HTM
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2017 г.

Роман Оленев

Ирония судьбы

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 11 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 13.11.2013
Иллюстрация. Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

 

 

 

Здравствуйте. Для большинства из нас Новый год – это праздник номер один, ну а в советские времена он уж точно был самым главным. Не случайно, что именно тогда встреча Нового года стала целым ритуалом, кульминация в котором – непременное чоканье бокалами под бой курантов. В эту ночь и тогда, и сейчас даже взрослому человеку почему-то в глубине души очень хочется сказки. И для миллионов советских людей такой сказкой смогла стать удивительная картина Рязанова «Ирония судьбы». Этот фильм для советского человека, пожалуй, стал самим символом новогоднего праздника, таким же, например, как новогодняя ёлка. И феномен фильма в том, что он и сейчас остаётся таким символом, усиливает ощущение праздника и даёт надежду на сказку. «Ирония судьбы» – один из немногих фильмов, которые магически связывают зрительский опыт нескольких поколений, и советских, и уже постсоветских. Он, наверно, уже навсегда стал неотъемлемой частью Нового года. Правда, смотрим мы его уже, чаще всего даже и не углубляясь в происходящее на экране. Он нам нужен как особый сказочный фон, создающей атмосферу праздника.

Мы уже сказали, что встреча Нового года по своей внешней форме является самым настоящим ритуалом, где «Ирония судьбы» стала органичным его элементом. И уже само начало фильма настраивает нас на особое ритуальное отношение к встрече Нового года, где баня является первым этапом этой встречи.

 

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

 

Кадры из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»:

 

Главный герой с мамой:

– Ничего не будет плохого, если ты Новый год встретишь чистым.

– Ну, решено, мне думается.

В бане с друзьями:

– Я понимаю, ванная в каждой квартире, это правильно.

– Да это удобно.

– Это цивилизация!

– Ты мне говоришь?

– Тебе! Но сам процесс мытья, который в бане выглядит как торжественный обряд, в ванной – просто смывание грязи.

– Это ты мне говоришь?

– Да, тебе. И потом добрые пожелания с лёгким паром!

 

Эта сцена в бане, помимо того, что одна из самых забавных и всеми любимых, ещё и одна и из ключевых в фильме. Ведь именно баня стала той точкой, с которой начинается переход героя в волшебный сказочный мир зазеркалья. Не случайно в фильме так часто появляются зеркала, как символ входа в другой, волшебный мир. Но чтобы осуществить этот сказочный замысел, без машины времени и ковров самолётов, герою нужно было вначале как следует напиться, и тогда уже можно было улететь во всех смыслах. И хотя в результате герой попадает, казалось бы, в ту же самую советскую реальность, но это уже мир зазеркалья и, конечно, первые шаги в этом мире даются с трудом.

 

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

 

Кадры из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»:

 

– Послушайте, ну вы хоть что-нибудь соображаете, а?

– Всё, безусловно…

– Где вы находитесь, по-вашему?

– Я у себя дома нахожусь, Третья улица Строителей, дом двадцать пять…

– Да нет, это я живу Третья улица Строителей, двадцать пять, квартира двенадцать!

– Нет, лапонька…

– Брысь!

 

Хотя герой, на первый взгляд, совсем не похож на сказочного персонажа, тем не менее, Женя Лукашин, самый бестолковый из своих друзей, это такой себе Иванушка-дурачок советского времени. Даже удивительно, что работает он хирургом. Но, как в самой настоящей сказке, в конце его полюбит заморская принцесса. Для советских зрителей на то время актриса Барбара Брыльска была настоящеё диковинкой из другого мира. В общем, Рязановская картина – это, прежде всего, советская сказка.

И вот, в прошлом году этот переход в мир старой доброй сказки решили повторить создатели фильма «Ирония судьбы. Продолжение». Не долго думая, они попытались войти в одну и ту же реку, ну, а в данном случае – в одну и ту же баню.

 

Кадр из фильма «Ирония судьбы. Продолжение»

 

Кадры из фильма «Ирония судьбы. Продолжение»:

 

– Эй, друг, мы здесь!

