HTM
Мстить или не мстить?
Читайте в романе Ирины Ногиной
«Май, месть, мистерия, мажоры и миноры»

Ольга Новикова

Зигфрид Ленц. Минута молчания

Обсудить

Рецензия на книгу

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 25.09.2011
Иллюстрация. Зигфрид Ленц. Минута молчания (обложка книги). Источник: http://newlit.ru/

 

 

 

В 2008 году немецкий писатель Зигфрид Ленц, классик современности, написал удивительно трогательную повесть «Минута молчания». Это история о любви восемнадцатилетнего гимназиста Кристиана и его учительницы английского Стеллы Петерсен. И не только о любви, но и об утрате этой любви. Утрате по воле случая, а может, судьбы – Стелла Петерсен погибла. Вот так: красивая история и трагичный финал.

Некоторые критики оценили это произведение как простую историю. Простую в том смысле, что сюжет повести незамысловат. Удивительно читать подобную трактовку произведения. Да, весь сюжет сводится к воспоминаниям Кристиана о его взаимоотношениях со Стеллой. Событий как таковых не происходит. Но при этом достаточно сложно назвать «Минуту молчания» простым произведением. За внешней, событийной простотой скрывается наполненное трагизма внутреннее, душевное переживание главного героя – Кристиана. Гибель Стеллы – это гибель родного человека. Родного, одного, единственного. Для Кристиана она действительно была родной – душевно, духовно, телесно, морально – родной. А потерять духовно близкого человека – это всё равно, что потерять себя самого, лишиться какой-то части своей собственной души. Кристиану выпала именно такая судьба – в самом начале своей сознательной жизни он потерял самое главное – родного себе человека.

И причём тут какие-то события, простота сюжета? Разве именно описание событий делает произведение хорошим?

Автор сумел показать весь ужас произошедшего через восприятие, воспоминания, мысли Кристиана, столкнувшегося лицом к лицу с трагедией.

Вот что удивительно: несмотря на трагичный финал, вся эта повесть представляет собой предельно опоэтизированную историю. Наверное, потому, что автор показывает два положительных полюса – Стеллу и Кристиана, каждый из которых внутренне красив. Их отношения могут вызвать бурю протеста (оно и понятно: учительница и ученик), но эти отношения чисты и красивы, как они сами. Поэтому и появляется именно такое восприятие повести – как поэзии. Но при этом история вполне реальна. Без лишнего пафоса и сантиментов. Мы верим в чувства Кристиана, мы понимаем смятение Стеллы. Эта повесть трогает нас, читателей, за душу – своей искренностью. Вся эта история – настоящая, идущая из глубины души – души главного героя Кристиана и души автора. А история любви только такой и должна быть.

 

Теперь о тематике повести. В этом произведении можно обозначить две основные темы (помимо темы любви), которые определяют осмысление повести в целом. Это темы утраты и приобретения. В целом, о произведениях Зигфрида Ленца не раз говорили и писали, что основными темами его творчества являются вина и утрата. Тема вины, пожалуй, больше относится к тем произведениям автора, в которых выражается его антифашистская позиция. А вот тема утраты очень ярко проявляется и здесь – в «Минуте молчания». И Ленц показывает очень серьёзную утрату. Не будем обращаться к второстепенным персонажам, сосредоточимся на Кристиане. Что утратил он? А ведь он действительно именно утратил, а не потерял. Потеря не столь катастрофична – утрата надолго, навсегда, она ранит очень глубоко и остаётся тяжёлым осадком где-то в глубине души порой на всю жизнь. Так что же утратил Кристиан? В первую очередь, любимого человека, свою любовь. И пусть это первая любовь, которую многие воспримут как нечто несерьёзное. Но нет. Ленц показывает, что любовь Кристиана вполне осмысленна и серьёзна. И от этого его утрата становится только тяжелее. Не будем забывать, что Ленц показывает персонажа, которому восемнадцать лет. Психологически это очень непростое время: время становления личности, первых по-настоящему осознанных поступков. Но самое важное – это время взлёта души. Но Кристиану, в его восемнадцать лет, пришлось столкнуться с настоящей трагедией, которая способна убить в душе что-то очень важное – надежду. Надежду на хорошее, светлое будущее, на взаимную любовь, на продолжение отношений. Конечно, вспоминается всем известное выражение «время лечит». Но время не способно убить память, а значит, трагедия остаётся с человеком в его памяти. И горечь утраты – любви и надежды – навсегда останется с Кристианом. Он утратил своё возможное будущее. И теперь ему придётся выстраивать жизнь совсем по другому сценарию – возможно, счастливому, а возможно, и нет. Да и хочет ли он другой сценарий, вот в чём вопрос.

