HTM
Мстить или не мстить?
Читайте в романе Ирины Ногиной
«Май, месть, мистерия, мажоры и миноры»

Татьяна Мохова

Хрупкий мир сильной души

Обсудить

Эссе

 

Поэтика Милен Фармер.

 

Я очень люблю музыку, и я очень люблю связанные с ней переживания. Французская певица Милен Фармер умеет передать своим пением, поэзией и игрой тонкие эмоции и волнующие образы. Это эссе я посвящаю ей и всем другим людям, которые так же обладают этой способностью меня вдохновлять.

Мохова Татьяна

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 30.03.2012
Иллюстрация. Название: "Marianne Rosenstiehl, 1988". Источник: http://www.mylene-music.ru/gallery_2_53.html

 

 

 

«L’amour n’est rien…»«Любовь – ничто». (здесь и далее пер. М.Т.) – так называлась первая песня Милен Фармер, которую мне удалось когда-то услышать. Наверное, ещё ни одно название песен певицы так не искажало общее настроение её творчества, ведь на любви, в разных её вариациях, построен сам мир Милен Фармер, поэтому всё встаёт на свои места, когда после столь провокационной строчки следует продолжение – «Quand c'est politiquement correct»«Когда она политически корректна». – вот это уже больше похоже на правду, на правду Милен Фармер, для которой жизнь хороша, когда «Quand elle s'acide de dynamite».«Когда она взрывается, словно динамит».

 

«Милен Фармер – французская певица», – так обычно представляют героиню нашей статьи. Но каждый, кто познакомится глубже с творчеством этой по-настоящему талантливой француженки канадского происхождения, поймёт, что назвать её просто «певицей» было бы недостаточно. Милен Фармер, бесспорно, создала свой собственный оригинальный поэтический мир, и каждый её альбом – это очередная книга в той эпопее, которую она пытается воплотить в своём творчестве перед воображением преданных слушателей. Как истинный человек искусства, Милен живёт на сцене образами, и мини-фильмы, снятые по самым её известным песням, подтверждают всё богатство неистощимого воображения певицы и её творческого союзника, автора большинства видеоклипов, режиссёра Лоранна Бутонна. Естественность и глубину игры Милен в этих глубоких по задумке видео можно сопоставить с игрой профессионального актёра (заметим, что первоначально Фармер хотела стать именно актрисой и в молодые годы посещала театральные курсы), а нестандартность сюжетов открывает нам в её лице ещё и самобытного сценариста. Обо всей работе разноплановой Милен можно говорить много, и, боимся, одним эссе тут никак не обойтись, поэтому в зону нашего пристального внимания на этот раз попадёт лишь одна грань её творчества, но вместе с тем это та его составляющая, без которой, пожалуй, сам феномен Милен Фармер, в его полном воплощении, перестал бы существовать. Речь идёт о поэтическом даровании певицы, ведь большинство текстов к своим песням певица написала сама.

Милен Фармер имеет за плечами 25-летнюю музыкальную карьеру, и за это время стиль её музыки, исполнения и имидж изменялся много раз. «Plus grandir» (не взрослеть) – так назывался один из первых её синглов, и эти слова стали в какой-то мере пророческими, потому что взрослеть, чтобы стать скучной и приземлённой, Милен, действительно, не будет. Сомнения и терзания юности, но вместе с тем энергия постоянного поиска, стремление к независимости в мыслях и чувствах – такими будут основные мотивы лирики певицы на первом и последующих этапах её длинного и полного открытий творческого пути.

В первом альбоме «Cendres de lune», правда, ещё не вполне угадывается оригинальный почерк Милен Фармер, так как большинство текстов к песням были написаны Лоранном Бутонна. Пластинка кажется неровной и противоречивой: например, с утончённой «Tristana» соседствует бросающая вызов своими грубыми сексуальными намёками «Vieux Bouc». Песни «Mamam a tort» и «Chloe» были написаны для Милен, но в них недоставало ироничности Фармер и её любимой игры со словами, что будет у певицы в её собственных текстах позднее, как и сражающая душевность поэтических образов. В альбоме выделяется своим иронией и искренним задором хит «Libertine», однако, в целом, «Cendres de lune» получился холодным, пусть и с горячими текстами.

