HTM
Мстить или не мстить?
Читайте в романе Ирины Ногиной
«Май, месть, мистерия, мажоры и миноры»

Роман Оленев

Сергей Безруков

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 14 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 19.10.2013
Сергей Безруков

 

 

 

Вы сморите «Стоп-кадр», и на этот раз мы с вами обратимся к ещё одному воспитаннику Олега Павловича Табакова, молодому и очень талантливому актёру Сергею Безрукову, который в последнее время своими киноработами вызывает большой интерес и резонанс в обществе. Одни без ума от его солнечности и открытости и видят в нём чуть ли не универсального актёра, способного сыграть любые эмоции, другие же обвиняют в пафосности и фальши, или даже признают его талант, но, что называется, «не переваривают». Но если отбросить все эти эмоции, это лишь доказывает, что перед нами незаурядный актёр с особой харизматичностью, которая, как выясняется, не всем по душе.

Совершенно очевидно, что Безруков – актёр не только талантливый, но и творчески очень смелый и решительный. Это касается и выбора ролей, и самой природы его таланта. За эту смелость и уверенность существования в роли его даже обвиняют в самодовольстве и самовлюблённости. Но вот уж точно, в чём нельзя обвинить Сергея – это в равнодушии к своей профессии. Он очень серьёзно относится к работе и всегда выкладывается по полной, буквально живёт своими ролями. А его вулканический темперамент и экспрессия иногда, кажется, даже зашкаливают. В общем, Безруков может нравиться и не нравиться, но уж точно никого не оставляет равнодушным. Что он и подтвердил, не так давно сыграв Есенина.

Сергей Безруков в роли Сергея Есенина

Кадры из фильма «Есенин» (герой Безрукова выступает со сцены):

 

На цилиндры, шапо и кепи

Дождик акций свистит и льёт.

Вот где вам мировые цепи,

Вот где вам мировое жульё.

Если хочешь здесь душу выржать,

То сочтут: или глуп, или пьян.

Вот она – Мировая Биржа!

Вот они – подлецы всех стран.

 

Не нравится? (Плюёт под ноги.) Да ладно! (В зале зрительское возмущение, герой покидает сцену).

 

Можно сколько угодно ругать актёра за такое смелое прочтение образа поэта, но нужно оценить и безусловный исполнительский талант, и личное колоссальное желание актёра сыграть эту роль. Ведь кто-нибудь другой на его месте мог бы спокойно почивать на лаврах и наслаждаться сумасшедшей популярностью, какую приобрёл Безруков после выходи фильма «Бригада». Ведь он мог бы и дальше эксплуатировать созданный им образ Саши Белого. Но, как для настоящего артиста, для Сергея главное – не повторяться и осваивать абсолютно новые образы. Хотя, конечно, эти решительность и смелость характера Сергея выглядят очень убедительно и органично в образе Саши Белого, такого «хорошего» бандита девяностых годов.

 

Кадры из фильма «Бригада» (разговор в салоне автомобиля):

 

– Ты отвечаешь за свои слова?

– Я всегда отвечаю за свои слова.

– Молись, сука.

– Погоди, родной. Глянь сюда. (Показывает гранату.) Когда меня задевают, я иду до конца. Я смертник, понял? Скажи быкам, пускай погуляют-попасутся, сейчас мы с тобой обратно в город поедем. На счёт «три» выдираю чеку к едрени матери. Раз. Два. Три. (Выдёргивает чеку.)

– Пацаны, погуляйте. Мы отъедем.

– Оценка «пять». Давай садись за руль.

 

Для кого-то Безруков так навсегда и остался Сашей Белым, так убедительно оно вошёл в эту роль. А ведь до «Бригады» он уже блистал в совершенно других ролях, в корне отличавшихся от образа Белого. И не так уж важно, что это было на театральной сцене. Он был очень убедителен для театральных зрителей как такой воздушный и солнечный мальчик, играющий и Голохвастова, и Ромео. В самом начале актёрского пути в нём видели весельчака и чуть ли не комедийного шута. Потом появились и очень серьёзные роли в театре, а постепенно за ним закрепили практически половину репертуара театра Табакова. Но когда начинали снимать «Бригаду», у многих были сомнения в кандидатуре Безрукова: потянет ли он криминального авторитета? Кстати, на главную роль пробовалось триста человек. Пока, наконец, не пригласили Сергея и утвердили после первых же проб. Даже те, кто недолюбливает этот образ, вынуждены признать, что Сергей здесь абсолютно убедителен. Его персонаж хоть и очень простой, но объёмен и по-своему обаятелен.

 

Кадры из фильма «Бригада» (разговор героя с девушкой):

 

– Вообще, Александр – это, ну… Давай скрипку понесу.