Но тема утраты здесь не единственная. Как ни парадоксально, тема приобретения также присутствует. Автор даёт герою возможность что-то приобрести. Любая утрата несёт что-то взамен. Кристиан приобрёл силу – душевную, моральную. Он приобрёл взросление (после такой утраты разве можно не повзрослеть?). Он приобрёл воспоминание – горькое, тяжёлое, мрачное, – но воспоминание.

Вот они – основные темы данной повести. Именно они определяют дальнейшее, более глубокое осмысление произведения.

 

Теперь о героях. Автор показал много героев, каждый из которых интересен по-своему. Но, конечно же, внимание читателей сосредоточивается лишь на двух персонажах – на Кристиане и Стелле. Характер, сущность каждого из них в наибольшей мере проявляется именно во взаимосвязи друг с другом. Кто такая Стелла? Учитель, наставник, друг – для всех. А ещё любовь – для Кристиана. Она показана целеустремлённой, сильной, справедливой и простой. Её душевная простота и открытость и были тем магнитом, который притягивал к ней людей.

Кто такой Кристиан? Ученик, помощник своего отца. Он начинает осознавать себя. Это начало взросления, причём очень хорошее начало – доброе, рассудительное, внимательное, в меру импульсивное. У читателя не остаётся сомнений в том, что он вырастет хорошим человеком. И это очень важный момент. Если бы автор показал, что трагедия сломала Кристиана, что он замкнулся в себе, озлобился (чего вполне можно было бы ожидать), произведение утратило бы ту самую трогательность, о которой уже шла речь. Это было бы слишком жестоко: физически убить героиню и морально убить героя. Автор не делает этого. Он даёт возможность читателю – после череды переживаний – вздохнуть спокойно и не переживать хотя бы за моральные устои главного героя.

 

Итак, о чём вся эта история? Конечно же, о любви – чистой и красивой. О двух героях – таких же чистых и красивых. О жестокой утрате и приобретении небольшого опыта. О силе воспоминания. О красоте души. О чувстве близости и родства. О столкновении с жизнью. О самоосмыслении. О взрослении. О двух людях, которые просто хотели жить, любить, радоваться, но так и не смогли этого сделать.

И нет смысла рассуждать, какими бы стали их отношения в дальнейшем, и было ли у Кристиана и Стеллы совместное будущее, и почему автор «не позволил» им быть вместе, и почему он поступил именно так. Всё это домыслы.

Ленцу удалось показать самое важное – чувства. Чувства во всей их полноте, незабываемости, уникальности. Каждый из персонажей этой повести становится нам понятен, а потому близок. Мы понимаем, что они чувствуют, а значит, мы понимаем их самих, мы сострадаем и любим вместе с ними. И какая разница, много событий показано в произведении или мало, там есть самое главное – душа. Разве может хоть что-нибудь на свете быть важнее этого?

 

 

____________________________________

 

От редакции: купить книгу Зигфрида Ленца «Минута молчания» Вы можете в интернет-магазине «Лабиринт», нажав на изображение обложки:

 

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

13.02: Евгений Даниленко. Секретарша (роман)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!