HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2017 г.

Лев Мадорский

Здравствуй, папа

Обсудить

Рассказ

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 21.09.2012
Иллюстрация. Название: "father and daughter". Автор: Ксения Соловьёва. Источник: http://www.photosight.ru/photos/2899330/

 

 

 

Как говорит приятель, мои вкусы в живописи примитивно-традиционные. Изо всех -измов предпочитаю реализм. Поэтому, нелов­ко признаться, но пошёл на выставку Петра Семёнова, художника-импрессиониста из Москвы, проходившую в Магдебурге, только потому, что имя и фамилия указывали на нашего соотечественни­ка. Но на этот раз в небольшом зале, где было выставлено около тридцати полотен Семёнова, я провёл более двух часов. К некоторым кар­тинам возвращался несколько раз. Художник был последователем Чурлёниса и балансировал на грани живописи и музыки. Картины назывались так же, как и музыкальные произведения. «Финал концерта Чайковского для фортепиано»: среди мраморных столбов, как Атланты, подпирающие небо, на тебя неслись светло-красные потоки света и радости. «Концерт для двух скрипок Вивальди ля минор»: голубовато-холодные водопады, пронизанные солнечным светом. «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь»: багровые блики огня, мечущиеся в ночи. Я смотрел. Думал. Вслушивался в себя. Иногда не соглашался.

После осмотра подошёл к администратору выставки, молодому парню с серьгой в ухе.

– Как можно связаться с художником?

– Он болен. Но здесь его дочка. – И показал на полную женщину, сидевшую за небольшим столиком в углу зала. Я присел рядом. Представился сотрудником русскоязычной газеты. Спросил, что с отцом.

– Он в больнице. Плохо с сердцем. Возможно, потребуется опе­рация. Что вы хотите? Я не могу помочь? – Дочь художника говорила по-немецки без акцента.

– Очень понравились картины. Хотелось познакомиться. Может быть, написать о выставке в газету.

Мы помолчали.

– Ваш папа из Москвы? Я тоже. Вы говорите по-русски?

– Почти нет. – Она заметила мой удивлённый взгляд и добавила: – Это длинная история. Но если вам интересно, расскажу.

 

На выставке в этот день было мало посетителей. Старик, подолгу простаивающий возле каждой картины. Молодая, похоже, супружеская пара. Ещё два-три человека. Мы старались разговаривать вполголоса. Замечу сразу: в моей копилке историй о превратностях человеческих судеб, немецких и российских, перемешанных в вихре войны, эта – одна из самых удивительных.

– Папа в пятьдесят втором году проходил военную службу в Магдебурге. В качестве художника. Его призвали с третьего курса художественного училища. В то время как солдатам, так и офицерам были строго запрещены контакты с местными немцами. Папа нарушил запрет и встречался с немецкой девушкой. Моей будущей мамой. Об этом узнало начальство. Отец попал на гауптвахту. А затем его выслали домой. Так быстро, что мама не успела сказать, что ждёт ребёнка.

В это время старик присел к столу и стал что-то писать в книгу отзывов. Элиза (так звали дочь художника) замолчала и продолжила только, когда он кончил писать и отошёл.

– Мне было три года, когда мама вышла замуж. Но вскоре умерла при родах. Отчим остался с двумя девочками. Сначала помогала бабушка. Когда сестре исполнилось полгода, он отдал нас в интернат с пятидневным содержанием. Отчим был неплохой, добрый человек. Работал рабочим на стройке. Но много пил. Однажды, видимо, был пьяный (я была ещё маленькая и толком ничего не знаю), упал с крыши и разбился насмерть. Нас с сестрой определили в детский дом. В Дессау.

 

Подошёл администратор, извинился:

– Мы закрываемся.

– Вас подвезти? – предложил я. Элиза не отказалась. Так что продолжение рассказа я услышал через полчаса. За чашкой кофе. Огромный ньюфаундленд, проживающий в квартире Элизы, почувствовал во мне собачника и тоже слушал, доверчиво положив голову мне на колени. По дороге узнал, что Элиза живёт с мужем. Занимается разведением породистых собак. Сыну двадцать лет. Он про­ходит воинскую службу.

