HTM
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2019 г.

Владимир Мурашов

Театр. Времена молодого Пушкина

Обсудить

Статья

 

Кем был Александр Пушкин на Юге?

Мелкий чиновник, к тому же ссыльный.

Наказали – значит было за что. Узнав, местные обыватели держались высокомерно, а вчерашние друзья и знакомые откровенно издевались.

Мало кто знал, что в столичных и московских театрах с оглушительным успехом шли театральные постановки по его произведениям.

Тогда и газет-то не было. Ни в Одессе, ни в Кишинёве. Говорили, будто он – племянник известного поэта.

Александр Пушкин не будет сидеть сложа руки и создаст ряд классных произведений. Тогда же, в ссылке, он начнёт роман в стихах «Евгений Онегин», где в шутливой форме вспомнит дядю, Пушкина Василия Львовича.

На основании доступных сведений автор статьи расскажет о театральной жизни во времена юного Пушкина.

Среди исходных графических материалов оказалось очень мало о театре или рисунки низкого качества. Автор предлагает иллюстрации современных постановок Пушкина. Ошибки нет.

Произведения Пушкина выдержали проверку временем.

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 15.12.2019
Иллюстрация. Название: Сцена из балета «Бахчисарайский фонтан». Источник: http://newlit.ru/

 

 

 

Воспитанник Лицея Пушкин довольно равнодушно относился к лицедейству на сцене. От участия в спектаклях уклонялся.

В 1815 году им написана эпиграмма:

 

«Угрюмых тройка есть певцов –

Шихматов, Шаховской, Шишков,

Уму есть тройка супостатов –

Шишков наш, Шаховской, Шихматов,

Но кто глупей из тройки злой?

Шишков, Шихматов, Шаховской!»

 

Юный Пушкин мало знает, что А. А. Шаховской – драматург, а также известный театральный деятель.

Эпиграмма написана в пользу дяди, Василия Львовича Пушкина, известного московского поэта. Указанные трое – его литературные противники.

 

Лицей окочен. Александр Пушкин живёт в столице. В отношении к театру происходят разительные перемены.

Он ещё напишет:

 

«Волшебный край!

Там в стары годы

Сатиры смелой властелин

Блистал Фонвизин, друг свободы

И переимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слёз, рукоплесканий

С младой Семёновой делил;

Там наш Катенин воскресил

Корнеля гений величавый;

Там вывел колкий Шаховской

Своих комедий шумный рой;

Там и Дидло венчался славой;

Там, там, под сению кулис

Младые дни мои неслись».

«Евгений Онегин».

 

 Александр Шаховской и Александр Грибоедов
Александр Шаховской и Александр Грибоедов

 

В начале века собственно русский театральный репертуар был невелик. На сцене ставили переведённые европейские пьесы. Русские авторы могли слегка изменить их на русский манер. Князь А. А. Шаховской занимал должность директора столичных императорских театров. Он был критик, педагог, переводчик, режиссёр, им написано множество пьес.

Директор Шаховской получал не слишком большое жалование и снимал дешёвую квартиру в надстроенном третьем этаже. Тот дом находился на Театральной площади вблизи нынешнего Мариинского театра.

Квартиру называли «чердак Шаховского». Здесь собирались литераторы, актёры, «актёрки», солисты балета, театральные чиновники. В непринуждённой обстановке музицировали, читали художественные произведения, обсуждали новости культурной жизни. Любопытно вот что. В том же доме и на той же лестничной площадке поселился Александр Грибоедов. По причине финансовых затруднений он нанял здесь квартиру пополам с другом Бегичевым.

Грибоедов был искусный пианист и потому участник домашних концертов Шаховского. Надо полагать, он исполнял собравшимся великолепные вальсы собственного сочинения.

Здесь видели Жандра, Хмельницкого, Кокошкина, Я. Н. Толстого, Баркова, Гнедича, Катенина, Бестужева, Всеволожского… Истомину, Асенкову, Колосову, Телешову.

