HTM
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2017 г.

Роман Оленев

Детский кинематограф советского периода

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 16 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.11.2013
Иллюстрация. Кадр из фильма «Гостья из будущего»

 

 

 

Здравствуйте. Мы продолжаем с вами говорить о кино, которое, может быть, больше всех любят дети. Ребёнку оно как-то особенно глубоко западает в сердце. Это очень быстро поняли советские идеологи и с большим энтузиазмом взялись за детский кинематограф, который сам по себе стал уникальным явлением.

Во-первых, тем, что появился он как особый вид искусства именно в Советском Союзе, во-вторых, тем, что и исчез он, по сути, тогда, как только перестал существовать сам Советский Союз. Если раньше в Госкино был план, и на сто фильмов делали тридцать детских, то сегодня из шестидесяти–восьмидесяти фильмов только три процента – для детей, а это две картины. Но кто их видит? И это касается России, а об украинском кинематографе мы даже и не говорим.

Советский же Союз оставил нам огромное кинематографическое наследство, в котором и среди детских фильмов немало настоящих шедевров. Сегодня кое-кто уже и сам, имея детей, до сих пор любит смотреть эти фильмы. И дело тут не столько в ностальгии, сколько в объективном высоком художественном качестве этих лент.

За времена Советской власти детский кинематограф, да и сам образ ребёнка прошли такой интересный путь эволюции, что это заслуживает внимания. С момента своего возникновения, прежде всего, преследуя воспитательную функцию, постепенно детский кинематограф набрал и художественную мощь и приобрёл такие смелые формы, что позволял себе иронию над некогда священной пионерлагерной культурой.

 

Кадр из фильма «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»

 

Кадры из фильма «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»:

 

– Зачем человеку каникулы? Задумывался кто-нибудь?

– А человеку каникулы затем, чтоб отдохнуть!

– Зачем человеку каникулы?

– Чтоб каждый день кино.

– А в лагере каникулы – мучение одно!

– Купание,

– Гуляние,

– На катере катание,

– Отличное питание,

– В любое время суток.

– А тут одни задания,

Режим и назидания

– И каждый день собрания.

– Короче,

Не до шуток.

 

Но прежде чем прийти к такой свободной форме, Советское кино для детей было насквозь пропитано этой самой пионерлагерной культурой, своими бесконечными пионерскими собраниями и прочими атрибутами идейной жизни. Поначалу детское кино было лишь составной частью Советской педагогики и пропаганды.

Регулярное производство детских фильмов началось уже в двадцать четвёртом году, за культуру тогда отвечала Надежда Константиновна Крупская, стремившаяся изо всех сил прививать детям марксистско-ленинские заветы. Но и кино получалось соответствующее. Народный комиссариат просвещения, занимавшийся тогда и вопросами кино, взял тезисы Крупской на вооружение, и в результате в основе детского фильма поначалу даже не могло быть сказочного сюжета. Крупская считала, что сказки формируют религиозные чувства. И поэтому наиболее часто снимали фильмы на две темы: «Ленин и дети» и «Жизнь пионеров».

 

Кадр из фильма «Кортик» (1954 г.)

 

Кадры из фильма «Кортик» (1954 г.):

 

– Мы, юные пионеры-ленинцы звена имени Красного флота, даём революционную клятву: хранить втайне всё то, что мы узнали о комиссаре Полевом, об этом кортике и про бандита Никитского. Клянёмся!

– Клянёмся!

– Так, хорошо.

 

Вот такими тогда были детские фильмы, созданные специально для детской аудитории, но настолько идеалогизированные. Образ ребёнка тогда был тогда абсолютно однозначен. Дети должны были как можно быстрее включиться в общий процесс социалистического строительства, стать сознательными и волевыми коммунистами, ну и какие ж тут сюсюканья. Ребёнок, если он в таком фильме баловался, он сразу становился отрицательным персонажем. Все мысли у детей должны были быть только о благе родины. Даже лица ребят, снимавшихся тогда, поражают своей сознательностью и серьёзностью. Это детки с почти всегда насупленными и сдвинутыми бровками, и увидеть их улыбающимися не так то и просто. На лице написана одна лишь ответственность и моральная стойкость. И это должно было стать нормальным.

 

Кадр из фильма «Кортик» (1954 г.)

 

Кадры из фильма «Кортик» (1954 г.):

 

– Гена.

– У нас в доме организовался драмкружок.

– А почему вы такой сердитый?

