HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Роман Оленев

Премьера в Одессе. Йос Стеллинг – фильм "Душка"

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 7 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 18.12.2013
Режиссёр Йос Стеллинг. Источник изображения: http://www.gaiff.am/en/1369487709/mode/director

 

 

 

Новый выпуск «Стоп-кадра» мы начинаем из кинотеатра «Маски», вот из этой гущи событий, а всё потому, что сегодня здесь показываются фильмы живого классика европейского кино, голландского режиссёра Йоса Стеллинга, создателя картин, вошедших в сотню лучших фильмов двадцатого века. И это ещё не всё. Сам голландский режиссёр Йос Стеллинг сегодня в Одессе и присутствует здесь, на показе собственных фильмов. Конечно, пройти мимо такого события и не взять интервью у культового режиссёра мы просто не могли.

– Вы любите подчёркивать, что у нас, у славян, меньше прагматизма, чем у европейцев. Как вам кажется со стороны, учитывая, что вы уже не первый раз на Украине – этот дух, он сохраняется, или мы всё больше становимся похожи на западных европейцев?

– Безусловно, теряете! Достаточно приехать в Москву. Когда я приезжал туда в первые разы в восьмидесятых годах, и когда я приезжаю сейчас – люди в Москве вообще потеряли то, что было присуще им раньше. Поскольку всё сейчас диктуют деньги, то естественно, они становятся всё боле и более прагматичными. Вы всегда хотите что-то получить. Но когда вы получаете это, на этом не заканчивается, потому что вы хотите получить что-то дальнее. Поэтому лучше всего то, что вы хотите, держать подальше или не обладать этим. Допустим, не покупать новую машину, потому что захочется следующую. А вот смотреть на неё и держать её в качестве мечты. Это всё равно, как вы влюбляетесь в женщину, и она идеальный образ для вас, но как только вы начинаете приближаться к ней поближе, что-то теряется; когда вы вступаете в брак, теряется что-то ещё. Поэтому, чтобы сохранить этот прекрасный образ, лучше держать её подальше. Когда моя дочка влюбляется в кого-то, кто мне не нравится, я ей сразу же говорю: ты должна поехать с ним на каникулы на две недели, и всё будет решено. И всё заканчивается.

– Свой фильм вы назвали «Душка», словом, которое, в общем-то, мало что говорит для европейского уха. Это ориентированность на нашу аудиторию или желание вызвать интерес у европейской публики к русской культуре?

– Да, безусловно, и то, и другое. Кроме того, мне просто нравится звучание этого самого слова.

 

Кадр из фильма «Душка»

 

Кадры из фильма «Душка» (сцена приезда главного героя в гости в Амстердам, первая встреча с хозяином дома, гость представляется, не обращая внимания на то, что его не узнают):

 

– Боб… Душка… Боб… Душка…

 

Единственное слово, которое Боб мог воспринять в том фильме, который он только что увидел. Когда все вокруг ребёночка говорили: «Душка, Душка», это ему было понятно, ничего остального ему понятно не было. Поэтому это было первое, что он смог произнести.

 

Кадр из фильма «Душка»

 

Кадры из фильма «Душка» (люди поют песню, смотрят на новорождённого):

 

– Душка, душка.

 

– Я знаю, что вы, как настоящий художник, не любите объяснять свои глубоко символичные фильмы, но всё-таки, откройте, пожалуйста, секрет, можно ли понимать, что автобус, везущий людей в вашем новом фильме – это такой образ бытия? Просто складывается впечатление, что все пассажиры там символичны. И женщина-роженица, и мужчина с аккордеоном, дети и старики, и, наконец, сам водитель, который и машиной управляет, и роды принимает. Не образ ли он самого Бога?

– Вопрос, в огромном количестве случаев, намного лучший, чем ответ на него. В тоже время это фильм в фильме. И, в конце концов, я бог, который это создал.

– Почему именно герой славянской национальности в исполнении Сергея Маковецкого стал как бы образом души, глубинной сущностью главного героя фильма, голландца Боба?

– В широком смысле образа Душки – это смерть, это большое Ничто. А девушка – это жизнь, это бабочка. И, безусловно, Боб хочет получить девушку, жизнь. Но когда им удаётся соединиться – Бобу и девушке – каждый раз возникает рядом Душка.

 

Кадр из фильма «Душка»

 

Кадры из фильма «Душка». Сцена ночной прогулки Боба, Душки и девушки.

 

– При этом Душка, насколько я понимаю, представляет собой некий символ детской души Боба, и при этом, как вы сказали, является неким Ничто и предвестником смерти. Как соединились в одном персонаже две таких разных темы?

– В драматургии существует неписанная правда, что когда есть два мужских характера, один является эго, а второй – альтер эго. И они играют друг перед другом.

 

Кадр из фильма «Душка»

 

Кадры из фильма «Душка» (Душка дарит Бобу игрушку, она дымится, Боб бросается на Душку):

 

– Сюрприз.

 

В ваших фильмах герои всегда очень мало говорят, зато очень выразительно умеют молчать. Как художник, вы явно не слишком доверяете слову как таковому, считая, что оно убивает искренность. Но ведь при этом слово – это первооснова всего, и способно вместить в себя всё. Возьмём туже поэзию. Как вы понимаете это противоречие?