Неоспоримы заслуги хозяина Чердака. Из них важнейшая состоит в том, что господин Шаховской переменил творческое амплуа соседа по лестнице. Он сделал Грибоедова драматургом.

А для начала попросил написать стихи к задуманной им комедии «Замужняя невеста». Что Грибоедов и сделал вместе с Н. Хмельницким…

Пьеса имела успех, и А. С. Грибоедов уже не мыслил себя без драматургии.

 

Кое-что из театральной жизни.

1817 год. Пушкин заканчивает Лицей.

4 января. В бенефис Елизаветы Сандуновой давали пьесу: «Удача от неудачи или приключение в жидовской корчме». «Сандунова превосходно играла еврейку Рахиль; желая довести роль до совершенства, гениальная актриса отыскала пожилую еврейку и долго брала у неё уроки».

Много лет назад Сандунова, тогда Уранова, прямо со сцены обратилась к Екатерине с просьбой оградить её от преследований князя Безбородко.

Императрица поддержала актрису и та вышла замуж за актёра Сандунова.

 

 Сила Сандунов и Елизавета Сандунова-Уранова.
Сила Сандунов и Елизавета Сандунова-Уранова.

 

В том году в Малом театре шла комедия Хмельницкого «Говорун», автор перевёл пьесу де Буасси и наполнил её петербургскими реалиями. Пьеса имела успех. Хмельницкий переведёт для поставки ещё две комедии, после чего оставит драматургию. На статской службе Хмельницкий вырастет до должности губернатора.

 

В расцвете сил и таланта была Александра Асенкова, ученица Шаховского, комедийная актриса, «…выступала на сцене с живостью и изяществом. Она… не будучи красавицей, была в своём роде пленительна; кавалергардского полка корнет фон-Лау в отчаянии из ревности к ней застрелился.

 

 Асенкова Александра Егоровна.
Асенкова Александра Егоровна.

 

В конце года общественность была шокирована «четверной» дуэлью. Стрелялись из-за Авдотьи Истоминой.

«Небольшого роста брюнетка красивой наружности. Среднего роста, очень стройна, чёрные огненные глаза, длинные ресницы, которые придавали особый характер её физиономии. Большая сила в ногах, апломб на сцене и вместе с тем грация, лёгкость, быстрота в движениях; пируэт её и элевация изумительны. Долго не имела равных себе. Привлекла много поклонников, и один из них, кавалергардского полка штаб-ротмистр Ш… заплатил жизнью на дуэли…»

 

 Авдотья Истомина и Василий Шереметев.
Авдотья Истомина и Василий Шереметев.

 

Среди множества поклонников Дуня выбрала кавалергарда Васю Шереметева – весёлого, добродушного, легкомысленного и очень ревнивого. Она сблизилась с ним и прожила на квартире Шереметева около двух лет.

Часто они ссорились, и вот однажды, вернувшись из дальней поездки, Василий узнал, что Истомина изменила с неким Завадовским. Обстановку разогревал друг Шереметева, известный бретёр Якубович. Ему чем-то не нравился Александр Грибоедов. Якубович настоял, что Грибоедов был участник любовной интриги, а раз так, стреляться должны четверо.

Сначала Шереметев и Завадовский. Затем Якубович и Грибоедов.

Дуэль состоялась на Волковом поле. Шереметев был тяжело ранен и умер на следующий день.

Вторую часть дуэли отложили.

Якубовича перевели на Кавказ, а Грибоедов был вынужден отправиться в Персию секретарём дипломатической миссии. Место непрестижное, но выбирать не приходилось.

Через полгода в Тифлисе Грибоедов случайно встретил Якубовича. Последний требовал продолжения дуэли. Казалось бы, предмет дуэли потерял смысл, но Якубович настаивал.

Грибоедов выстрелил не целясь.

Якубович со словами:

– Ты хорошо играешь на рояле. Теперь не будешь играть, и выстрелом из пистолета искалечил Грибоедову мизинец.