– Не сердитый, а обыкновенный. В воскресенье у нас будет концерт в пользу голодающих Поволжья. Приходите со своим братом выступать.

– Хорошо, мы спросим у папы. А сколько за выход?

– Чё за выход, а?

– Сколько нам заплатят за выступление?

– Заплатят? Ты с ума сошла! Все наши артисты выступают бесплатно! Весь сбор идёт в пользу голодающих!!!

 

Руководство всех стран всегда осознавало, что общество будет таким, какое кино смотрят в нём дети. Это прекрасно понимали в Советском государстве и, как мы уже сказали, с самых первых моментов его возникновения. Даже в военные годы производство детских фильмов хотя и сильно сократилось, но, оставаясь важным элементом идеологии, ни на год не прекращалось. Детскому и молодёжному кино в советское время отдавалось всё самое лучшее. Неслучайно, что первым звуковым фильмом стал фильм о подростках, а первым цветным фильмом стала «Сказка по щучьему веленью». Одним из таких детских ранних цветных фильмов, до сих пор являющихся в своём роде шедевром, стал фильм «Старик Хоттабыч», в котором советская пропаганда, осознав, что мифологическое начало, всё же, очень присуще детскому сознанию, по-новому осмысляет фантастические и сказочные сюжеты. И пионер Волька перевоспитывает в советском духе джинна.

 

Кадр из фильма «Старик Хоттабыч»

 

Кадры из фильма «Старик Хоттабыч»:

 

– Ха-ха-ха! Наконец-то я угадал, что может сделать тебя богатым и счастливым!

– Но зачем мне столько перца и монет? Грамм по сто, пожалуй, я бы взял, и Женька тоже. Ну, а остальное нужно раздать населению.

– Так не раздать, а продать. У тебя будут деньги. Много денег! А деньги – это слава! Деньги – это сколько угодно друзей!..

– Ну рассуди сам, Хоттабыч, кому нужна слава и друзья за деньги? Нет! Уж лучше смерть, чем стать спекулянтом!

 

Новая эпоха в детском кино началась с оттепели. Тогда было создано объединение «Юность», куда пришли молодые режиссёры. И символично, что первым фильмом, выпущенным объединением, оказался дебютный детский фильм Тарковского «Каток и скрипка». В это время детское кино действительно стало авторским в полном смысле этого слова. Оно перестало укладываться в готовые заранее морализаторские схемы. Тогда вообще наметилось такая тенденция, когда фильмы, формально являясь детскими – прокат продолжал их числить по ведомству детского кино – на самом выходили за рамки чисто детской специфики. Одним из таких фильмов стала картина «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», поразившая своей раскрепощённостью мышления и вхождением наконец-то во внутренний мир ребёнка. Абсолютно живой и свободный, вплоть до цинизма.

 

Кадр из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»

 

Кадры из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»:

 

– Щас увидит меня и скажет: «Костя, тебя что, из лагеря выгнали?»

– Костя, тебя что, из лагеря выгнали?

«Ну конечно, ты меня в гроб вгонишь…»

– Ты меня в гроб вгонишь…

«Ну вот, началось»…

(Сцена похорон бабушки под мелодию «Очи чёрные» в стиле похоронного марша).

 

По тем временам, это, во-первых, очень новаторское со стилистической точки зрения кино, было немыслимо смелым и по содержанию. Неслучайно оно скоро легло на полку. Этот фильм стал своего рода символом нарушения принципа соцреализма. Он стал предвестием кардинального разлада стройнной некогда идеологической модели мира, её всё усиливающегося несовпадения с реальностью. В нём впервые проявилась лукавая двуадресность: за простыми и прописными истинами для самых маленьких скрывался второй слой намёков и острот, предназначенных для гораздо более взрослых зрителей. Это кино, где произошёл такой симбиоз пионерлагерной культуры с откровенной сатирой на весь уклад советской жизни.

 

Кадр из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»

 

Кадры из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»:

 

– Вот увидишь, тебе без Иночкина легче станет! Если бы ты знала, сколько он товарищу Дынину крови попортил…

«Крови попортил… Ну да, если б я ему хоть каплю крови испортил, здесь бы такое началось…»

– У товарища Дынина вся кровь испорчена!!! Караул! Караул!

«Ну щас опять говорить начнут…»

– Нужно срочное переливание. Кто отдаст свою кровь?

– Я! (кричат все вместе).

– У тебя какая группа?

