HTM
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2018 г.

Игорь Литвиненко

Пространство «державы». Николай Рерих: жизнь как подвиг

Обсудить

Статья

 

Купить в журнале за май 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за май 2018 года

 

На чтение потребуется 10 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 19.05.2018
Иллюстрация. Название: «Профессор Николай Рерих» (1944 г.). Автор: Святослав Рерих. Источник: https://24smi.org/celebrity/photo/9746-nikolai-rerikh/449169/

 

 

 

Я нашёл наконец пустынника.

Вы знаете, как трудно найти

пустынника здесь на земле.

Просил я его, укажет ли

он путь мой и примет ли

он благосклонно мои труды?

Он долго смотрел и спросил,

что у меня есть самое любимое?

Самое дорогое? Я отвечал:

«Красота»...

 

 

О нём написано и сказано много, но ещё мало знают его у нас. Это и трудно: огромный итог жизни Рериха – художественные полотна, литературные вещи, исследовательские труды – всё это разошлось по свету, многое утрачено. Одних картин известно больше семи тысяч! Многие книги известны только на иностранных языках. Всех поражает монументальность его личности – сочетание широчайшего разнообразия интересов с завидной последовательностью, «программностью» всей жизни этого человека.

Диплом и звание художника он получил из рук Архипа Куинджи в 1897 году. Художественная жизнь России в это и последующее время была шумным и бурлящим водоворотом. Рождались и громогласно заявляли о себе самые невероятные стили, школы, направления. Трудно было не потеряться в этом водовороте, найти себя. Рерих самые первые шаги сделал уверенно, так же уверенно продолжил свой путь, и за долгие годы создал огромную по количеству, но единую по сути галерею произведений – неповторимых, «рериховских». «Держава Рериха» – так сказал об этом Леонид Андреев.

Хотя короткое время Рерих числился даже председателем «Мира искусства», это не показательно: он не принадлежал ни к одному из противоборствующих лагерей. Огромный художнический авторитет делал его фигуру предметом «разделительных» дискуссий. «Мирискусники» держались за него обеими руками, ему же пел дифирамбы великий апологет передвижничества Стасов, участники позднейшего «Бубнового валета» также могли находить у Рериха «свои» приметы. Но он остался верен своему собственному «направлению» в живописи. Ретроспективизм – этот термин был изобретён специально для него. Правда, здесь рядом с Рерихом ставили иногда Бенуа с его интересом к старине – впрочем, не такой уж глубокой и к тому же не русской, западной. И в итоге Бенуа не выдерживал сравнения, очень уж разным было отношение к прошлому у этих художников: познающее и «монументальное» у Рериха, камерное и домысливающее у Бенуа.

В живописном способе у Рериха плодотворно переплавились отдалённейшие друг от друга средства и принципы. Самые современные и часто даже «модерные» композиции – этому он научился в российской Академии художеств и затем в парижской мастерской Кормона, а красочный строй полотен, где в яркой гармонии сопоставляются широкие цветовые пятна, – это из древнерусской иконописи. Великолепный синтез старого и нового не был результатом трудных поисков, единственным из множества отброшенных вариантов – здесь Рериху повезло. Других «вариантов» у него попросту не было никогда. «Я не ищу новые формы, я их нахожу» – эти слова Пикассо мог бы сказать и Рерих.

Всегда завидно уверенный в себе, он отдавался «водительству духа» – эстетические, духовные потребности были в его жизни главными указателями. Возникший ещё в далёком детстве интерес к истории захватывал его всю жизнь, диктовал сюжеты картин и целых циклов, а безошибочный инстинкт художника и передового человека неизменно выводил его в число «передовиков формы».

Очень точен и мощен живописный язык Рериха. Особенно в гималайских сериях. Цветовые контрасты, не только идеально соответствующие настроению вот этого, сию минуту существующего пейзажа, но и наполненные глубоким смысловым подтекстом – о судьбах мира, почему бы и нет... Многие музеи искусства считают эти картины своим лучшим приобретением.

 

 

*   *   *

 

Во владениях «державы Рериха» естественно перечислить не только плоды художнической деятельности: картины, монументальные росписи, эскизы театральных декораций. Здесь есть место и для Международной конвенции о защите культурных ценностей (в исторических справках он так и обозначен – Пакт Рериха). Здесь же многотомные сочинения по истории и археологии, фундаментальные исследования народных культур Индии, Китая, Цейлона, Монголии... Эти здания в обширном пространстве «державы» не стоят отдельно друг от друга – они сосуществуют в гармоничном ансамбле, они плоды одного дерева, плоды одинаковой цены.

