HTM
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2017 г.

Роман Оленев

Терминатор

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 17 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 25.04.2014
Роман Оленев. Терминатор (иллюстрация к стенограмме программы «Стоп-кадр»)

 

 

 

Культовое кино, как известно, это совсем не обязательно кино фестивальное. Знаковым и по-своему даже эпохальным, может стать фильм, который не то что не ориентирован на особо интеллектуальную аудиторию, а понятный даже и ребёнку, любой социальной группе. Кроме того, культовые фильмы, бывает, находятся как бы на границе киноиндустрии с её рыночными законами и стремлением ошарашить зрителя спецэффектами – и киноискусством.

Мне кажется, лучший пример такого фильма – легендарный «Терминатор». И вот сегодня есть хороший повод рассмотреть не только культовую вторую часть, но и все киноверсии. Ну, а начнём, как полагается, по порядку, с первой части, которую, оказывается, библиотека Конгресса США включила в фонд национального достояния страны. Если вы помните, то основные каноны фантастической истории определились уже в «Терминаторе 1»: внешний облик киборга, зловещее металлическое нутро и отчаянные попытки его уничтожения.

 

Кадр из фильма «Терминатор»

 

Кадры из фильма «Терминатор» (сцена одной из финальных схваток на металлургическом предприятии, взрыв Терминатора при помощи гранаты).

 

Вторая же часть уже сама по себе стала настоящим взрывом в кинопроцессе девяностых. И дело не только в том, что она поразила всех невиданными доселе спецэффектами. Фильм в целом, что называется, очень крепко сбит. Он исключительно силён своей стилистикой, атмосферой, его художественный язык вроде бы и прост, но при этом мощный и выразительный. Это и знаменитая музыка металлических ударов Брэда Фиделя[1], и брутальные символы, и, наконец, чёткая ритмика всех сцен.

Спецэффекты лишь усиливают впечатление. Например, в ставшей уже хрестоматийной сцене погони двух Терминаторов на грузовике и мотоцикле никаких спецэффектов нет – лишь комбинированные съёмки. Но благодаря таким эпизодам «Терминатор 2» стал образцом, эталоном экшена в кино.

 

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

 

Кадры из фильма «Терминатор 2: Судный день» (сцена погони грузовика и мотоцикла).

 

Невероятный успех «Терминатора 2» на какое-то время и не предполагал, что кто-нибудь из режиссёров захочет посоревноваться с кэмероновской[2] версией. Фильм был снят так, что, казалось, продолжения уже просто не может быть. Но рыночные законы Голливуда всё же взяли верх, и спустя десять лет режиссёр Джонатан Мостоу[3], опытный в блокбастерах, взялся за продолжение истории. Мостоу славился умением снимать суперзрелищные погони. И действительно, в этой насквозь коммерческой версии, может быть, лучшее, что есть, это гонка-дуэль двух Терминаторов по улицам Лос-Анджелеса.

 

Кадр из фильма «Терминатор 3: Восстание машин»

 

Кадры из фильма «Терминатор 3: Восстание машин» (сцена погони мотоцикла и автокрана).

 

Вся третья часть построена на бесконечных напоминаниях зрителям узнаваемых моментов из второй части, на обыгрывании уже однажды найденных Кэмероном приёмов. Сцена погони тому подтверждением. Но надо сказать, что вообще все фильмы о Терминаторе – это целый набор устойчивых штампов и клише. Некоторые из них со временем вытесняются, но есть и абсолютно незыблемые стандарты, без которых «Терминатор» уже и не «Терминатор».

Одной из ключевых сцен, одним из ключевых канонов стала та самая безумная погоня грузовика и мотоцикла. Для режиссёра уже четвёртой части – Макджи[4] – это было хорошо понятно. Новинкой же в фильме оказалось то, что мотоцикл сам по себе и есть одна из разновидностей роботов будущего.

 

Кадр из фильма «Терминатор: Да придёт спаситель»

 

Кадры из фильма «Терминатор: Да придёт спаситель» (сцена погони мотоцикла и седельного тягача).