– Я думаю, что слова, в первую очередь, обращаются к мозгу. Я не люблю обращаться к мозгу. Я считаю, что искусство должно обращаться к сердцу и к душе. И для меня наивысшим видом искусства является музыка, которая к сердцу и к душе обращается. В нашем случае поэзия идёт через мозг в сердце, в душу.

– Поэтому из всех видов искусств, которые впитал кинематограф – а кинематограф впитал в себя несколько видов искусств – именно музыку вы выделяете как первоосновную составляющую?

– Я говорил о музыке как об отдельном виде искусства, как о самом главном. Но в кино, в кино вообще – это кража и ложь. Ты всё время что-то крадёшь. Ты крадёшь часть музыки, ты крадёшь часть изображения, крадёшь часть звука, ты крадёшь часть актёрской игры. В результате ты создаёшь что-то новое.

 

Кадр из фильма «Душка»

 

Кадры из фильма «Душка» (сцена поцелуя Боба и девушки).

 

– Во всех ваших фильмах звучит мотив одиночества. Вот и в новой вашей работе даже русская песня о рябине, звучащая лейтмотивом по всему фильму, эта песня о невозможности любимым быть вместе. При этом вы как-то сказали, что ваши герои должны всегда ощущать расстояние между собой. Не значит ли это, что одиночество в вашем понимании является не только проблемой, но и каким-то необходимым состоянием, чтобы осознать какие-то важные вещи?

– Да, конечно. И что касается этой песни, то на самом деле это песня о двух деревьях, которые не могут дотянуться друг до друга, и могут это сделать только благодаря ветру. Но ветер – это смерть.

 

Кадр из фильма «Душка»

 

Кадры из фильма «Душка». Героиня в заброшенном доме читает Эпилог.

 

– Господин Стеллинг, вы сказали, что следующий свой фильм вы планируете снимать, во многом отталкиваясь от творчества Чехова. Как у вас возник интерес к русской культуре, когда и почему?

– Чехов – это несколько другой вопрос, поскольку Чехов очень популярен в Голландии. Почти во всех театрах можно увидеть чеховские пьесы. И отношение Чехова к жизни в его произведениях, оно очень роднится с голландским мировосприятием. Эта некая отстранённость от того, что ты показываешь. Это ирония по отношению к тому, что ты показываешь. Поэтому как раз Чехов – это не показатель интереса к восточно-европейской культуре.

– Вы часто бываете в России, на Украине не первый раз. Не чувствуете ли вы себя уже наполовину русским человеком?

– Моя проблема заключается в том, что, когда я нахожусь в Голландии, меня тянет очень сильно в Восточную Европу, в Россию и на Украину. Но когда я нахожусь здесь, меня точно так же сильно тянет обратно в Голландию.

– Спасибо вам, для меня большая честь с вами общаться.

– Спасибо.

 

Вот такой он, Йос Стеллинг. Один из самых культовых, независимых и нестандартных режиссёров мирового артхаусного кино. Хотя его, в общем-то, совсем не простые фильмы предназначены не для широкого зрителя, вместе с тем Йос Стеллинг – один из немногих режиссёров, чьи фильмы можно смотреть и понимать даже без перевода. Он настоящий мастер эмоционального диалога без слов. Опираясь, прежде всего, на символику, свет, цвет и музыку, он умеет создать особое поэтическое кино, особую визуальную поэзию, действительно обращённую напрямую к сердцу зрителя. И хотя, как говорит сам режиссёр, все его фильмы об одиночестве, а зачастую о смерти, новый фильм «Душка» не стал исключением. Его финал наполнен светом и надеждой.

 

Кадр из фильма «Душка»

 

Кадры из фильма «Душка». Боб уезжает на автобусе.

 

 

 

5 февраля 2009

 

 

Источник записи видео: сайт одесского телеканала «АТВ» (atv.odessa.ua, прекратил свою работу в октябре 2014 г.).

 

 

 

Йос Стеллинг. Марикен из Ньюмейхен (художественный кинофильм на DVD). Кинокомпания: Parkfilm, 1974 г.   Йос Стеллинг. Элкерлик (художественный кинофильм на DVD). Кинокомпания: Jos Stelling, 1975 г.   Йос Стеллинг. Иллюзионист (художественный кинофильм на DVD). Кинокомпания: Jos Stelling Filmprodukties BV, 1984 г.

 

 

 

Йос Стеллинг. Марикен из Ньюмейхен (художественный кинофильм на DVD). Кинокомпания: Parkfilm, 1974 г.   Йос Стеллинг. Девушка и смерть (художественный кинофильм на DVD). Издательство: ООО Кинокомпания =Авангард=, 2012 г.   Сюзан Сейделман, Мани Каул, Йос Стеллинг. Эротические истории. Том 1 (коллекционное издание художественных кинофильмов на DVD - 1.Голландский мастер, 2.Дверь в облака, 3.Зал ожидания)

 

 

 

258 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 16.04.2024, 13:29 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

кафедра маркетинга и рекламы . https://bettingcafe.ru/bookmakers/
Поддержите «Новую Литературу»!