Через десять лет толпа фанатиков разгромила русское посольство в Тегеране. И лишь по особому мизинцу удалось опознать тело посла, министра-резидента в Персии Александра Сергеевича Грибоедова.

 

Жизнь продолжалась.

Со временем «на чердаке» Шаховского начнёт появляться Александр Пушкин. Есть сведения, что он читал стихи и знакомил гостей с набросками «Руслана и Людмилы». Дата его первого визита неизвестна.

 

Отмечали, что в последние дни 1818 года музыкальный репертуар столицы был особенно разнообразным.

«Волшебная флейта», «Ромео и Юлия» (Ромео и Джульетта), «Швейцарское семейство» – самые любимые оперы повторялись часто. Голоса местных исполнителей могли смело состязаться с лучшими певцами Италии. Русские певцы были хорошими драматическими актёрами. Муж и жена Самойловы, Злов, Климовский, Ефремова, Сандунова.

Комедия тоже признавалась публикой. А хореографическое искусство и балет были доведены до совершенства.

 

16 декабря – дебют Евгении Колосовой в трагедии Озерова «Эдип в Афинах». Брюнетка поразительной красоты, с большими чёрными глазами, стройная, изящная, с гибким станом. Дидло поручал ей самые трудные и ответственные роли в балетах. По словам современников, она «не раз исторгала слёзы у зрителей». Бывшая балерина, теперь драматическая актриса.

 

 Евгения Колосова.
Евгения Колосова.

 

Дидло.

Успехи русского балета связывают с именем Шарля Луи Дидло. Автор постановок, режиссёр, педагог.

Император Павел ангажировал его в Петербург. Дидло был известен как мастер исполнения, выступавший в Стокгольме, Париже, Лондоне. Он так любил балет, что, по рассказам, во время подготовки нового спектакля мог танцевать на улицах.

Дидло прибыл в Россию в 1801 году, и через три года его назначили директором Театральной школы.

Мастер оценил внимание, которое придавали в России театру и балету, и задался целью поднять русское балетное искусство до передового европейского уровня…

Дидло действовал решительно; приказал выбросить расшитые золотом кафтаны и платья с фижмами, а главное, туфли на каблуках.

Никаких париков, шиньонов, зашнурованных корсетов – костюм танцора должен быть лёгок, почти невесом. Для танца более подходит туника на манер античной.

Новый костюм позволял без проблем передвигаться по сцене, увеличил амплитуду рук, корпуса, ног. Появлялась свобода для выражения образа.

Надо было менять балетную технику. И Дидло настойчиво передавал секреты профессии. Исполнителям оставалось терпеть и трудиться.

Мастер (по меньшей мере, на словах) отрицал природные таланты. Они нужны, но в небольшой степени. Главное – школа и мастерство преподавателя.

Но это не всё. Дидло требовал от учеников искать и находить способы выражения образа на сцене, а для этого развивать мимику и способность драматического перевоплощения.

Что характерно. Французский мастер ценил русских артистов за «пламя души». Дидло считал, что именно русские исполнители способны наиболее полно и успешно воплотить идею единства танца и чувства.

В результате его усилий скучные церемонные номера и условности сменились поэтическим спектаклем с простотой в выражении чувств.

Он применил натянутую проволоку и требовал от солистов пролетать над сценой и декорациями. Машинисты сцены его идею приняли и пошли дальше. Появилась система блоков и канатов. Из-за кулис на сцену прилетали целые группы исполнителей, собирая восторги публики.

Дидло воспитывал, разрабатывал балеты и дивертисменты, удовлетворялся не всегда хорошими условиями репетиций и спектаклей, но, в отличие от Шаховского, в кругу танцоров был настоящим деспотом.

Часто, исчерпав доказательства, Дидло использовал палку как последний убедительный аргумент.

Причём самым талантливым ученикам доставалось больше других. Про него говорили: лёгок на ногу и тяжёл на руку.