Феноменальные явления в истории художественной культуры, связанные с именем одного человека, всегда рождали потребность углубиться в подробности его судьбы, в мир его заветных мыслей и переживаний: что хранил он в себе, что думал и как жил? Здесь какая-нибудь мелочь может сказать и объяснить многое.

 

 

*   *   *

 

Современников поражала скрытность Рериха. Показывать чувства он редко позволял себе даже в дневниках, заполненных в основном деловыми записями. Что ж, скрытность – вообще характерная «странность» художников: самопогружённость, диалог с самим собой без свидетелей. Своё «я» художники оберегают ревниво и чутко, ведь «я» – главный производительный механизм в их творчестве.

 

И переодетым я сидел между

вами. И вы закутались

в разные ткани. Молча

хранили заржавленные

ключи от ворот.

 

Опасениям есть резон – тайна художнического таланта всегда бередила тщеславие толпы. Обыкновенному обывателю неспокойно, когда он что-то не понял. Но есть вещи, недоступные его пониманию – и рождается злобный шёпот, за ним следуют сплетни, скандалы... Рерих испытал это на себе. Ничуть не странно, что в документальных отзывах о нём соседствуют полярные мнения, от «сторонник прогресса» и «видный деятель культуры» до «льнущий к придворным кругам карьерист». Учёный опытом, Рерих никогда не позволял ослабнуть в себе естественному инстинкту самозащиты.

 

Усмешку оставь, мой приятель.

Ты ведь не знаешь, что у меня

здесь сокрыто. Ведь без тебя

я наполнил этот ларец.

Без тебя и тканью закрыл.

И ключ в замке повернул.

На стороне расспросить

тебе никого не удастся.

Если же хочешь болтать –

тебе придётся солгать.

Выдумай сам и солги,

но ларец теперь

не открою.

 

Эти стихи ещё молодого Рериха уже маститый Горький назвал – «Письмена».

 

 

*   *   *

 

Рерих писал стихи? Большая удача для нас. Настоящая, искренняя поэзия всегда была точным зеркалом, отражающим сокровенные думы и чувства. Здесь, под зыбкими сводами строф, прошли душа и сердце художника. Войдём сюда и мы.

 

...Ты, в тишине приходящий,

безмолвно скажи, что я в жизни

хотел и что достигнуто мною?

 

Выбор пути – главный пункт человеческой жизни. Здесь ты должен всё решить сам, а потом вступить в борьбу за своё решение.

Константин Рерих отцовской властью запретил сыну учиться на историческом факультете: уважаемый в Петербурге нотариус желал получить наследника своему делу. Не имея возможности противиться отцу, будущий художник последовал его воле, но борьбы за своё решение не оставил: на историческом факультете, как и в Академии художеств, его видели гораздо чаще, чем на юридическом.

И в будущие свои годы Рерих ни разу не свернул в сторону, хотя не однажды открывались ему возможности выгодной карьеры, сулящей всякие общественные блага. Карьеру Рерих всегда презирал, наживая враждебное непонимание.

 

В толпе нам идти тяжело.

Сколько сил и желаний враждебных.

...Не подходи сюда, мальчик.

Тут за углом играют большие,

кричат и бросают разные вещи.

Убить тебя могут легко.

Людей и зверей за игрою не трогай.

Свирепы игры больших,

на игру твою не похожи.

...Брат, покинем

всё, что меняется быстро,

иначе мы не успеем

подумать о том, что

для всех неизменно.

Подумать о вечном.

 

Соблазны, не стоящие того, чтобы следовать за ними – пустые, но сладкие. Сколько же людей прилипло к этой липкой бумаге! И эти люди – странно – командуют, громко кричат и проклинают, если проходишь мимо и не прилипаешь рядом... Рериху презренна была рутина житейских традиций и правил, он ненавидел коварное могущество заколдованных трухлявых пней – люди спотыкаются о них, падают лицом вниз и теряют из вида горизонт.

 

 

*   *   *

 

Его постоянно преследовал страх за людей. Он видел, что люди склоняются к лени, что они спят и блаженствуют, если всё вокруг ясно, понятно, объяснено. Тогда незачем узнавать. И человек бесполезен, и смешно смотреть, как он устремляется к какой-нибудь мелкой и пустой своей цели – стать императором, например. Отстраниться от людской суеты, не заразиться азартом привычной человеческой драки – за счастье, кажется им, а выходит – за вещи: необходимость этого отстранения Рерих понял очень рано.