– Да не, не надо, был бы контрабас, я бы тебе дала.

– Ха-ха. Хорошо! Вообще, Александр – это победитель. Ну, там, если так посмотреть по истории, там все – Саша Пушкин, там, Саша Невский, Македонский, все они победители были. Ещё три царя – Саши.

– А по гороскопу ты кто?

– Я – стрелец.

– Огнь, значит?

– Пожар, я пожар! (Смеются.)

 

Но для тех, кто следил за творчеством актёра до появления этого фильма, Безруков был просто неузнаваем в таком образе братка. Может быть, единственное, что в этом фильме напрямую связано с предыдущей его артистической деятельностью, это эпизод в фильме, когда он голосом Ельцина в новогоднюю ночь поздравляет свою компанию. Тут и актёр, и режиссёр, видимо, не удержались от соблазна обыграть талант Сергея в пародировании политических персонажей, который он так мастерски раскрыл в остросатирической передаче девяностых годов «Куклы».

 

Кадры из фильма «Бригада» (эпизод с новогодним поздравлением):

 

– Дорогая братва! Поздравляю вас с наступающим годом собаки. Желаю, чтоб никто из нас не стал сукой, понимаешь. Чтобы у вас всё было без базара, поляна накрыта, понимаешь, и в лопатах полно зелени. С Новым годом!

 

Но «Бригада» – это кино, всё-таки, не только про братву. Оно несёт в себе и мощный социальный подтекст. Этот фильм можно даже назвать своеобразной энциклопедией российской жизни девяностых годов. И насилие, и кровь в нём в какой-то степени лишь фон, на котором происходят ключевые для жизни страны события. То есть, по сути, давалась объективная и реальная оценка периоду правления Ельцина, когда происходила дикая капитализация и ломка всей социальной среды, когда власть сама устанавливала криминальные правила игры, и в политику приходили саши белые – вчерашние рэкетиры, а сегодня – патриотические мафиози. И которые на политической арене того времени были далеко ещё не худшими ребятами, готовыми «отвечать за базар».

Сергей Безруков в фильме "Бригада" 

Кадры из фильма «Бригада»:

 

– Вы все прекрасно знаете, что беззаконие в России, свидетелями которого мы с вами являемся, началось сверху, с власти. Потому что если власть продажна, если она не может отвечать за свои слова, то, в конце концов, в стране начинается хаос. Так вот я, как кандидат, считаю своей основной задачей этот хаос прекратить. Естественно, у вас возникает вполне нормальный вопрос: а кто такой Александр Белов? Почему ты так уверенно говоришь, что ты способен на это? Я вам отвечу. За эти дни вы посмотрели по телевизору немало роликов, где люди говорили обо мне. Сколько их было там – восемь, девять? Этих роликов можно было снять тысячи. И вот в каждом из них люди бы сказали, что можно по-разному относиться к Александру Белову, плохо ли, хорошо ли, но одного у него не отнять: он никогда не поступал против справедливости и всегда отвечал за свои слова. Так вот. Я отвечаю за свои слова. Дальше выбор за вами. Всё. Благодарю за внимание.

 

Герой Саши Белого, впрочем, как и почти все киноработы Безрукова, вызвал неоднозначную реакцию зрительской аудитории. Но в данном случае не из-за претензий к Безрукову как к актёру. Сергей, да и весь фильм, обвиняли в романтизации бандитов и пропаганде криминала. И фильм, конечно, неоднозначен. И всё же, при всех недостатках, была рассказана драматическая история о целом поколении молодых людей, во многом ставших заложниками жестокого, смутного времени девяностых годов. И создатели фильма не отмахиваются от своих героев, как от отморозков и нелюдей, а стараются увидеть и в них глубинное ядро личности, объединяющее их со всеми нормальными людьми, стараются увидеть и в них определённые нравственные принципы, кодекс чести, который для них незыблем.

 

Кадры из фильма «Бригада»:

 

– Клянусь, что никогда и никого из вас я не оставлю в беде.

(повторяет) – Что никогда и никого из вас я не оставлю в беде.

– Клянусь, всем, что у меня осталось.

(повторяет) – Клянусь, всем, что у меня осталось.

– Клянусь, что никогда не пожалею о том, в чём сейчас клянусь, и никогда не откажусь от своих слов, клянусь.

– Клянусь.

– Клянусь.

– Клянусь.

– Клянусь.

– Клянусь, что никогда не пожалею о том, что был вашим другом, и никогда не забуду вас, братья.

 

Актёр боялся, что ему, как он выразился, никогда не отмыться от этой роли. Мы уже отметили, что Безруков из тех актёров, которые не только одержимы жаждой работать, но и стремлением обязательно не повторяться, полны творческого беспокойства, за что его всегда уважал Табаков.