Бывало, зал рукоплескал и повторно вызывал приму, а за кулисами её ждал с палкой разгневанный Дидло: он увидел ошибку исполнения танца.

Однако молодёжь обращала мало внимания на «перегибы». Тем более, господин Дидло был незлопамятным.

«Балеты г. Дидло исполнены живости воображения и прелести необыкновенной. Один из наших романтических писателей находил в них гораздо более поэзии, нежели во всей французской литературе», – вспоминал Пушкин, подразумевая себя под романтическим писателем.

 

 Шарль Луи Дидло и Катерино Кавос.
Шарль Луи Дидло и Катерино Кавос.

 

Катерино Кавос.

Благородный уроженец Венеции, композитор, много сделавший для русской оперы и русского балета. Он отвечал за музыкальную часть постановок.

При разработке нового спектакля Кавос и Дидло пускались в яростные споры и не щадили друг друга, доказывая собственное видение постановки. Спектакль от этого только выигрывал.

Со временем у обоих, у Дидло и Кавоса, появится интерес к искусству и истории страны пребывания.

В 1823 году Дидло поставит балет о самоотверженной любви черкешенки по поэме Пушкина «Кавказский пленник». Балет назовут «Кавказский пленник, или Тень невесты». Композитор Кавос.

А ещё раньше, в 1821 году, балет по поэме Пушкина «Руслан и Людмила» поставил на московской сцене ученик Дидло хореограф Адам Глушковский.

«Большой волшебно-исторический балет в пяти действиях» на музыку композитора Ф. Е. Штольца  стал первым сценическим воплощением Пушкина. Премьера состоялась 16 декабря с названием «Руслан и Людмила, или Низвержение злого Черномора». Партию Руслана исполнял сам Глушковский, Людмилы – его жена, тоже ученица Дидло Глушковская (Иванова) Татьяна Ивановна.

Имя опального Пушкина нигде не указывалось. Он находился на Юге в положении ссыльного и не видел своего триумфа.

 

В дальнейшем Дидло поставит собственную постановку «Руслана». Столичный зритель увидит её 2 декабря 1824, партию Людмилы исполнила А. И. Истомина. Руслан – Николай Гольц.

 

 Балет «Руслан и Людмила».
Балет «Руслан и Людмила».

 

Об Истоминой.

Неизвестно, кто привёл в училище шестилетнюю Дуню, дочь спившегося полицейского пристава Ильи Истомина и рано умершей матери Анисьи.

Ей повезло. В балетную школу брали малышей на полный пансион, а по окончании распределяли в театры.

Дуняше Истоминой повезло дважды. Учителем её был сам Шарль Луи Дидло. Специально для Дуни он придумал роль. Девочка выплывала на сцену верхом на лебеде.

Истомина стала одной из лучших воспитанниц.

Многое выделяло её: внешность, отличный слух, приятный голос, ну и, конечно же, виртуозный танец.

В балете она одинаково успешно исполняла роли драматические и комические. Часть публики была уверена, что для Истоминой подходят роли томных восточных красавиц, в этом ей следует совершенствоваться. Другие находили её совершенство в ролях хитрых девиц и проказниц.

Авдотья Ильинична без труда воплощалась в тех и других, более того, в танце она не повторялась. Публика, повторно приходящая на спектакль, имела возможность увидеть что-то новое.

Танцовщица вела открытую жизнь – общалась с богатейшими и титулованными особами, поэтами, писателями, драматургами. Посещала приёмы, званые ужины, литературные салоны.

При этом Авдотья Ильинична отличалась кокетством и непостоянством. Своим обожателям из высшего света она приносила и радость, и несчастье. Но Истомину продолжали любить за неповторимые образы, которые она создавала на сцене.

 

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла – всё кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И взвившись, занавес шумит.

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина, она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит как пух из уст Эола;

То стан совьёт, то разовьёт

И быстрой ножкой ножку бьёт.

 

 

 Авдотья Ильинична Истомина.
Авдотья Ильинична Истомина.