Но, несмотря на неровность стиля, первый альбом отчётливо дал нам понять, как Милен Фармер любит эпатажные образы. И всякий, кто видел такие видеоклипы, как «Libertine», «Pourvu qu'elles soient douces» поймёт, как же далеко может зайти откровенность певицы, которая, впрочем, никогда не переходит границы пошлости. С первых произведений и далее, уже на протяжении почти 25 лет, Милен в своих бросающих вызов образах как будто провоцирует зрителя, но даёт понять, что даже самые откровенные сцены – часть общего оригинального замысла, далёкого от примитивной трактовки.

 

Второй альбом певицы «Ainsi soit je» добавил к дерзкой любовной линии мотив печальной тревоги, ставший на протяжении многих лет основной темой стихов Милен. Зловещее настроение программного стихотворения Шарля Бодлера «L’horloge» (сборник «Цветы зла» 1857 года) неподражаемо передано Милен… даже не через музыку, а через какой-то мистический поток эмоций. Тогда же певица примеряет на себя новый эстетический образ – подчёркнуто интеллектуальный, аристократический и загадочный. Несмотря на то, что этот альбом получился куда более мрачным, а местами даже пугающим (чего стоят только устрашающие стоны в песне «Jardin de Vienne»), поэтика его стала глубже. Одной из самых сильных песен нового диска получилась философская композиция «Sans logique», интригующая контрастом между серьёзной и несколько агрессивной лирикой и нежным лиричным исполнением. Эта композиция стала апофеозом «мистической эры» творчества Милен Фармер, где каждая песня была отчасти загадкой поэтического воображения певицы: образы лирики второго альбома сложные, часто противоречивые и напоминают скорее символы с их многозначностью и неисчерпаемостью. «Sans logique» – песня, которая, во многом благодаря гениальному видео, стала одним из самых сложных и тонких произведений Милен Фармер. «De ce paradoxe je ne suis complice»«Это тот пародокс, к которому я не причастна», – поёт в припеве Милен, открывая мотив невинности души, поражённой испытаниями мира, «парадокса», который сделал из неё ту, которой она никогда не хотела быть. Лирическая героиня песни раздваивается, принимает ангельское и дьявольское обличья, вопреки собственным словам. В этой противоречивости и какой-то недосказанности и есть загадка песни, на которую был снят один из лучших мини-фильмов Бутонна. Практически всё в этом видеоклипе – символы. Злые и лицемерные старики и старухи в чёрных одеждах – провокация, раздор, вызов, грубость мира. Статуэтка Христа, которую заинтересованно рассматривает мальчик, – милосердие, изначальная незапятнанность души человека. Зловещий     пейзаж с нависшими тёмными тучами и голой пустошью – полоса испытаний, чувство надвигающейся катастрофы и разлада. Ну и, конечно, главный символ клипа – разъярённый бык. В синкретическом образе женщины-быка, которую провоцируют на убийство своего возлюбленного, выступает сама Милен. В этом клипе особенно заметен талант Фармер как драматической актрисы. Вначале героиня видео как будто притворяется быком, «оттягивает время», положенное на издевательский эксперимент, и таким образом играет с другом, который постепенно начинает принимать несмешную игру всерьёз. Кульминационным моментом становится пронзительный крик Милен от предательского удара «тореадора», забывшего о своей любви во имя Силы, которую олицетворяло общественное мнение в лице уже упомянутых чёрных фигур. И вот теперь и она, сдавшись, как и её любовник вначале, начинает опасную игру со смертью, с предательством, уже по-настоящему превращаясь в быка. Но, дав отпор возлюбленному, пронзив его насквозь своими рогами, героиня, в ужасе от содеянного, не понимая, как она пришла к тому, что вначале мыслилось просто невозможным, плачет кровавыми слезам…. Финальную пронзающую сцену видеоклипа, по накалу страстей, драматизма и психологической утончённости, можно считать одной из безусловных вершин как режиссёра Лоранна Бутонна, так и актрисы Милен Фармер. Драматизм визуального ряда и лирики, скорее, внутренний, чем внешний, и тем труднее понять его, отгадать тайный посыл автора. Во многом благодаря таким произведениям, как «Sans Logique» и «Sans contrefason» (видеоклип на эту популярную мелодию получился не менее зрелищным) Милен Фармер стала, что называется, «непростой» певицей.