 

Но нельзя сказать, что повторение зрелищных приёмов началось только после второй части. Кэмерон тоже цитировал себя самого, только, снимая вторую часть, использовал удачные собственные находки из «Терминатора 1». Одной из них стала самая первая встреча киборга с людьми. Вы заметили, что она обязательно происходит с американскими неформалами и рокерами? Единственно, что во второй части это рокеры-байкеры, а в первой – рокеры-панки. От такого эффектного приёма Кэмерону было, конечно, трудно отказаться. Наглые и неуравновешенные маргиналы давали возможность киборгу размяться, ну и вообще, были отличным фоном, на котором можно увидеть, что Терминатор – мужчина очень серьёзный.

 

Кадр из фильма «Терминатор»

 

Кадры из фильма «Терминатор» (эпизод с одеванием Терминатора):

 

– Ваша одежда. Отдайте её мне. Сейчас же.

– Пошёл ты знаешь куда? (Выхватывают ножи, завязывается драка).

 

Хотя киборг, пусть даже и хороший, просто ни во что не ставит рокеров и всегда их нещадно калечит, для классического шварценеггеровского Терминатора непременными аксессуарами стали мотоцикл, косуха и чёрные очки – одним словом, весь рокерский набор. А между тем, первоначально он задумывался как неприметный и ничем не выделяющийся гражданин.

Но это было бы просто не по-американски, если бы главный герой не стал крутым парнем. Ну а так как в восьмидесятые – начало девяностых драйв и крутизна прочно ассоциировались с рок-культурой, то Кэмерон и сделал Терминатора рокером-байкером. Но, правда, необычным – бесцеремонно обижающим своих крутых коллег по цеху. И этим, кстати, как раз и показывается, что он просто суперкрутой. А безупречно подобранная рок-н-ролльная музыка добавляет нужных эмоций.

 

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

 

Кадры из фильма «Терминатор 2: Судный день» (сцена угона мотоцикла).

 

– Ты не уедешь на чужом мотоцикле, сынок. Так что слезай, пока я тебя не продырявил. Не подходи ко мне, чёрт возьми! (Терминатор отбирает у бармена ружьё, затем очки, затем уезжает под рок-н-ролльную музыку).

 

Кроме встречи с рокерами и байкерами, ещё одной фирменной сценой является посещение Терминатором ночного бара. Это всегда первое место, куда он, ещё абсолютно голый, наносит визит. Причём, в кабаке, как специально, большая часть публики – женщины, пожирающие глазами совершенное тело киборга. Так Терминатор, сам того не подозревая, устраивает бесплатный стриптиз. Этот приём уж точно не могли обойти стороной создатели чисто развлекательной третьей части. Но они пошли дальше, и голый Терминатор на этот раз снимает одежду уже не с рокера, а со стриптизёра. Что ж, весьма символично для фильма, ставшего самопародией.

 

Кадр из фильма «Терминатор 3: Восстание машин»

 

Кадры из фильма «Терминатор 3: Восстание машин» (шествие обнажённого Терминатора по стриптиз-бару в поисках подходящей одежды под всеобщий восторг публики).

 

(В мозгу Терминатора): Неприменимо… Соответствие…

– Сними одежду.

– Потерпи! (танцующий стриптизёр кидает в лицо Терминатору деталь своего гардероба, Терминатор ступает на сцену, публика визжит в экстазе). Постой, мужик, дождись очереди.

– Одежду!

 

Что касается юмора, то в первых двух частях, как вы помните, он тоже есть, но, согласитесь, другой. Как положено – американский, но не подростковый американский. В целом же вся стилистика третьей части совершенно не соответствует кэмероновским версиям. Стиль его картин можно определить как жёсткий, а порой и жестокий. Третья же часть представила роботов, скорее, какими-то игрушками-трансформерами. Их схватки, конечно, зрелищны, но не имеют уже того напряжения и драматизма.

«Плохой» Терминатор в виде гламурненькой блондинки – это не страшно, а, скорее, забавно. Кроме того, блондинка-терминатор привнесла в образ киборга элемент сексуальности. Она, например, одномоментно может увеличить себе грудь перед полицейским в своих корыстных целях. А вот в первых двух частях голое тело Терминатора служит исключительно для того, чтобы показать мощь киборга на фоне породившей его технократичной цивилизации.