– Ой, простите.

– Женя, ну как же, ну наконец-то, Женечка, хорош.

– Привет, ну ты как всегда…

– Привет, где Костя?

– Костя? Ушёл…

– Куда?

– Ушёл…

– Женечка, надо рассуждать логически, ты уяснил?

– Да.

– Значит, варианта два. Или он уже ушёл, или он ещё не приходил.

– Ты считаешь, это очень остроумно, да?

– Шучу, шучу. Звонил Костя, извинялся, он в Ленинграде.

 

Что называется, почувствуйте разницу. Особенность любого настоящего художественного произведения – а «Ирония судьбы» безусловно, таким является – состоит в том, что даже сам его автор до конца не знает, как оно родилось. Это всегда некая тайна. Но сегодня – времена дефицита новых идей, зато потрясающих возможностей в создании формы, времена сплошных ремейков и эксплутации накопленного в советское время добра. И вот Тимур Бекмамбетов, создатель двух «Дозоров», понимая, что «Ирония судьбы» – почва такая богатая, что с неё можно снять и второй урожай, взялся за продолжение фильма. Но ведь Рязановская картина ценна именно своей уникальностью и единичностью, волшебством именно случайного сказочного счастья в судьбе героя. Поэтому затея Бекмамбетова дать зрителям снова пережить атмосферу сказочного счастья, пользуясь для этой цели столь очевидно рациональными методами, надо признать, абсолютно прагматична. Ведь рационализм и счастье несовместимы.

 

Кадр из фильма «Ирония судьбы. Продолжение»

 

Кадры из фильма «Ирония судьбы. Продолжение»:

 

– Разве может быть запрограммированное, ожидаемое, запланированное счастье. М-м? Неа.

 

Сам Рязанов, между прочим, хотя и дал согласие на съёмки фильма и даже сам снялся в эпизоде, дал себе слово, что публично этот фильм комментировать не будет. Зато многие зрители после показа продолжения фильма жаловались, что Бекмамбетов въехал в любимый ими фильм на своём вампирском бульдозере. Вообще, сама затея продолжения, с точки зрения прагматики, была беспроигрышной: картину по-любому должны были пойти посмотреть все. И – именно из-за провокационности подхода, даже несмотря на удивительно ультимативное предупреждение накануне показа о том, что фильм в течение двух лет нельзя будет увидеть по телевидению: мол, платите деньги, иначе вы не скоро оцените шедевр. Согласитесь, что грубовато по отношению к зрителям, тем более, когда затрагивается такая близкая всем и душевная тема. Уже само известие о том, что продолжением фильма занялся режиссёр «Дозоров», вызвало у некоторых тихий ужас. Люди боялись, что получится трития серия «Дозора». Это, конечно, не «Дозор», но модная динамика явно вытеснила лиричность и задушевность фильма, что и было главным в оригинале.

 

Кадр из фильма «Ирония судьбы. Продолжение»

 

Кадры из фильма «Ирония судьбы. Продолжение»:

 

(Легковой автомобиль мчится по ночному городу. Герой ведёт машину и одновременно посматривает на кольцо в коробочке, затем резко крутит рулём, проносясь мимо пешеходов. Те возмущены):

– Идиот.

 

Фильм очень добросовестно копирует не только сюжет, но и форму своего оригинала, вплоть до раскраски клетчатого одеяла, которым прикрывается герой Хабенского. Такая себе игра со зрителем, чтобы вызвать в нём удовольствие от узнавания. Обстановка семидесятых годов, конечно, воссоздана один в один. Но это лишь свидетельствует, что авторы действительно решили войти в одну и ту же реку. Главный упор в фильме, помимо спецэффектов, сделан на шутках, хохмах и в самом деле забавных эпизодах. И это, пожалуй, самые удачные моменты в фильме.