– Жить в детдоме, даже самом благоустроенном, не сладко, – продолжила рассказ дочь художника. – Ах, как мы завидовали детям, которые имеют родителей! Какие только сказки не придумывали о несуществующих папах и мамах. Что они живы. Скоро приедут и заберут нас домой. Наверно из этих сказок, когда мне исполнилось восемь–девять лет, и родилась идея фикс: найти папу. Часто по ночам я не спала, плакала и бесконечно повторяла шёпотом: «Папа, приди. Забери меня домой» Но папа не приходил.

– Первый шаг для осуществления мечты я сделала, когда мне исполнилось пятнадцать. Надо найти подругу мамы, – посоветовала сестра. – Она, может быть, знает, с кем мама встречалась.

Я уговорила воспитательницу отпустить меня на один день в Магдебург. Ходила по соседям, спрашивала. И нашла. Милая женщина. Она вспомнила, что мама встречалась c русским солдатом по имени Пётр. Художником по профессии. Но это мало что дало…

 

Ньюфаундленд с громким, радостным лаем бросился к двери.

– Пауль пришёл, – сказала дочь художника. Вошел высокий, грузный мужчина в рабочей одежде, выглядевший усталым. Элиза представила меня. – Может, поужинаете с нами?

Мне показалось, что это не совсем удобно, и я отказался.

Конец истории Элиза рассказала кратко. Когда мы уже стояли в передней.

– В восемнадцать лет я сняла квартиру в Магдебурге. Комендант части, где служил Пётр, сказал, что архивы находятся в Советском Союзе, и он ничем помочь не может. Но есть старшина-сверхсрочник, который служит с тех времён. Может быть, он помнит Петра. Старшина, действительно, вспомнил, что фамилия художника было Семёнов. И что он, кажется, из Ленинграда. Он посоветовал обратиться с запросом в Министерство обороны. Через полгода пришёл ответ: «Сведения о военнослужащих не разглашаются». Я была в отчаянии. Через пару лет cкопила денег на туристскую поездку в Ленинград. На неделю. В справочном бюро попросила дать адрес Петра Семёнова, двадцать девятого – тридцать первого года рождения, проживающего в Ленинграде. Таких оказалось сорок три человека. Всю неделю ездила по адресам. Много хороших людей, желающих помочь, повидала. Но… бесполезно.

 

– После Перестройки в девяносто первом году сделала повторный запрос в Министерство обороны. Переводила соседка, русская немка. Ужасно волновалась, когда та же знакомая через месяц читала ответ из министерства. На этот раз ответ был любезным. Указывался адрес папы и номер телефона. Но жил он не в Ленинграде, как говорил старшина, а в Москве. Позвонила сразу же. Соседка позвала к телефону папу и передала мне трубку. Я не могла говорить. Голос куда-то пропал. Спазмы сдавливали горло. С трудом произнесла по-русски: «Здравствуй, папа» и заплакала.

У Лизы и сейчас на глазах выступили слёзы. Она отвернулась. Подошёл Папуль. Обнял её…

Позже я навестил в больнице художника. Обошлось без операции. Он тоже рассказал о том памятном звонке Элизы. И тоже не смог удержаться от слёз.

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

23.04: Сколько стоит человек. Иудство в исторической науке, или Почему российские учёные так влюблены в Августа Шлёцера (статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


Уже собрано на:

08.05: Сергей Жуковский. Дембельский аккорд (рассказ)

05.05: Дмитрий Зуев. Хорей (рассказ)

01.05: Виктор Сбитнев. Звезда и смерть Саньки Смыкова (повесть)

30.04: Роман Рязанов. Бочонок сакэ (рассказ)

29.04: Йордан Йовков. Другой мир (рассказ, перевод с болгарского Николая Божикова)

27.04: Владимир Соколов. Записки провинциального редактора. 2008 год с переходом на 2009 (документальная повесть)

25.04: Бранислав Янкович. Соловей-пташка (рассказ, перевод с сербского Анны Смутной)

22.04: Александр Левковский. Девушка моей мечты (рассказ)

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за март 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2017 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!