 

Мотив мрачной тревоги продолжил и третий студийный альбом француженки «L’ autre», однако развил он его в несколько ином направлении. Само название уже создаёт ту притягательную двусмысленность, которая будет практически всегда характерна для творчества Милен. «L’autre» – «другой/другая», но также и «вторая половина». Имидж певицы, изысканный декадентский образ, сменяется на более агрессивный и волевой, а «психиатрическая» тема приходит на смену туманной меланхолии. В таких песнях, как «Agnus deg» или «Psychiatric», нервозность и погружённость в мрачную атмосферу саморазрушения достигают своего апогея. Альбом был богат и на подлинные шедевры. Так, песня с грустным названием «Desenschantee», отсылающая нас к теме потерянного поколения, стала настоящим гимном для поклонников талантливой француженки.

Отметим, что наряду с темой разочарования, одиночества и разлада с самой собой Милен в альбоме 1991-ого года опять поднимает одновременно светлый и невероятно грустный мотив незапятнонности души: «Je voudrais retrouver l'innocence»«Я бы хотела вновь обрести невинность», – поёт она в «Desenschantee», а в «Regrets» Милен печально попросит «сохранить невинность беззаботных игр» («gardons l'innocence»)...

И всё же главной удачей Фармер на альбоме «L’autre», пожалуй, стала незабываемая песня «Je T’aime melancolie». Никогда ещё у Милен пессимизм и ирония не сосуществовали в таком блистательном тандеме! Певица искусным образом делает так, что название песни не соответствует общему посылу: супер-хит 1991 года, несмотря на обезоруживающее название, настраивает, скорее, на игривость и весёлый лад, нежели на печальные мысли. Да, дух творчества у Милен, безусловно, меланхоличный, но общий посыл её творений мы ни в коей мере не можем назвать «долгим медленным самоубийством» («un long suicide acide»), и именно на этом и настаивает в подтексте Фармер, задавая тем самым оксюморонный характер композиции, да, в общем-то, и всему своему сложному творчеству. «Je T’aime melancolie» – гимн всем позитивным скептиками и меланхоликам, ирония над окружением, ирония над предрассудками, ирония над самим собой за потворство этим предрассудкам. И даже «меланхоличные» завывания Милен в конце композиции исполнены какого-то второго смыслаУже упоминаемая нами песня “Libertine”(первый хит восходящей французской звезды), спетая в лёгкой безмятежной манере не только повествование о распутнице, а риторический монолог о противостоянии низменных побуждений и красоты в душе человека (не забудем о последней строчке последнего куплета – «Papa, ils ont viole mon couer» – «Папа, они извратили моё сердце»). В этой двусмысленности, иронии и провокации – часть очарования поэтики Милен..

Вторая крупная удача француженки на диске – песня «Regrets», написанная и исполненная совсем в другом ключе, нежели ироничная «Je t’aime melancolie». «Regrets» – одна из самых тонких композиций Фармер, повествование о сложности и недосказанности в чувствах. Очарованию песне добавила партия Жана Мурата, тоскующего по невозможной любви. Но если у Мурата только мрачное томление, то вокальная партия Милен освящается тёплым дыханием надежды. Песню хочется слушать снова и снова. И, несмотря на «морозные аллюзии», песня по-весеннему нежна и гармонична.

 

Наконец, в альбоме не обошлось без темы страсти, которая стала ещё более очевидной и прямолинейной. Этой темой пронизаны практически все песни альбома, начиная с откровенной «Beyond my control» и кончая душевной «L’autre» где эта тема в подтексте. Но, так или иначе, Фармер никогда не отходит от своего излюбленного мотива, что, впрочем, объясняется самой эмоциональной природой её произведений – всегда существующих как будто на тонко натянутой струне из самых глубоких чувств.

 

 

В 1995 году выходит четвёртый студийный альбом Милен Фармер «Anamorphosée» с песней-шедевром «California». Помните фразу о том, что часто произведение искусства перерастает самого художника и уже не принадлежит ему? Не будем утверждать, что «California» выходит за пределы всего творчества Милен, но то, что композиция является вершиной творческого воображения певицы на тот момент, – очевидно. Отрывистые стихи к этой гипнотической мелодии с первого взгляда незамысловаты. Но постепенно открывается, что в этой недосказанности – вся суть песни. Словно оборванный на полуслове поток мыслей, неясные дорожные образы, проходящие сквозь солнечные блики и окрыляющий порыв к свободе, к новой жизни, которая должна изменить тебя – всё это «C'est comme une symphonie». Милен набросала небесной красоты образ, используя самую простую лексику. Калифорния стала символом свободы и чувственности, мечты и реальности, и путь к ней в нашей душе.