 

Кадр из фильма «Ирония судьбы. Продолжение»

 

Кадры из фильма «Ирония судьбы. Продолжение»:

 

Алё, Леонид Сергеевич, а да, да не надо. С наступающим вас! Как водичка? Не раздевайся, тихо. Да, да нет, проблемы никакой. Никакой. А... Не, алё! Алё, алё, алё, алё! Лев Сергеевич, алё! Алё, алё, алё! Пропадает… Японский ты... А, да-да-да! Да нет, мы решим её, зачем вас беспокоить, конечно мы не станем вас беспокоить… Да? Да, блин!!!

 

Безруков, кстати, далеко не сразу согласился на съёмки в фильме. Сама идея продолжения поначалу казалась ему неумной. Дал согласие он лишь тогда, когда его убедили в том, что хотят создать не просто ремейк, а новую историю и совсем новое кино. И образ Ираклия, пожалуй, один из немногих образов, предающий фильму некоторую самостоятельность. Ираклий – это достаточно интересное развитие образа Ипполита. Успешный менеджер с модной гарнитурой «хендс фри», похожий на всех других успешных менеджеров, выглядит актуально. Вообще, фильм был бы намного удачней, если бы в нём было бы как можно меньше этой беспомощной опоры на первую часть и побольше современной остроты тематики. Например, эпизод в котором показана наша сегодняшняя ситуация, когда так много общения, но так мало настоящих чувств, – один из самых ярких и запоминающихся.

 

Кадр из фильма «Ирония судьбы. Продолжение»

 

Кадры из фильма «Ирония судьбы. Продолжение»:

 

– Да, а вы кто?

– В смысле?

– Валентина Ивановна, наша станция вашей телевизионной антенне ни в коем образом помешать не может. Вы понимаете?

– Сейчас мы, все жильцы дома, поднимемся на крышу и сожжём..

– Я послал вам уже специалиста, он сейчас приедет!

– Нет, лично приезжайте и разберитесь!

– А нет, стоп-стоп-стоп, алё…

– И вообще, из-за вашей станции будет...

– Как с вами связаться, Валентина…

– Со мной вообще лучше не связываться. Всё, я пошла на крышу.

– Ну ты подумай, какая зараза.

 

Надо сказать, что в фильме, конечно, нет пошлости или какого-то там глумления, но отсутствие душевности и сказочной атмосферы – главный недостаток продолжения. А с другой стороны, какая уж тут душевность, когда первая часть фильма поражает обилием в нём скрытой, да и не скрытой рекламы, и кажется, что смотришь не кино, а развёрнутый рекламный ролик. Неслучайно остроумные зрители окрестили фильм «Ирония судьбы или с лёгким пиаром». Вообще, слишком очевидно, что финансовая сторона была главным мотивом в создании фильма. Это высококачественно сделанный, но скорее даже не фильм, а продукт. Его бюджет, кстати, серьёзно превысил бюджеты Бекмамбетовских «Дозоров». А ведь романтическая сказочная комедия – жанр, не требующий больших вложений. В фильме очень много спецэффектов, но совершенно отсутствуют лирика и поэзия. На а главное, совсем не показана магия любви. Зато в нём 843 компьютерных кадра. В «Дозоре» их было меньше, всего 700.

 

Кадр из фильма «Ирония судьбы. Продолжение»

 

Кадры из фильма «Ирония судьбы. Продолжение» (один из зрелищных новогодних эпизодов с клиповой вращающейся сменой планов).

 

В Рязановской картине, как известно, нет таких сногсшибательных спецэффектов. В этом самом домашнем фильме всё очень скромно. Все спецэффекты состоят в том, что бы показать волшебное рождение уникальных человеческих отношений в стандартных условиях советской жизни. И внимание режиссёра сосредоточенно не на летающих пробках, а на самом человеке, на лицах героев, на их улыбках. Их душевные переживания и радость от зарождающегося чувства любви и показаны максимально глубоко и выразительно. И это «держит» зрителя без всяких спецэффектов.

 

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

 

Кадры из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»:

 

– Вы знаете, я от возмущения, я просто растерялась! Кто вы? Если вор, то почему вы не двигались? Ну, вор, который устал и лёг поспать в ограбленной квартире.