– Первая!

– У тебя?

– Вторая!

– У тебя?

– Третья!

– А нужна тридцать третья группа. Это очень редкая кровь!

«И тут выйду я».

– У меня тридцать третья.

– И ты пожертвуешь своей редкой кровью?

– Да.

«Ну, щас все, конечно, начнут аплодировать».

(все аплодируют).

 

Но вскоре, что называется, стали завинчивать гайки. И всё-таки перелом во всём направлении детского кинематографа произошёл. Такого иронического отношения к пионерской жизни уже больше не позволялось, но зато появилось внимание к сложной личности ребёнка. В семидесятых годах даже появились фильмы, где многие из героев, даже главные герои – дети. Но детскими такие фильмы, из-за их острой социально-психологической проблемности, в строгом смысле называть и трудно. А нам бы всё-таки хотелось сегодня поговорить о детском советском кино в полном смысле этого слова, и где главный герой при этом – ребёнок того времени.

Такое игровое кино для ребят получило новые возможности с развитием научно-технического прогресса. И многие режиссёры стали уходить в фантастику, тем самым, насколько это возможно, избегая идеологической зависимости. Этим фильмам свойственна лёгкость, наивность и особая душевность, и при этом в них сохранялась, но очень ненавязчиво, воспитательная функция. И сами дети в них похожи на самих себя. То есть, допускалось, что ребёнок, например, может и буянить. Ну, в общем, вмещать в себя всё. Эта двойственность очень красиво показана в культовом детском фильме про Электроника, маленького советского терминатора.

 

Кадр из фильма «Приключения Электроника»

 

Кадры из фильма «Приключения Электроника»:

 

– Ах! Понимаешь, всё очень просто: хочешь быть человеком – будь им.

– Какая странная формула.

– Моя!

– А что она означает?

– Ну, как что? Проснись и пой, ни в чём себе не отказывай, старайся жить в своё удовольствие. Правда, это не у всех получается.

– Но почему?

– Ну как тебе объяснить… А! Щас изобразим!

(Поёт.)

Над нами солнце светит –

Не жизнь, а благодать.

Тем, кто за нас в ответе,

Давно пора понять,

Тем, кто за нас в ответе,

Давно пора понять:

Мы маленькие дети,

Нам хочется гулять

 

А нам говорят, что катет

Короче гипотенузы,

А я говорю вам – хватит,

Устал я от этой обузы.

 

Ля ля ля ля ля ля ля

Короче гипотенузы,

Ля ля ля ля ля ля ля ля

Устал я от этой обузы.

 

Такого рода кино снято как бы глазами самого ребёнка, осознавая его интересы, простые незамысловатые мечты о том, чтобы без всякого труда быть отличником, чтобы гулять с самой красивой девочкой и быть самым сильным в классе. У создателей фильма чувствуется внимание к частным и даже эгоистическим желаниям ребёнка, но без которых он не похож на самого себя. Появляется тема школьника супергероя, который может всё.

 

Кадр из фильма «Приключения Электроника»

 

Кадры из фильма «Приключения Электроника»:

 

– А что ты вообще можешь? (Электроник хватает Гусева и крутит его на одной руке). Ай-яа! А я! Уронишь!

– Так, а теперь скажите, кто из нас это будет помнить всю жизнь?

– Я!

– А что вы будете помнить?

– Всё! Мама!

– Мама тут ни при чём. Из всего надо выбирать главное. Что главное?

– Я больше не буду!

– Это ближе к истине.

– У! Ну я пойду…

– До свидания.

– Ага… Спасибо… Уй! М-м-м... (Гусев убегает).

 

Фантастическая история об Электронике для советских детей стала намного актуальнее обычной сказки. Подобный жанр, во-первых, по-настоящему увлекал детей, а во-вторых, как мы уже сказали, давал возможность абстрагироваться от советской идеологии и морализаторских уроков.

Но при этом, конечно, вопрос добра и зла в детском кино был всегда очень важен, независимо от времени и жанра. Добро и зло в детских фильмах всегда чётко обозначено и зло никогда не может превалировать и, тем более, побеждать. В поистине культовом детском фильме «Гостья из будущего» за фантастическим сюжетом стоит напряжённый поединок добра и зла. Хотя, надо признать, моментами в фильме угадывается и ирония над несгибаемой героической стойкостью пионера Коли Герасимова.