Известно, что в то время Фармер действительно жила в Соединённых Штатах, а в одном из своих интервью призналась, что только Лос-Анджелес научил её смеяться.

 

Влияние Америки на творчество Милен очевидно. Недаром, и сам альбом в переводе на русский звучит, как «изменившаяся». К прежней теме разлада, меланхолии, смятения и сложности любви добавился драйв, сила и оптимизм рок-музыки. Прежние темы неудавшейся любви («Comme j’ai mal», «Rever») вдруг зазвучали по-новому! Вокал Милен также претерпел существенные изменения: на смену блужданию в мире романтических грёз, где побочным эффектом стала плаксивость и склонность к истерикам, пришла трезвость, уверенность – любовь без лишних слёз и напор без агрессии. «Et si tu tombes 7 fois Toujours se relever 8»«Если ты падаешь в седьмой раз, на восьмой всегда поднимаешься». – разве можно с ней не согласиться? Милен опять стала другой… и всё-таки, оставаясь на глубине прежней. Она всё так же чувственна и ранима («Rever»), так же «играет с депрессией» («Alice»), и опять «Mais toujours vouloir pour soi La lune, la lune» (желает для себя луну, только луну). Что ж, такова эта удивительная француженка – всегда оставит место тайне и загадочным образам.

 

Она может быть печальной, но эта меланхолия приятна своей романтичностью, которая облагораживает даже самую грустную песню Милен Фармер. Несмотря на строчки, полные отчаяния и безнадёжности (например, такие: «Les plus beaux jours s'achèvent dans la peine haine»”«И самые прекрасные дни заканчиваются горем и ненавистью» (из песни “Tristana”).), энергетика произведений Фармер всё равно в глубине своей оптимистична. Может быть, и вся магия её творчества заключается в этом психологическом парадоксе? Да и может ли творчество быть иным? Не оптимистичным? Если художник творит, создаёт произведение, пусть и из грязи действительности, то, значит, он уже противостоит тому злу и несправедливости, что мучат его душу, и Милен Фармер в этом отношении стоит в одном ряду с такими сложными творцами прекрасно-безобразного, как Бодлер или Рембо. Вообще, первые три альбома французской дивы можно смело относить к эстетике декаданства – литературного движения, получившего своё наиболее полное развитие на рубеже XIX–XX веков. И, возможно, раннее творчество Милен Фармер – это новая ступень в развитии этого литературного (с точки зрения новых форм) и психологического явления или его иная сторона, далёкая, кстати сказать, от однообразия тем и мотивов (посмотрите ранние клипы певицы, чтобы понять, как тема смерти и отчаяния преломляются в созданных ею интересных образах – «Tristana», «Libertine», «Desenchantee» [порыв к свободе, несмотря ни на что]), а в песне «Regrets» речь идёт, казалось бы, о разрушенной любви, но светлая надежда всё равно звучит в тёплом вокале Милен.

 

Времена фаворитов и галантных празднеств, которые описывал в своей импрессионистической и невероятно эмоциональной лирике ещё Верлен, туманные сумрачные дали Эдгара По, мрачность и эпатажный эротизм одновременно ранимого и грубого мира Бодлера, мечтательность и воздушность поэтики Вирджинии Вульф – вот далеко не полный список вдохновителей Милен Фармер. В её насыщенных и почти всегда трудных для понимания с первого раза композициях мы встретим и Поля Гогена, и Эгона Шиле, и Огюста Родена, а поэтика последнего альбома «Bleu Noir» как-то отдалённо напоминает неистовую и меланхоличную лирику Артюра Рембо, но в её женственном и чуть более современном варианте.

