плерому, материя вновь вернется в состояние аморфного хаоса.

6. Спасение достигается через практику аскетизма (хотя известны сообщения о крайнем либертинизме у карпократиан и каинитов).

7. Существенной чертой гностицизма была мистика. Гностики занимались практикой заклинаний, участвовали в мистериальных ритуалах, предполагавших знание тайных божественных имен и формул.

8. Ведущее настроение гностицизма – чувство экзистенциальной разорванности человека, его затерянности в злом и чуждом материальном мире, которое преодолевается в вере в окончательное освобождение и возвращении в плерому божественной жизни.

После разрушения Иерусалимского храма в 70 году центр гностической традиции как таковой перестает существовать. Гонимые Римом, первые христианские гностики находят приют в разных уголках земли. Часть из них обосновывается в Египте (Александрийская школа). Это связано, по всей видимости, с тем, что сам Иисус начинал свое образование в Египте, и у него там было много сторонников и последователей. Имеются сведения, что после обучения в ессейском братстве, он получил статус Учителя.

Другая часть обосновывается в Европе (катары, исихасты, богомилы). По преданию, Мария Магдалина после смерти Христа нашла себе убежище в одном из тайных обществ Европы.

Гнозис и гностицизм. В первую очередь хочу обратить внимание читателя, что понятие "гнозис" и понятие "гностицизм" – это не одно и то же. Сегодня в массовой культуре имеется много материалов, где данные понятия представлены как тождественные (синонимичные). В этой связи необходимо дать определения этих понятий, причем обращаем внимание читателя на то, что это всего лишь точка зрения автора этой книги, которое может не соответствовать мнению других исследователей данной проблемы.

В нашем понимании, "гнозис" – это эзотерическая традиция, которая согласно преданию была передана Иисусом через своих учеников – Петра, Иакова и Иоанна. Если внимательнее прочесть хотя бы четыре канонических евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), то можно найти места, где Иисус пребывает только с перечисленными выше тремя апостолами, причем это пребывание ознаменовано очень таинственным событием – преображением Христа (см. напр., от Матфея – гл.17; от Марка – гл.9). Это указывает нам на то, что, по всей видимости, среди учеников Христа еще не все были готовы к тому, чтобы принять и постичь таинственные основы гнозиса. И первыми из достойных в посвящение в эту традицию явились эти трое – Иаков, Иоанн и Петр. Кроме того, мы знаем, что именно через Петра Иисус хотел основать свою церковь на земле, в связи с чем можно предположить, что слова предания не являются голословными (см.Мф.16:18-19, Ин.21:15-17). Более того, согласно гностической традиции, после своего воскресения Иисус находился со своими учениками еще некоторое время, в течение которого и передал учение гнозиса.

Что же касается понятия "гностицизм", то этот термин, в нашем понимании, отражает весьма широкое явление, связанное с герметической школой в эзотерике, основные положения которой, как известно, были унаследованы христианским гнозисом. Поэтому в нашем понимании тождественными понятиями являются "гностицизм" и «герметизм", а понятие "гнозис" представляет собой нечто иное. Это нечто иное связано в первую очередь с тем, что в гнозисе есть некоторые положения, которые мы не встречаем в герметизме (гностицизме). Положения эти связаны с общечеловеческой миссией Иисуса Христа как Мессии (Спасителя) нашего мира и основными таинствами гностической традиции, открытыми Иисусом Христом для человечества – преображением и воскресением, а также пониманием его богочеловеческой природы и способах обретения человеком этой природы, которых мы не встречаем в герметизме или других эзотерических направлениях человеческой мысли.

Истинный и ложный гнозис.

Далее необходимо различать такие понятия как истинный и ложный гнозис. Главным критерием, помогающим отличить первый от второго, является признание авторитета Торы и Ветхозаветных книг. Дело в том, что в истории развития самого гнозиса еще на самых ранних этапах его развития произошел раскол. Раскол этот связан с деятельностью Павла, которого некоторые исследователи причисляют к одному из 12 апостолов Христа. Но Павел, по всей видимости, никогда не входил в ряды апостолов, если верить Матфею. Трудно сказать имел ли вообще Павел посвящение в гнозис или нет. Мое мнение сводится к тому, что, судя по некоторым из его посланий (напр., 1-е и 2-е к Коринфянам), Павел все же имел посвящение в гностическую традицию. Во втором послании к Тимофею Павел сам пишет: «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 6). В Деяниях апостола говорится, что Павел получил посвящение у Ананании (Деян. 9:17).