 

Кадр из фильма «Гостья из будущего»

 

Кадры из фильма «Гостья из будущего»:

 

– Хочешь велосипед?.. Нет? А мотороллер?.. Нет? Ну, хочешь, Жигули? Ты представляешь, такой маленький, а уже Жигули… Нет?.. Ну хочешь денег? Много, много денег.

– Не нужны мне ваши деньги.

 

Этот фильм вызвал нескончаемый поток восторженных детских писем со всех концов страны. А ведь технически он снят, по сегодняшним меркам, жутко примитивно. Но, как выяснилось, это не самое главное. Ценна в нём, прежде всего, его особая душевность. Фильм не по-топорному, а очень ненавязчиво, используя шутливую манеру, касался, как это ни сухо звучит, нравственных моментов и вопросов воспитания. И фантастический прибор миелофон становился поводом, чтобы заговорить о внутреннем мире человека, его потаённых мыслях. И ребёнок получал возможность почувствовать красоту благородного поведения на фоне морального уродства. И ведь всё это выглядит ещё и очень забавно.

 

Кадр из фильма «Гостья из будущего»

 

Кадры из фильма «Гостья из будущего»:

 

– Тихо. Кричать не надо. Каждая ваша мысль нам известна.

– А дети, какие мысли. У меня нет ни одной мысли. Клянусь здоровьем мамочки!

– Они поймали мальчика?

– Э.… Не знаю. Но мне угрожали!

«Поймали, не поймали… Откуда я знаю, тащили бесчувственного – это я видел».

– Куда они понесли бесчувственного мальчика?

– Мальчика? Они понесли на чердак этого дома. Клянусь здоровьем мамочки.

«Так я вам и рассказал про заколоченный дом».

– Всё, он признался, что пираты понесли Колю в заколоченный дом.

– Межу прочим, я ни в чём не признавался! Я буду жаловаться! Я не знаю никакого заколоченного дома.

– В вашем возрасте пора научится врать как следует. А то что за любительство: «я не видел, я не говорил»…

– А я не врал…

– А меня возмущает, как могут сохранятся такие люди, на глазах которых двое здоровых мужчин, тащат бесчувственного мальчика, и они не только не вмешиваются, но скрывают это!

– А если у них есть право носить мальчиков?

– Нет никакого права!!! Они преступники.

– Как это нет?

– Вы подлец! Я вызываю вас на дуэль! Любым удобным для вас оружием. Любое место и время. Ну!

– Да. Я готов. (Убегает).

– Может, догоним?

(Издалека грозит кулаком). Хулиганы.

– Нет, ребят, его уже не перевоспитать.

 

К середине восьмидесятых годов образ ребёнка в советском детском кино в целом претерпел большую трансформацию. Он стал, пожалуй, наиболее правдоподобен, но при этом и как никогда развязен. И чем ближе был крах Советского Союза, чем свободней и раскрепощённей становилось всё общество в целом, чем очевидней была несостоятельность всей социалистической идеологии, тем больше это отражалось на детском кино. И, пожалуй, символом этого процесса раскрепощения в детском кинематографе стал ещё один шедевр – фильм «Приключения Петрова и Васечкина», снятый, кстати, на нашей Одесской киностудии.

 

Кадры из фильма «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»:

 

– Понимаешь, Маша, если в данном случае синус умножить на костинус…

– То получится тангинус-катангинус!!!

– Ага! Хи-хи!

– Пожалуйста, не мешайте нам разговаривать! Так вот, Маша…

– Сидоров, слушай, ты у нас самый умный, а что такое – стоит и не падает?

– Ага! Хи-хи!

– Табуретка!

– Хи-хи! Слушай, а хочешь, я на тебя дуну, и ты улетишь?

– Отстань, Петров, он совсем не хочет!

– Нет, хочу! Пусть дунет! Пусть попробует!

– Погоди, Вова…

(передразнивает) «Погоди, Вова!!!»

– Нет, пусть дунет!

– А что ж, ладно!

(Дует, Сидорова уносит).

– А-а-а-а!!!

– Ты, Петров, дурак и хулиган!

 

Чувствуется, что режиссёр фильма Владимир Алеников работал какое-то время в юмористическом журнале «Ералаш». Но то, что он позволил себе в этом фильме, моментами было очень уж смелым по тем временам. Даже по-своему удивительно, что фильм был снят ещё до начала перестройки. Конечно, от режиссёра никто не ждал увидеть в фильме высокоидейных юных ленинцев, но тут герои оказались совсем уж какими-то несознательными и отстающими элементами, для которых пионерский галстук уже не то что бы не священный символ, а так, какая-то непонятная обуза. Это были совсем новые дети, независимые и отвязные.

