HTM
Мстить или не мстить?
Читайте в романе Ирины Ногиной
«Май, месть, мистерия, мажоры и миноры»

Роман Оленев

Юрий Богатырёв

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 10 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 23.12.2013
Иллюстрация. Название: «Художник Юрий Богатырёв». Автор: не указан. Источник: http://www.liveinternet.ru/users/4468278/post244224452/

 

 

 

Не так давно говоря об очаровательной Лии Ахеджаковой, мы назвали её взрослым ребёнком. Так вот, сегодняшний наш герой, замечательный актёр Юрий Богатырёв, может быть назван «ребёнком в квадрате», и это при его гигантском росте и действительно богатырском сложении. Актёрскую судьбу Юрия Богатырёва определило почти комическое несоответствие тела гиганта и души ребёнка. Его характер был не то что лишён всякой жёсткости и брутальности. В нём было даже очень много женственности, которая, собственно, и проявилась в выборе первой профессии. Вначале он поступил на ткацкое отделение художественного промышленного училища. Вот эта его детскость, а с другой стороны женственность, да ещё и сочетание с большим ростом и массивной фигурой во многом определяла характер предлагаемых ему ролей. Очень часто это большие недотёпы, которых могут легко обидеть.

 

Кадр из фильма «Родня»

 

Кадры из фильма «Родня»:

 

– Слышь, козёл.

– В каком смысле?

– А в том смысле, у тебя совесть, вообще, есть?

– А… Совесть? Совести нету.

– А… То-то я вижу, что ты ходишь, посвистываешь, картуз потерял – не разыскиваешь!

– Ой, Марья Васильевна, вы знаете, я вот никогда не понимал вот этих ваших образов…

– Ага.

– Да.

– Та-а-ак, значит, тебе, бандюга, и на дочку наплевать, да?

– А вот это слишком серьёзная тема, Марья Васильевна, для сиюминутного разговора. Давайте оставим её как-нибудь на потом. А сейчас просто позвольте мне взять некоторые дорогие для меня вещи.

– А! За дорогими вещами пришёл.

– Не в этом смысле, Марья Васильевна. Дорогие в духовном смысле этого слова.

– А это – умоешься.

– А это в каком смысле?

– А в таком смысле: что когда Нина придёт, тогда и явишься.

– А… То есть, когда коза придёт. Нет, ну Марья Васильевна, поймите меня правильно. Ну, если я, как вы выразились, козёл, то моя жена, она, естественно, коза. Ха-ха-ха-ха-ха. Ой, не могу (получает удар по голове и падает).

 

После этого фрагмента как-то не верится, что Юрий Богатырёв принадлежал к той группе актёров, которые обладают, что называется, «стёртой» внешностью. О них говорят: «актёр без фактуры». На первый взгляд это кажется немного странным, ведь он же совсем не похож на маленького серого человечка. Наоборот, блондин, да ещё и богатырь. Вот, правда, при большом росте он, в самом деле, какой-то аморфный. Но неужели именно таки «без фактуры»? Но, да, это было общее мнение. Ещё в Щукинском училище сокурсники с любовью его называли Пельмень или Бело-розовый. Актёром без фактуры его считал и Никита Михалков, который при этом называл Богатырёва великим русским артистом. Именно Михалков и открыл его для большого кино. Сам ещё будучи студентом, Михалков как-то увидел ещё тоже совсем молодого Богатырёва на одном из спектаклей, подошёл и сказал: «Старик, нам надо работать вместе». И снял его в своей первой, ещё студенческой, дипломной работе.

 

Кадр из фильма «Спокойный день в конце войны»

 

Кадры из фильма «Спокойный день в конце войны»:

 

– Где вы? Хало. Ку-ку (выглядывает в окно, раздаётся выстрел, хватается за голову). А!!!