Но мы знаем также, что на определенном этапе миссионерской деятельности Павла он имел достаточно близкие отношения с Петром и остальными апостолами. Но этот этап был недолгим. Дело в том, что Павел не желал признавать авторитета Торы, по крайней мере, в отношении языческих народов. В этой связи его миссионерская деятельность распространялась только на языческие народы, которым он разъяснял учение Иисуса, но не разъяснял сути Торы. На этой почве у Павла и произошла ссора с Петром, который считал также необходимой и проповедь Закона. В дальнейшем на основании миссионерской деятельности Павла выросли такие отвлечения гнозиса (точнее лжегнозиса), как сирийский гнозис, основоположником которого был Кедрон, школы Карпократа, Маркиона, Валентина, Василида и др. Об этом, кстати, есть указания (правда это всего лишь обрывок фразы) в одном апокрифическом источнике под названием «Свидетельство Истины»: «...он завершил путь Валентина. Он сам говорит об Огдоаде, а его ученики напоминают учеников Валентина. Они сами [...] оставляют благо [...] он говорил многие слова и написал многие книги [...] они являют себя из заблуждения, в котором они пребывают в обмане мира. Ибо они идут в это место со своим знанием, которое суетно. Также и Исидор, его сын, походил на Василида».

Необходимо также сказать, что и экзотерическое христианство также впоследствии выросло на основании учения Павла. С другой стороны, необходимо всегда помнить, что в посланиях Павла отражено немало сакральной гностической мудрости, но наряду с ней в его посланиях встречается немало мест противоречащих высказываниям Христа, о чем мы еще поговорим несколько позже.

 

Основные предпосылки возникновения гностической традиции.

Учение Иисуса неотъемлемым образом явилось дополнением к учению Каббалы. Согласно Каббале, человек, исполняя заповеди Торы, учится любить. Но Иисус видел, что не всегда исполнение заповедей Торы изменяет человека, исправляет его душу и приближает к Творцу. Многие люди, неукоснительно соблюдая все заповеди Торы, так и не смогли научиться любить. Этот парадокс не смог его оставить в стороне. Номинальное исполнение Закона очень часто являлось лишь хорошей завесой человеческой преданности Творцу. На деле человек шел на компромисс со своей совестью, не меняясь внутренне. Энергетика человека оставалась на прежнем уровне. Человек продолжал испытывать ненависть к своим врагам, формально исполняя заповеди о любви и ненасилии. Проповедование этики ненасилия стало одной из важных задач, стоявших перед Иисусом. Именно этика ненасилия и проповедь о любви к врагам своим явились тем новшеством, которое было дополнено к Торе через пророка Иисуса. Его рождение было предустановленно Всевышним еще во времена Моисея, через которого было дано пророчество о рождении Мессии в еврейском народе: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти» (Втор. 18:18-19). И это не единственное пророчество, которое Творец дает о приходе Машиаха (Мессии). Вот основные ссылки Ветхого Завета о пришествии Мессии: Книга пророка Исайи – 7:14, 53 глава полностью; Книга пророка Михея 5:2; Книга пророка Захарии 11:12-13, 12:9-10; Книга пророка Даниила 7:13-14, 9:24-26.

Таким образом, рождение приход Иисуса Христа мог состояться ни раньше, ни позже, чем это произошло, т.к. это было предначертано свыше. Таким образом, исполнение ветхозаветных пророчеств и важное дополнение к Торе, переданное через Иисуса, стали основными предпосылками, обусловившими становление новой эзотерической традиции. Можно, конечно, встать на позицию ортодоксального иудаизма и не признавать Иисуса Христа Мессией, а продолжать ждать прихода Мессии неопределенно долго, как это делает большинство иудеев, но мы не склонны этого делать, в силу тех причин, что не видим для этого достаточных оснований.

Отменил ли Иисус Христос закон Моисея?

В экзотерических христианских кругах часто можно услышать мысль о том, что с приходом Христа закон Моисея перестал иметь свое действие, что сам Иисус своим поведением (нарушение заповеди о соблюдении субботы и др.) показал людям, что отныне действие Закона отменяется. Насколько эти суждения имеют под собой основания, я бы и хотел сейчас выяснить. Причем необходимо всегда помнить, что под Законом подразумеваются 613 заповедей, которые Всевышний дал пророку Моисею на горе Синай. Эти заповеди делятся на две категории: 248предписывающих заповедей и 365 – запрещающих.