Сергей Безруков в фильме "Мастер и Маргарита"Сергей решительно отказался от продолжения «Бригады», зато со всей ответственностью взялся за роль Иешуа в фильме «Мастер и Маргарита», что для всех стало абсолютной неожиданностью. Он говорит, что много переосмыслил в себе после этой роли, что в сложные моменты жизни стремится к тому свету и умиротворению, которые были у него на съёмочной площадке фильма. При этом он подчёркивает, что играет не Иисуса Христа, ведь это сделать невозможно, а литературного героя, созданного Булгаковым, его искажённое представление о богочеловеке. Тем не менее, для актёра было важно создать светлый образ человека, твёрдого в своей вере и даже способного на чудо. И Безрукову, несомненно, удалось уловить верный тон и нужный настрой. Созданный им образ полон внутреннего достоинства и даже величия. Не подавляя своего собеседника, он и не пресмыкается перед ним, даже если это Понтий Пилат.

 

Кадры из фильма «Мастер и Маргарита» (разговор Понтия Пилата и Иешуа):

 

– Что такое истина?

– Истина, прежде всего, в том, что у тебя болит голова. И болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом. Что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чём-нибудь, и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака – единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся. Голова пройдёт… Ну вот, всё и кончилось. И я чрезвычайно этому рад. (Смеётся).

 

Чтобы браться за такие роли, несомненно, нужно обладать, помимо таланта, ещё и большой творческой смелостью, быть готовым к нападкам со стороны критиков и зрителей.

Ещё один смелый творческий эксперимент по перевоплощению Безруков совершил в фильме «Есенин», который вызвал целый шквал различных мнений в обществе. Фильм даже называли вульгарным глянцем и заговором против русской поэзии, а самого Безрукова обвиняли в осквернении светлого образа поэта и в том, что он танцует канкан на могиле классика. И фильм действительно неоднозначен. Есть и слабости в режиссуре (он был снят режиссёром, снимавшим до этого лишь клипы). Возможно, в нём слишком много безруковского куража и веселья для этого образа. И, тем не менее, это достойная роль актёра, и сыграл он её, что называется, на разрыв аорты. Он буквально горит своей ролью, а стихи читает точь-в-точь, как их читал сам Есенин.

 

Кадры из фильма «Есенин»:

 

– Зато услышим Есенина. Сквозь время, но живой.

(Ставят грампластинку на проигрыватель.)

– Сумасшедшая, бешеная кровавая муть!

Что ты? Смерть? Иль исцеленье калекам?

Проведите, проведите меня к нему,

Я хочу видеть этого человека.

 

Сыграть Есенина для актёра была давняя мечта. Кстати, и имя своё он носит в честь поэта. В семье Сергея был настоящий культ Есенина. Вообще, эта роль для Безрукова стала очень значимой, ведь ещё десять лет назад, ещё до «Биргады» он уже блестяще сыграл именно Есенина, вот только на театральной сцене. А фильм был поставлен по роману самого отца Безрукова, который, стремясь быть правдивым, много внимания уделил в нём, в том числе, и нелицеприятным моментам в жизни поэта. Например, таким, как сцены безудержного пьяного буйства.

 

Кадры из фильма «Есенин» (сцена в ресторане):

 

– Трубит, трубит погибельный рог!

Как же быть, как же быть теперь нам

На измызганных ляжках дорог?

Вы, любители песенных блох,

Не хотите ль пососать у мерина?

Любо ль, не любо ль, знай бери.

Хорошо, когда сумерки дразнятся

И всыпают вам в толстые задницы

Окровавленный веник зари.

(Свистит.)

Вы думаете, что я вышел читать вам стихи. Да я просто хочу послать вас ко всем чертям. Вы, спекулянты и шарлатаны, да хрен вам всем, а не стихи, вашу мать!

– Эй, ты, вот это ты видел? (Начинается драка.)

 

Вот из-за таких сцен некоторые любители поэта чуть ли не возненавидели Безрукова. А прямые наследники Есенина даже собирались подать в суд на создателей фильма. Сами же создатели оправдывались, что хотели показать всю сложность личности поэта. И в фильме, действительно, есть и совсем другие сцены. А сам актёр говорит, что в Есенине он видит человека огромного диапазона и, в том числе, гениального хулигана, озорника, бунтаря своего времени. Но главное, конечно, в нём, что он исключительно русский человек, безмерно любящий свою родину. Человек с душой нараспашку, что, в общем, и удалось показать актёру.