(Смеются).

– А вы знаете, Надя, вы мне поначалу ужасно не понравились. Нет, просто ужасно не понравились.

– А как вы мне были омерзительны…

– Правда?

– Вы не знаете, как вы ужасны…

– Нет, вы мне просто мегерой показались.

(Смеются).

 

Если всё-таки говорить о тех технических средствах, которые впервые были применены в этом фильме, то и они были направлены на самого человека и служили целью добиться максимальной эмоциональной внимательности в съёмке. Впервые использовалась съёмка трёхкамерной системой. Она давала возможность одновременно снимать крупный и общий план одной и той же сцены. При этом актёры имели возможность сыграть сцену целиком, не прерываясь для замены камеры, а отбор планов осуществлялся уже потом. Это позволило создать в советском кино новое визуальное повествование, помогало подробнее отобразить чувства героев и добиться особого зрительского сопереживания.

 

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

 

Кадры из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»:

 

– А… как вы будете добираться до аэродрома?

– До аэродрома? Автобусы ещё не ходят.

– Да это неважно, доберусь как-нибудь…

– Ну, идите.

– Спасибо.

– Идите.

– Ну, всё.

– Ну что вы делаете?

– Я ухожу.

– Вы же ищете предлог, чтобы остаться.

– Да, ищу. Но не нахожу.

– А я не могу найти предлог, что бы вас задержать. Что делать?

– Правда? Тогда я сниму пальто и задержусь.

 

Картина, вообще, при всей кажущейся простоте, полна глубины и художественных достоинств. Например, мы уже сказали, что сказочность истории во многом раскрывается через образ зеркала. Оно часто появляется в фильме, как такая дверь в сказочный мир зазеркалья. Этот принцип зеркальности присутствует на всех уровнях. Зеркально совпадают квартиры, зеркально – ситуации, в которых оказываются герои, у обоих – любимые и не любимые Галя и Ипполит. Зеркально выглядит реакция подруг и друзей Нади и Жени. Они в начале принимают его, а потом и её, не за тех, кто они есть на самом деле. И наконец, зеркальные начало и конец истории: в начале Женя попадает к Наде, в конце уже сама Надя оказывается у него. Такого рода гениально простые находки, которые сам зритель может и не замечать, и, конечно, особая душевность и делают фильм настоящим художественным произволением. Поэтому его и можно смотреть каждый Новый год – и не только как сказочный фон, но и находить в нём что-то новое. Что мы вам и желаем. Ну, а главное – желаем любви и счастья в новом году.

 

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

 

Кадры из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»:

 

– Надя…

– Ты забыл у меня свой веник.

– Как же ты меня нашла?

– Ты всё-таки непроходимый тупица.

 

 

27 декабря 2008.

 

Источник записи видео: сайт одесского телеканала «АТВ» (atv.odessa.ua, прекратил свою работу в октябре 2014 г.).

 

 

 

Фильмы Эльдара Рязанова. Избранное. К 80-летию мастера (10 DVD). Кинокомпании: Мосфильм, Гостелерадио СССР, 1956-1987 г.   Микаэл Таривердиев. Ирония судьбы, или С легким паром! (Саундтрек). 2009 г.   Ирония судьбы: Продолжение (Художественный кинофильм на DVD).Кинокомпания: Кино, 2007 г.

 

 

 

Рязанов, Брагинский. Ирония судьбы, или С легким паром! + Новогодний магнит (CDmp3). Издательство: 1С, 2012 г.   Эльдар Рязанов. Поговорим о странностях любви. Издательство: Эксмо, 2012 г.   Эльдар Рязанов. Грустное лицо комедии, или Наконец подведенные итоги. Издательство: ПРОЗАиК, 2010 г.   Эльдар Рязанов. Ирония судьбы, или С легким паром! Ремастированный (DVD). Издательство: Крупный план, 2008 г.

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

20.08: Юрий Гундарев. Консультант (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за май 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2017 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2017 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!