 

Таким образом, в этом первом фильме Михалкова – первая, совсем крошечная роль в кино и Богатырёва. Роль-то всего на несколько секунд. Ещё и роль немца. Но, пожалуй, главные свойства актёра уже здесь раскрылись. Это удивительная наивность, искренность и открытость. Эти свойства унаследуют все его будущие герои. Даже когда ему доставались абсолютно отрицательные характеры. Как, например, в фильме «Два капитана». Там он играет такого завиду, гадёныша, действующего исподтишка. Но всё равно его герой в своей подлости как то по-своему искренен. У Богатырёва получился образ негодяя, который не только потрясающе убедителен, но ещё и даже как-то по-детски, что ли, наивен в своей ненависти.

 

Кадр из фильма «Два капитана»

 

Кадры из фильма «Два капитана»:

 

– А ну пусти! (Драка).

– Ах, так! Ты меня не убьёшь. Не убьёшь!

– Вот как!

– Ты меня не убьёшь! (поверженный ударом, направляет на противника пистолет).

 

Юрий Богатырёв относился к той части артистов, которые играют людей, не знающих сомнений и рефлексии. То есть, на протяжении всей роли герой не меняется. Если он негодяй, так негодяй. Дурак – так дурак. Если он славный добрый малый в начале фильма, то таким остаётся и в конце. В этом смысле все образы Богатырёва очень цельны. При этом такая цельность характера могла быть проявлена совершенно по-разному. Герой может быть, на первый взгляд, и ничтожным. Но и в этом он будет целен. Главное, что герой не умеет и не хочет меняться. А чтобы при таких строго отчерченных рамках не быть схематичным, а наоборот, убедительным, – это высокий класс для актёра. Быть гармоничным – это тоже большой талант.

 

Кадр из фильма «Объяснение в любви»

 

Кадры из фильма «Объяснение в любви»:

 

– А кем бы ты хотел быть?

– Это серьёзный вопрос, дай подумать. Скорее всего, я хочу быть тем, кто я есть. Но только гораздо лучше.

– Знаешь, я тебя очень люблю Филиппок.

– Правда? Ты даже не представляешь, Васька, как это хорошо.

 

Вот эта рыхлая аморфность и белёсость, видимо, и позволяли говорить, что Богатырёв – актёр без фактуры. Но это отсутствие фактуры и давало ему возможности для убедительных перевоплощений и становилось не диагнозом, а, скорее, даже достоинством. В итоге аморфность Богатырёва позволяла ему быть любым. Вообще, эта так называемая «стёртая» внешность, когда известного актёра могут не узнавать на улице, что часто и бывало с Богатырёвым, с артистической точки зрения – замечательное свойство. Оно даёт возможность актёру, если в нём, конечно, есть чутьё и талант, снимаясь почти без грима, буквально физически меняться в кадре. Именно за это Богатырёва и ценил Михалков. В одном из его фильмов он сыграл практически супермена-чекиста, и это несмотря на свою женственность и мягкость.

 

Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»

 

Кадры из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»:

 

– Сволочь, и ты здесь, ну смотри у меня!

– Это тебе за «сволочь». Золото где?

– Здесь где-то.

– В Чека ваш окопался?

– Наш.

– Фамилия.

– Пошёл вон, хам.

– Это тебе за «хама».

 

Свои лучшие роли Богатырёв, наверно, сыграл именно у Михалкова. И кто знает, может быть, и Михалков снял свои лучшие фильмы как раз с участием Богатырёва. Их тесное сотрудничество и дружба продолжались, пока был жив сам актёр. Он снялся у него в шести фильмах. Это больше, чем любой другой актёр, работавший когда-либо с прославленным режиссёром. И конечно, ролей было бы гораздо больше, если бы не ранний уход из жизни артиста в сорок два года. Например, знаменитая роль генерала Радлова в фильме «Сибирский цирюльник», замысел которого у Михалкова возник ещё в восьмидесятых годах, предназначалась именно для Богатырёва. Михалков, может, как никто понимал, что актёр обладал даром даже не перевоплощения, а воплощения. После супермена-чекиста он мог сыграть абсолютно расслабленного восторженно-придурковатого дворянина.

