HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2017 г.

Ольга Новикова

Каким должен быть литературный критик?

Обсудить

Статья

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 27.07.2011
Иллюстрация. Название: "...Дела сердешные... ". Автор: Игорь Андреев. Источник: http://www.photosight.ru/photos/4259945/

 

 

 

Да, именно такое название – с вопросительным знаком в конце, потому что спрашиваю об этом и у других, и у себя. И, конечно же, приглашаю к размышлению всех желающих. Об актуальности обозначенной темы вряд ли стоит говорить. Всё больше людей пробует себя на литературном поприще, а значит, всё больше повода у литературных критиков высказывать своё мнение.

Литературный критик. Такое мощное название. По крайней мере, для меня. А для вас? Предположу два образа, которые могут возникнуть в сознании читателей (хотя этих образов может быть и больше). Первый образ таков: некий судия – благородно-величавый, рождающий умные речи. Второй образ: сутулый, нервный человек, пишущий про авторов и их произведения всякие нехорошие вещи. Но это всего лишь ассоциации, которые, пожалуй, очень далеки от реальности. Так, какой же он – литературный критик? И каким он вообще должен быть?

Отталкиваться, конечно же, нужно от понимания литературной критики в целом. На мой взгляд, литературная критика в современном мире начала вырождаться. Не беру литературоведческий анализ. Это всё-таки нечто другое. А беру именно литературную критику, которая пишется по «горячим следам» и ставит своей целью анализ недавно написанного произведения. Именно анализ, то есть разбор. А разбор предполагает не только выявление ошибок и противоречий в тексте, как может показаться некоторым «критикам». И уж точно не навешивание ярлыков на авторов. Литературная критика – это тоже, своего рода, художественное творчество, но оно при этом близко к психологии. Что я имею в виду? А тот простой факт, что проанализировать произведение можно только в том случае, если глубоко проникнуть в художественный мир автора, создавшего данный текст. Литературная критика предполагает (по крайней мере, должна предполагать) осмысление художественного произведения во всей его полноте. А это уже не допускает точечных придирок.

Критика может быть представлена в разных формах: очерк, эссе, статья, обзор и т.п. Однако в какой бы форме ни была представлена критика, она должна соответствовать определённым нормам. И главная норма – быть конструктивной. Именно к такой критике имеет смысл прислушиваться. Любая другая критика, во-первых, не является нормальной критикой (а зачем прислушиваться к чему-то ненормальному?), а во-вторых, только портит настроение (что тоже мало кому может понравиться!).

Конструктивную критику отличает от не-критики следующий момент: в конструктивной критике говорится не только что плохо, но и как сделать это лучше. А потому голые, необоснованные придирки, опирающиеся лишь на вкус «критика», стоит исключить из сферы литературной критики вообще.

Приведу одно очень любопытное и правильное высказывание, почерпнутое из энциклопедии: «Критика указывает писателю достоинства и промахи его труда, способствуя расширению его идейного кругозора и совершенствованию мастерства; обращаясь к читателю, критик не только разъясняет ему произведение, но вовлекает в живой процесс совместного осмысления прочитанного на новом уровне понимания». Отлично сказано. Вот оно – простое руководство для критика. Здесь как раз и говорится о конструктивном начале.

Один хороший писатель как-то сказал, что критика бывает конструктивная, а бывает обесценивающая. В последнее время – особенно что касается сетевых изданий – стало модным писать именно обесценивающую, крикливую, претенциозную критику. Однако тем самым «критик» копает яму не столько авторам, о которых пишет, сколько литературной критике в целом (потому что люди просто перестанут уважать этот вид литературы) и себе самому (потому что становится не уважаемым литературным критиком, а критиканом). Как раз критиканство и подменяет собой в настоящее время хорошую литературную критику. Что есть критиканство? А это и есть стремление видеть во всём недостатки, а также мелочная и необъективная критика. Слово «критиканство» рифмуется со словом «дилетантство». И очень так удачно рифмуется, потому что одно есть следствие другого, а именно: дилетантство рождает критиканство. А самое плохое в критикане, пожалуй, даже не его необъективная критика, а те цели, которые он перед собой ставит (пусть даже и бессознательно). Цели эти таковы: желание самоутвердиться и желание показать свою значимость (хотя эта значимость может отсутствовать напрочь).

Ещё один минус критиканства: оно может крайне негативно сказаться на творческом пути писателя, тем более, если писатель начинающий. Я выступаю за то, что критика должна быть: это помогает писателю осознать свои промахи. Но, опять же, я говорю о конструктивной критике, а не о чьём-то желании желчно высказаться. Именно такие язвительные замечания и могут пресечь на корню чьи-то творческие начинания. Предвижу возражения такого плана: если автор не сломается после таких нападок, он станет только сильнее. Сразу отвечу: глупо так рассуждать. Здесь говорится о творчестве, а не о том, как выжить в лесу. Почему вообще нужно тратить время, силы и нервы на прочтение чьих-то нападок? Лично я не знаю никого, кто бы стал сильнее от критиканства. Если критика уместна, обоснованна, то это совсем другое дело. Поэтому и предложила отделить литературную критику как таковую от нерационального критиканства.

Собственно после всего этого можно вернуться к вопросу, поставленному в заглавии: каким должен быть литературный критик? Теперь уже проще дать ответ. Литературный критик должен обладать целым набором качеств, которые будут говорить о его пригодности быть критиком. Итак, вот эти качества: внимание (к тексту, к автору, к самому себе), культура (что уже не допустит необоснованной язвительности в критической статье), отсутствие снобизма во всех его проявлениях. Последнее качество чрезвычайно важно. Снобизм и вызывает желание самоутвердиться и показать свою значимость, чего литературному критику нужно категорически избегать. И ещё одно очень важное качество – это знания. Всё-таки литературная критика – это особая область искусства, в которой нужно разбираться. И необходимо знать, как её создавать. А значит, давайте оставим эту область специалистам! К сожалению, чтобы лечить людей, одного желания недостаточно: нужно сначала выучиться. Так почему же вдруг кем-то стало считаться, что для написания критической статьи никаких знаний и умений не нужно, а достаточно только сильно захотеть? Помните, как в том мультфильме «Баранкин, будь человеком»?

 

 

P.S. Благодарю писателя Семёна Каминского за соразмышление, в частности за выявление необходимых для литературного критика качеств!

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

18.05: Андрей Усков. Грусть, тоска, печаль и радость (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


Уже собрано на:

05.06: Евгений Даниленко. Кипяток (сборник прозы)

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за март 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2017 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!