HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2017 г.

Тимофей Маляренко

Премия за грех

Обсудить

Критическая статья

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 31.08.2011
Иллюстрация. Название: "Грех". Автор: Карен Самунджян. Источник: http://www.zhivopismira.ru/work/2427

 

 

 

Относительно недавно (29 мая этого года) современному писателю Захару Прилепину была вручена первая премия на конкурсе «Супернацбест», а его роман в рассказах «Грех» был признан лучшей книгой десятилетия. Интересно, что такое, казалось бы, значимое событие осталось для многих незамеченным. А значимое оно, как минимум, по трём причинам. Во-первых, проводилось подобного рода мероприятие впервые, во-вторых, в конкурсе могли принимать участие только авторы, чьи книги становились бестселлерами года (с 2001 по 2010 гг.), и, наконец, следующее такое явление в литературе можно ожидать только через десять лет (а срок, согласитесь, немалый). А если вспомнить и сумму первой премии – 100 тыс. долларов США – то можно смело говорить и о четвертой причине.

Прежде всего, меня заинтересовали три обстоятельства премии: сами номинанты (а их не так много – всего десять), жюри этого, вроде бы, громкого конкурса и, конечно же, творчество победителя (в частности, рассказы из романа «Грех»). Но обо всём по порядку.

Признаться, я не большой знаток современной литературы, потому что предпочитаю продукт, проверенный временем и не одним поколением читателей. Однако имя одного из претендентов мне было знакомо хорошо. Речь идёт о Викторе Пелевине, авторе неоднозначном, отчасти противоречивом, местами сложном, но бесспорно талантливом. Его произведения, представляющие собой смесь реализма с эзотерикой и мистикой и приправленные нестандартными размышлениями о современном обществе, лично меня не оставили равнодушными. И то, что он был в числе номинантов, меня нисколько не удивило. Об остальных участниках я знал крайне мало, либо не знал ничего, поэтому и высказываться на их счёт не стану.

Немаловажно обратить внимание и на тот верховный ареопаг, что выносил вердикт в пользу того или иного писателя. А среди них сплошные экономисты, банкиры и политики, которые и определяют курс нашего корабля, под названием «Родина». Конечно, были и писатели – Лимонов, Юзефович, но опять же – люди весьма вхожие в высшие круги нашей сверхрасполневшей административной машины. Как видите, главных редакторов литературных журналов и видных критиков (а кому же ещё объективно оценивать?!) обошли стороной. Что и говорить – кто платит, тот и заказывает музыку (к сожалению, без этих торгашеских высказываний не получается). Уж не знаю, насколько верховное жюри разбирается в литературе, не в беллетристике, коей наводнены полки книжных магазинов, а в той самой нетленной классике всех времён, но, думаю, имеющиеся у них знания вряд ли можно считать эталонными. Даже в совокупности. Конечно, я не хочу назвать этих людей глупыми, отнюдь. Но и до интеллектуально-культурной элиты они явно не дотягивают. Кроме того, необходимо учитывать «политический заказ», который обязательно присутствует в любой коммерческой премии. А, как известно, ход мыслей руководства может не совпадать или даже идти вразрез с думами читающей аудитории. Но что сделано, того не воротишь…

 

Поскольку премия называется «национальной», мне было очень любопытно узнать, что это за «зверь» такой, Захар Прилепин, который умудрился написать книгу десятилетия, якобы точно попавшую в струю читательского спроса. Настоящее имя – Евгений, женат, отец четверых (на момент вручения премии – троих) детей, вырос в деревне, филолог по образованию, участник чеченских войн, национал-большевик, автор нескольких романов. Зачем нужна биография автора? Лично я считаю, что без знаний того, где рос и в какой среде развивался человек, невозможно до конца понять его творчество. А посему Захар Прилепин предстаёт перед нами в виде эдакого простого деревенского рубахи-парня с незамысловатыми жизненными нормами и морально-этическими принципами. Выражаясь современным языком – пацан, живущий по понятиям (извините за возможную резкость). Возможно, кому-то этот образ будет близок, и вполне приемлем, но только не мне.