 

Кстати, полёты и так называемое «зависание в воздухе» – «Летит как пух из уст Эола» – разработка Дидло. Сочетание элементов балетной техники и конструкции сцены.

Пушкин часто посещал театр и был «почётный гражданин кулис». Как и многие, он был увлечён Истоминой. Но невелики были шансы юного поэта. За кулисы приходили и приносили подарки известные аристократы, офицеры гвардии и даже сам господин градоначальник.

Пушкин обдумывал роман, посвящённый Авдотье Истоминой, и приступил к его написанию, но тему оставил.

Тогда в Петербурге его не воспринимали всерьёз. Похоже, Пушкин не страдал от этого.

Очевидцы вспоминали, как остриженный наголо после болезни Пушкин забавлял партер детскими шутками, то прячась за барьером ложи, то появляясь в парике или без парика, делая при этом гримасы.

 

15 января 1823 года состоялась премьера балета «Кавказский пленник, или Тень невесты» по мотивам пушкинской поэмы. Истомина стала первой исполнительницей роли Черкешенки.

Истомина сумела с точностью передать манеру поведения и мимики. После премьеры «Кавказского пленника» по Петербургу распространились даже слухи, что Истомина – черкешенка по происхождению.

Пушкин снова не видел триумфа, узнав о спектакле, писал брату из Кишинёва: «Пиши мне о Дидло, о черкешенке Истоминой, за которой я когда-то волочился, подобно Кавказскому пленнику».

 

 Балет «Кавказский пленник, или Тень невесты».
Балет «Кавказский пленник, или Тень невесты».

 

В том же году.

28 сентября. Большой каменный театр.

Бенефис в пользу молодых актрис Дюровой и Азаревичевой «Керим-Гирей крымский хан», постановка Шаховского, музыка Кавоса.

 

Керим-Гирей – Каратыгин.

Мария – Дюрова, племянница Колосовой, ученица Шаховского.

Зарема – Семёнова.

Большая часть текстов – стихи Пушкина.

 

 Дюрова, бюст Каратыгина, Семёнова.
Дюрова, бюст Каратыгина, Семёнова.

 

«Сцена, когда Зарема любуется спящей Марией, чрезвычайно рельефна. Семёнова превосходно создала роль грузинки Заремы».

 

 Гирей и Мария, Зарема и Мария.
Гирей и Мария, Зарема и Мария.

 

«Молю, винить тебя не смею,

Отдай мне прежнего Гирея

Не возражай мне ничего.

Он мой, он ослеплен тобою.

Презреньем, просьбами, тоскою –

Чем хочешь, отврати его;

Зарему возврати Гирею.

Но слушай, если я должна

Тебе… кинжалом я владею,

Я близ Кавказа рождена».

 

«Возобновлявшиеся несколько раз рукоплескания с громкими криками «браво» оглашали залу.

Публика приветливо принимала и прелестную юную Марию – Дюрову, дикция которой достигала высокого совершенства в этой роли.

Каратыгин имел превосходные минуты и особенно с большим оживлением высказал последний монолог.

 

Мой конь. Товарищ верный мой

Умчи меня, чрез степь, чрез воды

Туда где я искал побед

Пусть гонятся за мною вслед

Марии тень, Заремы вопли

Я ужас наведу на них

Ах! Силы крепких мышц моих

Еще с убийцей не утопли,

Не умерли с убийцей, нет!

Еще со мной мои татары

Напомнят сечи прежних лет

Убийством, заревом пожара

Еще мой дух возвеселят

Но ах, ни битвы, ни набеги

Марии мне не возвратят…»

 

 Балет «Бахчисарайский фонтан», финал.
Балет «Бахчисарайский фонтан», финал.

 

«Бенефициантки и князь Шаховской были в торжестве. Первые ряды кресел занимали гвардии офицеры. В ложах помещались семейства высшего петербургского общества, посещающего русский театр только в известных случаях».

 

 

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

19.03: Яла ПокаЯнная. Поверить не могу (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!