 

Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»

 

Кадры из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»:

 

– Прошу внимания. Господа! Софья, моя жена, пойдёт завтра в деревню помогать крестьянским матерям. Это… Это так прекрасно. Это начало, господа! Я решил: мы, мужчины, тоже должны. В общем, я решил отдать крестьянам-косцам все свои старые костюмы. До единого. И обувь.

 

Этот образ, который Михалков условно назвал «Глупый Пьер Безухов», как будто специально создан для Богатырёва. Его природная наивность, душевная мягкость и детская беззащитность здесь были доведены актёром до такой степени непосредственности в чувствах, до такой степени ранимости, что это уже граничило с идиотизмом. А именно это как раз и требовалось для данного образа.

 

Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»

 

Кадры из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»:

 

– Мама. Отправьте меня в жёлтый дом. Я сумасшедший. Я всё ещё верю в любовь. В честность, в дружбу. И любой меня побьёт камнями как бешенную собаку, потому что я всем мешаю. Потому что никому решительно не нужно…

– Серёжа! Будет, будет, будет.

 

В общем-то, все образы, созданные Богатырёвым, построены на зашкаливающий эмоциональности и никогда – на интеллектуальной жизни героя. Его талант быть абсолютно открытым в своих эмоциях проявлялся и в особой мимичности лица. Герои Богатырёва как никто умеют жмуриться в сладчайший улыбки, громко зарыдать от обиды, а через мгновение столь же громко заржать от удовольствия. Вот эта эмоциональная открытость, мимичность плюс особый голос, который мог от низкого баритона взмывать к визгливому фальцету, всё это, да ещё и в сочетании с габаритами актёра идеально подходило, чтобы изображать восторженных кретинов.

 

Кадр из фильма «Отпуск в сентябре»

 

Кадры из фильма «Отпуск в сентябре»:

 

– Ха-ха-ха! Слушай, а что это ты всех так называешь, а? Да вот, аликами. Все у тебя алики. Это как понимать, алкоголики, что ли? Ха-ха-ха!

 

Почти во всех сыгранных Богатырёвым ролях удивительная подвижность. И это, опять же, при его большом и как бы бесформенном теле. Видимо, эта выразительная энергичность и, конечно, талант к перевоплощению и позволили Михалкову утвердить Богатырёва на роль прагматичного Штольца. Роль, которая, на первый взгляд, совсем не в стиле Богатырёва. Сам актёр, узнав, что Михалков начинает фильм об Обломове, думал, что ему достанется роль самого Обломова, что, кажется, было бы логичней. Но Михалков в своём фильме как будто специально дал актёрам роли, противоположные их человеческой сути. И Обломова играл в итоге весёлый, заводной Табаков. Утвердив же Богатырёва на роль Штольца, Михалков, видимо, хотел очеловечить прагматичного немца. Сделать Штольца не машиной, а эмоциональным немцем, который просто искренне не понимает, что такое русская душа. И Богатырёв, как всегда, достиг высочайшей убедительности образа.

 

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»

 

Кадры из фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»:

 

– Что?

– Я не поеду.

– Илья, ну что ты, ей-богу, какой? Ты испугался чего-то? Ну это же так просто. Ну я прошу тебя.

– Я не поеду.

– Но это же глупо, в конце концов. Тебя все просят. И я прошу. Для меня, Илья.

– Я не поеду.

– Я помогу тебе. Это так весело и приятно.

– Я не поеду.

– Хех, Илья.