Что и говорить про творчество – оно является чистейшим продуктом биографии Прилепина. И роман в рассказах «Грех» не является исключением. Вкрадчивые размышления – нет, необычные сравнения – ни в коем случае, красота и замысловатость строк – забудьте. Может, сложно закрученный сюжет с неожиданной трагической развязкой? – и снова промах. Ничего подобного в этом романе нет. А что же тогда есть? А есть простота и ненавязчивость изложения (именно поэтому можно читать по диагонали – много не потеряете), практически линейно развивающийся сюжет (нет крутых поворотов или глубоких ям, в которые иногда хотелось бы провалиться), претензия на трагичность и устоявшийся, сразу бросающийся в глаза «пацанский» стиль изложения.

Конечно, последнее можно отнести к достоинствам романа, говоря о том, что писатель нашёл свою «экологическую нишу» и строчит оттуда свои произведения. Очень может быть. И даже можно сказать о героях Прилепина, как об альтернативе гламурному подонку, который мается от отсутствия мозгов, переизбытка денег и цинизма (например, в романах Сергея Минаева). Но рассматривать «пацанскую прозу» в концепции национальной литературы, на мой взгляд, совершенно невозможно. И не потому что подобный стиль не имеет права на существование, а потому, что в своём стремлении отказаться от сложных дум и изысканий можно очень легко потерять чувство меры и упростить всё до уровня бульварной прессы. Так, в течение нескольких реформ (последняя была в 17-18 годах прошлого века), наш «живой» язык практически упростился до набора правил, потеряв при этом значительную часть того скрытого смысла, который он изначально нёс. Неужели подобное надо сделать и с литературой? Неужели у наших потомков в учебниках появятся подзаголовки: «Пацанские писатели, как неотъемлемая часть новой России»? Надеюсь, что нет…

 

Да, и если уж говорить о стиле. Роман «Грех» является далеко не первым в творческой биографии Прилепина. Поэтому двойственность мышления, перепрыгивание с одного метода изложения на другой и отсутствие прочих ляпов – это скорее не достоинство, а неотъемлемая часть опытного писателя, коим и считается Захар…

Несмотря на то, что «Грех» везде проходит как роман в рассказах, имеется у него и поэтическая часть. Уж не знаю, чем руководствовался автор, или это был такой тонко продуманный ход издательства, но кое-что получилось. Именно кое-что. Лично у меня не поворачивается язык назвать поэзией нечто вроде:

Все строки смешал – толку,
С таким же успехом можно
Шнурки на ботинках спутать.
Нет сна. В закоулках мозга
Всё ты; и, считая минуты,
Сбиваюсь к утру только...

Так и хочется спросить у автора – это, вообще, о чём? Или ещё интересные строки:

И пахнут морозы – будто морозы.
И цвет у дождей был до жути дождливый.

 

Метафора за гранью моего понимания. Впрочем, как и следующая строка:

На разрыв аорты воет рота…

Это ж как надо было поднатужиться, чтобы разорвать самый крупный сосуд в своем теле, который спрятан в грудной клетке? Но больше всего меня поразило следующее:

А птицы по столам ходили,
и наше выпили вино.

Кроме глубокого вздоха, комментариев больше не находится.

Так и хочется сказать автору – остановись на прозе, не надо включать в «Грех» такую поэзию…

 

Поэтому рекомендовать Прилепина к прочтению я не стану. Конечно, кто посчитает мои умозаключения неверными, всегда может их перепроверить. Но брать в руки роман «Грех» с другой целью не рекомендую.

Несмотря ни на что, конкурс «Супернацбест» всё же состоялся, хотя, конечно, и не с теми результатами, как хотелось бы лично мне. Во-первых, состав жюри оставляет желать лучшего, а для любого уважающего себя конкурса – это далеко не праздный вопрос. И естественно, что среди номинантов были куда более достойные претенденты (тот же В. Пелевин), чем посредственный роман в рассказах «Грех» Захара Прилепина, который как раз из-за своей простоты никак не может быть «Национальным» и отвечать требованиям вдумчивой и мыслящей аудитории читателей, коей всегда считалась аудитория в нашей необъятной стране.

По крайней мере, себя я отношу именно к таким людям.

А Вы?..

 

 

 

3.08.2011

 

 

 

____________________________________

 

От редакции: купить книгу Захара Прилепина «Грех» Вы можете в интернет-магазине Ozon.Ru, нажав на изображение обложки:


Грех (Захар Прилепин)

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

10.12: Константин Гуревич. Осенняя рапсодия 5 (сборник стихотворений)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за август 2017 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!