 

Кадр из фильма «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»

 

Кадры из фильма «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»:

 

Как хорошо слыть хулиганом –

Работа эта мне по плечу.

Не вынимая рук из карманов,

Я побеждаю, кого хочу.

Неважно быть, сумей прослыть.

Не беда.

Неважно быть, сумей прослыть –

И тогда

Повсюду ждёт тебя почёт,

А забот –

Никаких и никогда.

 

Кстати, прежде чем найти Егора Дружинина и Диму Баркова, перепробовали семь тысяч детей. Эти легкомысленные сорванцы и бездельники привели в замешательство огромный цензурный аппарат советской страны. Один из начальников крикнул, увидев картину: «Это не пионерская музыка! И не пионерская пластика! Это не советский фильм – это какие-то сплошные американизмы!» И фильм на целых два года лёг на полку.

Но появление этого фильма, в общем-то, было закономерным событием. Повторимся, что такого рода кино лишь отражало реальные изменения в обществе. Дети действительно пошли совсем другие, и остановить этот процесс раскрепощения детского сознания было уже невозможно. Оставалось лишь только фиксировать его.

 

Кадры из фильма «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»:

 

– А впрочем, что тут говорить,

Попал я прочно в круг порочный.

– Не может быть, не может быть!

– Петров, скажи им.

– Да, это точно.

 

Парадокс и беспомощность советской цензуры заключались на тот момент в том, что после закрытия первого фильма о Петрове и Васечкине режиссёру вскоре поручили снимать продолжение фильма о них же. Но всё равно, конечно, под пристальным наблюдением цензурных органов. Так, скажем, в шуточной сцене «Танго» категорически было предложено убрать слово «красный», в противном случае весь фильм должен был бы пойти под ножницы. И в результате в куплете со словами «в душе я активист, и красный следопыт» Васечкену пришлось петь вместо «красный следопыт» «и даже следопыт». Но всё равно происходило уже, по сути, какое-то глумление над советской идилогией.

 

Кадры из фильма «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»:

 

– Поверь, я сердцем чист.

Враньём по горло сыт.

В душе я активист,

И даже следопыт.

– Не верю ничему,

Меня не проведёшь.

В отряд тебя приму,

В отряд тебя приму,

Но ты – сплошная ложь.

 

Вот такая вот эволюция произошла с образом ребёнка в советском детском кино, которое, соответственно, и само успело очень сильно измениться за весь период своего существования. Начавшись с откровенной идеологизированности, жёсткой и подчас топорной и пропаганды, когда сами дети в кино были не столько дети, сколько маленькие коммунисты, детский кинематограф постепенно освобождался от искусственности и нежизненности. И в своих вершинных проявлениях, помимо воспитательной функции, достиг и очень высокой планки как непосредственно произведение искусства. Неслучайно на западе всегда признавали, что наше детское кино – это высший класс. В его лучших проявлениях нравственность, которой всегда предавалось большое значение, становилась не просто производной от учения Ленина и коммунистической партии, а прекрасной сама по себе. И очень жаль, что с исчезновением Советского Союза, кажется, закончился и детский кинематограф. А мы с вами на сегодня прощаемся, до новой встречи.

 

Кадр из фильма «Гостья из будущего»

 

Кадры из фильма «Гостья из будущего»:

 

Слышу голос из Прекрасного Далёка,

Голос утренний в серебряной росе.

Слышу голос, и манящая дорога

Кружит голову, как в детстве карусель.

 

Прекрасное Далёко,

Не будь ко мне жестоко,

Не будь ко мне жестоко,

Жестоко не будь.

От чистого истока

В Прекрасное Далеко,

В Прекрасное Далеко

Я начинаю путь.

 

 

 

17 декабря 2008.

 

 

 

Источник записи видео: сайт одесского телеканала «АТВ» (atv.odessa.ua, прекратил свою работу в октябре 2014 г.).

 

 

 

Приключения Петрова и Васечкина: Обыкновенные и невероятные. Художественный кинофильм на DVD, 1983 г.   Приключения Электроника. Художественный телефильм на DVD, 1979 г.   Гостья из будущего. Серии 1-5 (2 DVD)

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

05.12: Записки о языке. Самое древнее слово (статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2017 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!