 

Сергей Безруков в роли Сергея ЕсенинаКадры из фильма «Есенин» (сцена в поле):

 

(Свистит, бежит по полю.)

– Земляки! Эй! Я приеха-а-ал!

Русь моя! Деревянная Русь!

Я один твой певец и глашатай.

Звериных стихов моих грусть

Я кормил резедой и мятой.

Бродит чёрная жуть по полям,

Злобу вора струит в наш сад.

Только сам я разбойник и хам,

И по крови – степной конокрад.

Да вы что, едить твою в дышло, не признали, что ль? Ой-ё… Есенин я, Сергун.

 

Безруков, помимо того, что очень долго готовился к этой роли, досконально изучал биографию поэта, старался понять каждый его поступок. Это говорит о том, сколько сил ушло у него и у создателей фильма, чтобы пробиться в эфир, чтобы убедить начальство в том, что Есенин будет интересен сегодня людям. И некоторые недостатки фильма в какой-то степени можно объяснить сегодняшними условиями киноиндустрии. Ведь картина была исключительной собственностью «Первого» канала, а ему был нужен своего рода экшен. Тем не менее, в фильме есть сцены, сильные с художественной точки зрения, и где сам Безруков показывает не только вулканический темперамент, но и точно проникает в суть страдающей религиозной души поэта.

 

Кадры из фильма «Есенин» (сцена молитвы):

 

– Прости нас, Господи…

 

Из этой сцены видно, что картина всё-таки снята с большой любовью к Есенину. А что касается скандала вокруг фильма, вызванного некоторыми нелицеприятными моментами в нём, сам Безруков говорит, что этот скандал был даже необходим, чтобы взорвать общество. И действительно, эта роль, при всей пусть и неоднозначности, заставила многих людей обратиться к творчеству поэта. И огромная заслуга фильма и самого Безрукова хотя бы уже в том, что люди снова стали читать Есенина, поэта, соединившего в себе бьющее через край жизнелюбе с мучительной тоской по утрате самого себя, русское бунтарство и хулиганство – с детской верой в Бога.

 

Кадры из фильма «Есенин» (на сцене с Маяковским):

 

– Золотые далёкие дали

Всё сжигает житейская мреть.

И похабничал я и скандалил

Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта ласкать и карябать

Роковая на нём печать.

Розу белую с чёрною жабой

Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись

Эти помыслы розовых дней.

Но коль черти в душе гнездились –

Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,

Отправляясь с ней в край иной,

Я хочу при последней минуте

Попросить тех, кто будет со мной, –

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать.

 

Сергей Безруков фильме "В июне сорок первого"После этого ну как-то не поворачивается язык осуждать работу актёра. И ради таких сцен и стоит смотреть фильм. И через такие моменты, кажется, понимаешь особенность всего таланта Безрукова – сочетание мощного темперамента с душевной тонкостью и ранимостью. В своих ролях он умеет и гореть, и любить, и страдать. Даже в совсем недавно вышедшем фильме о войне «В июне сорок первого», где сценарий, в общем-то, выдержан в духе боевика, и от актёра требуется, прежде всего, отчаянно сражаться с родину, Безруков находит место и для тонких чувств, глубоких переживаний. Эта его способность смело браться за любые роли и делать их объёмными позволяет говорить о нём ну если не как об универсальном актёре, но как об актёре с огромным потенциалом, актёре, от которого ещё много чего стоит ожидать нам, зрителям.

С вами был «Стоп-кадр», до новой встречи.

 

Кадры из фильма «В июне сорок первого» (под песню в исполнении Сергея Безрукова):

 

Может завтра улыбнётся нам судьба,

Будем вместе мы с тобою, но пока

Там чистая вода

От неба и до дна.

Останешься одна,

Я не могу тебя с собою взять туда.

 

 

 

5 декабря 2008 г.

 

 

 

Источник записи видео: сайт одесского телеканала «АТВ» (atv.odessa.ua, прекратил свою работу в октябре 2014 г.).

 

 

Виталий Безруков. Есенин. Издательство: Амфора, 2005 г.   Бригада (2 DVD). Коллекционное издание   Отечественные блокбастеры: Высоцкий. Спасибо, что живой; Овсянки; Сибирь. Монамур; Мастер и Маргарита (Blu-ray)

 

 

 

Виталий Безруков. Есенин. Издательство: Амфора, 2006 г.   Андрей Мармонтов: Реальная сказка от Сергея Безрукова (DVD). Издательство: Новый диск, 2011 г.   Сергей Александрович Есенин. Издательство: Русский мир, 2013 г.   Есенин С.А. Энциклопедия (CDpc). Издательство: 1С, 2010 г.

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

13.02: Евгений Даниленко. Секретарша (роман)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!