В качестве главных аргументов в пользу того, что Иисус отменил Закон, ортодоксы приводят следующие цитаты из Библии:

"От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна" (Матф.11:12-13).

"Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. (Лк.16:16).

"Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, – то не гораздо ли более должно быть славно служение духа? Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания" (2-е Кор.3:7-9).

"Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою. Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело – во Христе" (Кол.2:8-17).

"А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем" (Еф.2:15-16).

"Посему [Христос], входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и [жертвы] за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, [как] в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. Сказав прежде, что "ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни [жертвы] за грех, – которые приносятся по закону, – Ты не восхотел и не благоизволил", потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе" (Евр.10:5-9).

Неискушенный в вопросах веры читатель очень легко соглашается с мыслью о том, что Иисус отменил Тору. Но тот, кто не привык верить объяснениям священников, и всегда ищет истину не в чужих высказываниях, а в собственном опыте, – тот не станет принимать за истину то, с чем нет согласия его сердца и разума. И на самом деле, если посмотреть на проблему под другим углом зрения, то мы сможем убедиться в том, что точка зрения ортодоксов, мягко говоря, недостаточно обоснована и не выдерживает элементарной критики.

Обратим внимание, прежде всего, на то, что из приведенных выше цитат только первые две приписываются устам самого Иисуса, а остальные четыре – устам апостола Павла, причем необходимо помнить, что Павел никогда не был учеником Иисуса и авторитетность его высказываний санкционирована теми же ортодоксами, а не реальными обстоятельствами. Так, к примеру, хорошо известно, что авторитетность высказываний Павла не принималась учениками Иисуса и в особенности – Петром. Известно также, что Павел получил инициацию (посвящение) у Ананании, но в дальнейшем между Петром и Павлом произошли сильные разногласия по поводу программы деятельности Церкви и вопросов об инициации (т.е. посвящения в учение Иисуса и принятия новых адептов под покрывало Примордиальной традиции). Петр долгое время не желал посвящать в христианскую веру людей из неиудеев. Это происходило до тех пор, пока ему не было видения в Иоппии (Деян.Гл.10).Но главным камнем преткновения оставалась Тора. Павел настаивал на том, что язычникам совершенно не обязательно знать основы Торы, т.к. по его мнению основой христианской веры должен быть образ Иисуса Христа, который, как утверждал Павел, отменил Тору не только в Своих словах, но и в Своих поступках. Авторитетность своего мнения Павел основывал на своих видениях, т.к. он не имел отношений с Иисусом при жизни Учителя. Чтобы понять несостоятельность некоторых суждений Павла по поводу отмены Иисусом авторитета Торы, перейдем к анализу двух высказываний Иисуса, приведенных в Евангелиях от Матфея (Матф.11:12-13) и от Луки (Лк.16:16).

Итак, "От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна" (Матф.11:12-13). "Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. (Лк.16:16). На первый взгляд может показаться, что Иисус на самом деле говорит о том, что закон Моисея и действие Торы имели свою актуальность до Иоанна Крестителя, и что теперь это действие отменено Небом. Но если мы обратим внимание на высказывание Иисуса, которое приводит Лука сразу же после рассматриваемой нами цитаты, то мы не станем торопиться с выводами. Итак, ""Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет"(Лк.16:16-17). Мы видим, таким образом, что если рассматривать отдельные цитаты из Библии вне общего контекста, то, при желании, в ней можно увидеть то, что мы хотим там увидеть, но не то, что там на самом деле нам передано.

Всякий человек, утверждающий о том, что Иисус отменил действие Закона, уподобляется книжникам и фарисеям, которые настаивали на том же, за что, собственно, они и осудили Иисуса. Но никогда не стоит забывать, что сам Иисус говорил в Нагорной проповеди, являющейся квинтессенцией всего его учения, следующее: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном (Мф.5:17-19). У того же Матфея мы находим следующие слова Иисуса, обращенные к своим ученикам и народу, слушающим его поучения: «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:1-3). Иисус дает указание на то, чтобы народ руководствовался поучениями книжников и фарисеев, которые педантично следили за исполнением заповедей Торы.