 

Мальчик, вещей берегися.

Часто предмет, которым владеем,

полон козней и злоумышлений,

опаснее всех мятежей.

...Если кто уцелел от людей,

то против вещей он бессилен.

 

«Сундук сбережений – наиболее коварный враг духовной эволюции человека», – говорил Николай Константинович. И в его доме стояли простые столы, шкафы книг и множество мольбертов, старинный отреставрированный секретер. Вещи никогда не мешали ему свободно передвигаться по всему свету. А тех вещей, что помогали ему работать, было множество. Тысячи «безделушек» из каменного века в археологической коллекции. Больше трёхсот полотен старых мастеров: Рубенс, Остаде, Кранах... Видавший виды патефон с пластинками – без Вагнера, Прокофьева и Скрябина он не обходился в самых продолжительных и трудных экспедициях.

Люди и вещи – нигде и никогда они не стали препятствием творческому движению исследователя и художника. Свободный, он шёл всегда прямо, совершая «барсовы прыжки» успехов.

 

Встань, друг.

Получена весть.

Окончен твой отдых.

Сейчас я узнал,

где хранится

один из знаков священных.

...Бери своё достоянье.

Оружье с собою не нужно.

Обувь покрепче надень.

Путь будет наш каменист.

Светлеет восток. Нам пора.

 

Куда вышел путник? Какая звезда позвала и светит ему?

 

 

*   *   *

 

Когда Парижский университет предложил кандидатуру Рериха на получение Нобелевской премии мира, в «Обращении» было сказано, что всей своей деятельностью художник и ученый развивает «доктрину всеобщего братства».

В глубинах древности он искал всегда главное: общий корень разнообразных культур современного человечества. Все мы пассажиры одного корабля, и есть основной закон – всеобщий, объединяющий всё. Абсолютная идея? Да, в этом Рерих был идеалист. «Практический идеалист» – так его и называли.

Догадка о всеобщей объединённости мира одинаково вдохновляла и Рериха-исследователя, и Рериха-художника. Говоря, что красота для него самое дорогое, он имел в виду наиболее глубокий и всеобъемлющий смысл красоты: гармония мира, её великая, всюду присутствующая логика. Мир – монолит, и человек – один из логических элементов в огромном и движущемся орнаменте мироздания. В стихотворных циклах эта идея проходит в образе священных знаков, которые надо отыскать, и тогда наступит всеобщее озарение, постижение Истины.

 

...становится

темно. Трудно путь

усмотреть. Непонятны места.

Где могут они быть –

священные знаки? Сегодня

мы их, пожалуй, уже не

найдём. Но завтра будет

светло. Я знаю – мы их увидим.

...а мы подождём.

И если бы весть

о знаках священных возникла,

устремимся и мы.

Если их понесут,

мы встанем и воздадим почитание.

Зорко мы будем смотреть.

Остро слушать мы будем.

Будем мы мочь и желать...

 

Тайна мира бездонна, и бесконечен поиск. Значит, никогда не кончится оправдание созидающей и познающей деятельности человека. Надо работать.

 

...жить трудно,

мой мальчик, помни приказ:

жить, не бояться и верить.

 

Это вечно: движение разума и духа. Это опасно: холодно, незнакомо, невидимо, жутко, но не бойся. Сделай шаг... Видишь – под ногой появилась видимая и совсем не страшная опора. Это земля. Склонись над ней, встань. И не бойся, шагай дальше в чёрную пустоту.

 

 

*   *   *

 

Вид бездны никогда не останавливал Рериха. Он был счастлив, когда видел, что его усилиями заполняются пробелы человеческого знания. Это давало ему силу не замечать утрат и лишений, снисходительно и терпеливо сносить нападки воинствующего невежества.

 

...Не внимай часам

утомления. В эти часы ты

не ловец. Ты – добыча! Вихрь

пройдёт. Помолчи. И опять

возьми рог свой. Не опаздывая,

не бойся опоздать. И, настигая,

не оберни голову. Всё понятное

не понятно. И всё объяснённое

необъяснимо. И где предел

чудесам?

 

Вечно открыта тропа искусства и узнавания. Упорно и вдохновенно прошёл Николай Рерих свой путь, освещённый звездой подвига. Как много и разнообразно успел один человек! Невероятно.

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за май 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению мая 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

06.12: Владислав Шамрай. Рождающая дождь (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!