Просто Милен Фармер так же, как и героиня её песни «Dans les rues de Londres» (Вирджиния Вульф), не может сократить свою жизнь до готовых формул. И в своём творчестве не ищет лёгких, понятных путей. Для того чтобы понять самые утончённые её композиции, их надо не просто слушать и читать к ним лирику – их надо расшифровывать, ведь почти каждая песня (и, конечно, большинство видеоклипов) – это некий набор символов, значение и смысл которых не могут быть однозначными по определению. Музыкальность в её первичном значении и музыкальность самого стиха сливаются у Милен Фармер в гармоничном и крайне интересном единстве. Конечно, не все композиции Милен такие. Есть и довольно простые тексты (без этого, вообще говоря, не обойтись любому популярному исполнителю), но тенденция, безусловно, такова, что песни Милен – это, как правило, аллюзии-отсылки к творческому наследию предыдущих эпох, и часто можно даже не догадываться, не имея соответствующего культурного багажа, что та или иная строчка может быть, на самом деле, косвенной цитатой из произведения известного писателя или поэта. Например, в песне 1999 года «Souviens toi du jour...» звучит фраза «Et si c'est un Homme... Lui parler d'amour à volonté»«И если это человек, он говорит свободно о любви».: первая часть строчки является названием книги итальянского прозаика Примо Леви, в которой были отражены трагические годы заключения в немецком концлагере. Таким образом, лирика песни, на которую, кстати сказать, был снят очень красивый клип, приобрела другое прочтение.

 

Милен Фармер по-прежнему удивляется миру и так же откровенна и чувствительна перед публикой (редкий концерт французской певицы обходится без её слёз). В этой непосредственности скрывается часть очарования певицы, ведь мир её поэтических образов тонок и раним, а лирика по-настоящему душевна, потому что обращается к самым нашим глубинным переживаниям – да, к нашей душе – недаром так часто мы слышим в пропетых ею строчках это чудесное слово l’ame. Но есть и другая, изощрённая сторона Милен Фармер: та часть её творчества, где совершенная искренность уступает место иронии и язвительности. Она может быть резкой и даже грубой в своих строчках, как будто примеряя на себя отрицательную маску, провоцируя слушателей на сопереживание; в её самых концептуальных песнях надо искать двойное дно, скрывающееся за подтекстом. О некоторых таких композициях мы попытались рассказать выше, а из последних творений отметим песню «C’est dans l’air» (альбом «Point de Suture»), и особенно её концертный вариант, где Милен предстаёт в свежем вольнолюбивом образе. Агрессивная первая часть припева, где Милен как будто примеряет на себе маску «антигероя современности», сильно контрастирует с последующим затем эмоциональным выкриком: «А я просто пою – я изобретаю себе жизнь». Да, это бесспорно: она именно изобрела мир, в котором можно укрыться от тщеславия, жестокости, грубости … И многие любят её музыку, потому что она «гораздо правдивее жизни», а та внутренняя сила убеждения и страсть, с которой Милен поёт эти две строчки, способны заразить и вдохновить тысячи её поклонников.

 

Одна песня певицы может быть целой жизнью. Целую жизнь, глубокую, полную поисков себя, полную светлой и только изредка по-настоящему мрачной меланхолией, может изобразить она в этом, по распространённому мнению, «малом жанре». Да, песня – это самая простая музыкальная форма, но лирика композиций Милен Фармер тяготеет к настоящей поэзии.

Она любит. Любит жизнь, творчество, любит саму любовь. В её песнях мало банальных романтических штампов, но она может просто спеть «je aime» (я любила), художественно охрипнуть в агонии, а затем вознестись до небесных высот. В концертном варианте одной из самых пронзительных песен Фармер «Avant Que L’ombre» после этих простых слов певица одновременно предсказуемо и неожиданно сбрасывает с себя платье, «сжигает следы» и оставляет боль сомнения, страдания любовной битвы в прошлом, уходя от нас в ту вселенную, которая известна только ей. Музыка? Поэзия? Театр? Нет, это просто прорывающиеся звуки души – бескорыстные и трепетные звуки большой Души хрупкой Милен Фармер.

 

 

 

___________________________

Дополнительная информация:

 

Купить CD и DVD Милен Фармер вы можете в интернет-магазине ozon.ru, нажав на ссылки:

- Mylene Farmer. Best Of (3 CD, 2011 г.)

- Mylene Farmer: Stade De France (DVD, Концертная программа, 2009 г.)

- Mylene Farmer. Music Videos IV (DVD, Сборник клипов, 2006 г.)

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

13.02: Евгений Даниленко. Секретарша (роман)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!