Идея о том, что Иисус отменил Закон, была обоснована Павлом, с целью обоснования идеи оправдания верой. Необходимо четко понимать, что эта идея (об оправдании только верой) никогда не обосновывалась в проповедях Иисуса. По крайней мере, нет ни одного письменного источника, где Иисус утверждал о состоятельности этой идеи. Ведь если признать состоятельность этой идеи, то Закон не нужен. Именно это и нужно было Павлу. Ведь иначе его проповеди язычникам не дали бы никакого плода. Неиудеи его просто не стали бы слушать, т.к. имели плохое представление о Торе и Каббале или вовсе его не имели.

Идея о том, что вера без дел мертва (см.Иакова 2:19-21) очень четко обосновывается в Послании Иакова – брата Иисуса и одного и первых посвященных в гнозис, причем посвященных самим Иисусом. Это очень важный и принципиальный момент в истории гнозиса. Павел предлагает язычникам свой образ веры, но не образ веры Христа. Об этом есть замечательная книга нобелевского лауреата, философа и очень глубокого мыслителя, принадлежащего эзотерической школе хасидизма – Мартина Бубера. Книга эта называется «Два образа веры». Я советую прочитать эту книгу каждому человеку, у которого сложилось распространенное мнение о том, что учение Павла и учение Иисуса – это одно и то же. Это обывательское мнение является одним из наиболее распространенных стереотипов мышления, укоренившимся в сознании многих людей. В качестве дополнительной литературы, развенчивающей этот стереотип, хочу предложить вниманию читателя книгу А. Швейцера. «Мистика апостола Павла» (кстати тоже Нобелевского лакреата) и работы Э. Ренана – «Антихрист» и Апостолы».

Некоторые "умудряются" привести в качестве аргумента, якобы доказывающего тезис о том, что Иисус отменил действие Закона, примеры, когда Иисус сам нарушал заповедь о субботе или некоторые заповеди о чистоте. В общем-то для меня все эти аргументы всегда являлись и являются яркой демонстрацией морального твердолобия и духовной тупоупертости. Я считаю, что споры с такими духовниками не имеют какого-то особого смысла. Я также считаю, что убедить таких апостолов веры в несостоятельности их позиции рано или поздно сможет сама жизнь. Так, к примеру, мне очень хотелось бы посмотреть реакцию подобного рода человека, если бы он оказался в ситуации, требующей оказания ему неотложной медицинской помощи, а врач, который должен ему оказать эту помощь, вместо того, чтобы спасать человека, сказал бы следующее: "Понимаете, сегодня суббота, а Закон не велит работать по субботам. Очевидно у вас плохая карма, раз Богу было угодно послать на вас недуг именно в субботу. Мужайтесь. Если Богу будет угодно, то Он спасет вас от этого недуга, но я сегодня не имею права вам помочь. Я должен посвятить субботу Богу, а не вам". Нарушая субботу, Иисус хотел показать людям, что исполнение закона ничего не значит, если в этом не присутствует сердце человека. А если человек исполняет законы Торы по зову сердца, то те случаи, когда обстоятельства вынуждают его нарушить заповедь Торы, не будут Богом вменены человеку на Суде.

Как же тогда понимать слова Иисуса о том, что "все пророки и закон прорекли до Иоанна"? А понимать это необходимо следующим образом: передача Знания от Неба земле не закончилась на ветхозаветных пророках, а продолжилась через Иоанна Крестителя и Иисуса, а затем, как мы уже знаем, через Его учеников. И закончилась эта передача на Мухаммеде, через которого Творец и уведомил человечество ("Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас исламом как религией"(Коран 5:5).

В заключение хочу сказать, что я совсем не призываю вас к огульному изучению Торы, т.к. это весьма тяжелое дело, если нет рядом Учителя. Но я хочу обратить внимание читателя на то, что если вы оказываетесь в сложных жизненных ситуациях, требующих от вас совершить какой-то поступок и не потерять при этом своего человеческого достоинства, а вы не знаете как вам лучше поступить, то ответ следует искать не у первого встречного-поперечного человека, а у истинных Учителей человечества, которые были посланы на землю Богом. Моисей, к примеру, был одним из этих людей.

 


Оглавление

1. Вступление
2. Глава 1. Что такое гнозис?
3. Глава 2. Теория и практика в гнозисе.

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

06.07: Художественный смысл. По проторённой дорожке (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за август 2019 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!