 

Но всё-таки очень показательно, что Богатырёв мечтал сыграть именно Обломова. Его детскость, уютная пухлость и какая-то природная барственность подходили для этой роли. Но Обломова он в кино он так и не сыграл. Зато разного рода мешковатых недотёп было предостаточно. И наверно, именно эти образы всё-таки оказывались ему наиболее близкими. Вот, например, в роли Стасика в фильме «Родня», где он играет растяпу, которого бьёт тёща, жена, ни во что ни ставит дочь, в этой роли он просто купался. И, пожалуй, самый яркий эпизод фильма, когда бесконфликтный и затюканный Стасик, выпив графин коньяка, устроил настоящий бунт через танец. Танец, которому нет названия.

 

Кадр из фильма «Родня»

 

Кадры из фильма «Родня»:

 

– Потише, потише, потише…

– Никогда!

– Потише, Стасик.

– Танцевать, тёща!

 

Эта роль – ещё один пример того, что кого бы ни играл Богатырёв, он всегда наполнял образ потрясающий искренностью и открытостью. Никаких умственных поисков, никаких сомнений, зато сколько эмоций и чувств! И в этих чувствах все его герои очень цельны. Все по-своему гармоничны.

Если говорить о том, в каком из фильмов Богатырёв больше всего похож на самого себя, наверно, это роль в фильме «Объяснение в любви», где он играет слабого мужчину, который трепетно любит сильную женщину. Здесь его и утончённая нежность, и детская мягкость, и способность легко расплакаться.

 

Кадр из фильма «Объяснение в любви»

 

Кадры из фильма «Объяснение в любви»:

 

– Филиппок, проснись.

– Мне хочется плакать.

– Мне тоже.

– Прежде я и не подозревал, что в затасканном слове «счастье» есть какой-то реальный смысл.

– Филиппок, по-моему, ты сочиняешь стихи.

– Да. И не только стихи. А как ты догадалась?

– Сейчас же прочти.

– Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

– Это не твои стихи Филиппок.

– Мои.

– Нет.

– Мои.

– Нет.

 

В целом Юрий Богатырёв не принадлежит не к одному из известных актёрских типов. С одной стороны – мощный, выше всех на голову, шире всех в плечах. А с другой стороны – такой доверчивый, трогательный и ранимый. Удивительное сочетание внутренних и внешних данных давало ему возможность быть любым и не в одной из своих ролей не повториться. Так получилось, что хотя все образы, созданные Богатырёвым, очень цельные, в жизни он не мог совладать с ощущением неполноценности и абсолютной ненужности этому миру. Как настоящий талант, он был окружён людьми, но при этом чувствовал себя бесконечно одиноким человеком и очень страдал от этого. Свой среди чужих, чужой среди своих – это не просто название, пожалуй, самого известного фильма с Юрием Богатырёвым, но, наверно, и лучшее определение наивного и ранимого актёра.

 

Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»

 

Финальные кадры из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих».

 

 

14 февраля 2009

 

Источник записи видео: сайт одесского телеканала «АТВ» (atv.odessa.ua, прекратил свою работу в октябре 2014 г.).

 

 

 

Илья Авербах. Объяснение в любви (художественный кинофильм на DVD). Кинокомпания: Ленфильм, 1977 г.   Никита Михалков. Свой среди чужих, чужой среди своих (художественный кинофильм на DVD). Издательство: Кинокомпания: Мосфильм, 1974 г.   Виталий Мельников. Отпуск в сентябре (художественный кинофильм на DVD). Кинокомпании: Ленфильм Видео, Гостелерадио СССР, 1979 г.

 

 

 

Никита Михалков, Александр Адабашьян, Я. Самулекин. Несколько дней из жизни И. И. Обломова (художественный кинофильм на DVD). Кинокомпания: Мосфильм, 1979 г.   Никита Михалков. Родня (художественный кинофильм на DVD). Кинокомпания: Мосфильм, 1981 г.   Никита Михалков. Неоконченная пьеса для механического пианино (художественный кинофильм на DVD). Кинокомпания: Мосфильм, 1976 г.

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

13.02: Евгений Даниленко. Секретарша (роман)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!