 

Кадр из фильма «Терминатор»

 

Кадры из фильма «Терминатор» (вид обнажённого героя, выходящего на свет после прибытия, со спины).

 

Когда Кэмерон в далёком восемьдесят четвёртом году задумал снять фильм, тема киборга, внешне ничем не отличимого от людей, уже давно витала в воздухе. Фильм стал реакцией на развитие науки кибернетики, изучающей процессы управления и передачи информации в машинах и живых организмах. Собственно, ведь само понятие «киборг» родилось отсюда – как сокращение двух слов: «кибернетический организм».

Понятно, что киборг как явление сразу же вошёл в фантастическую литературу. Ещё в семьдесят шестом году Станислав Лем создал образ механического убийцы, использующего для маскировки человеческую плоть – убийцы, не знающего боли, и способного, если надо, себя починить. Заслуга же Кэмерона в том, что он впервые образ киборга перенёс на экран.

 

Кадр из фильма «Терминатор»

 

Кадры из фильма «Терминатор» (сцена, в которой Терминатор ремонтирует свою руку).

 

Как только в сознании людей появилось понятие о роботе, пусть как и очень примитивном, но искусственном интеллекте, учёные, и особенно писатели, стали задаваться вопросом: а не опасен ли он для человеческой цивилизации? Сейчас в это, может, и трудно поверить, но ещё в двадцать первом году двадцатого века Карел Чапек написал роман-антиутопию «Универсальные роботы», где власть над людьми захватывают машины. Ну, а в семидесятые-восьмидесятые же годы, с возникновением термина «киборг», мысль о том, что подавление взбунтовавшейся машины станет главной миссией человека, многим, в том числе Кэмерону, казалась тем более реальной.

 

Кадр из фильма «Терминатор»

 

Кадры из фильма «Терминатор» (сцена уничтожения Терминатора с помощью гидравлического пресса):

 

– Тебе конец, тварь!

 

Считается, что образ Терминатора Кэмерону приснился. Когда он болел лихорадкой, то в бреду увидел человека с красным глазом. Причём, уже тогда, в восемьдесят втором году, Кэмерон планировал сделать робота из жидкого металла, способного менять свою форму. Но в начале восьмидесятых это, конечно, было ещё невозможно, по техническим причинам. И только во второй части появляется жидкометаллический робот, и те метаморфозы, которые происходят с ним, стали настоящей революцией в мире спецэффектов.

 

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

 

Кадры из фильма «Терминатор 2: Судный день» (сцена атаки Терминатора на лифт).

 

Но какими бы не были спецэффекты, они не могут стать главным элементом художественной картины. Они не должны быть показными, как это происходит в фильме «Терминатор 3», в результате чего он моментами больше походит на продвинутую компьютерную игру. В фильмах же Кэмерона все спецэффекты служат исключительно общему – в общем, серьёзному – замыслу.

А вообще же, особый шарм и стиль фильма, как я уже говорил, не в них, а в том, как выстроен каждый кадр, как в картине сочетаются две таких разных вещи: привлекательность, броскость почти рекламной эстетики – и строгая, прямо-таки драматическая напряжённость.

 

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

 

Кадры из фильма «Терминатор 2: Судный день» (эпизод первой встречи лицом к лицу «хорошего» Терминатора и мальчика в коридоре полицейского управления):

 

– Ложись! (Стреляет в появившегося в конце коридора «плохого» Терминатора).

 

Особая стильность «Терминатора 2» в том, как выстроена визуальная концепция фильма в цветовом плане. Базовый цвет картины – холодно-синий. Но не менее важное место занимает красный цвет. Иногда он появляется в фильме фрагментарно, как в случае с растоптанными розами. Но порой выходит на первое место и как бы заливает собой всё пространство кадра, как, например, в сцене ядерного взрыва. И если синий цвет в фильме создаёт ощущение космического холода, страха, то красный – это цвет огня и крови, он символизирует войну, агрессию, вообще, конфликтность.

Чаще всего Кэмерон выстраивает сцены фильма в одном цветовом решении. Но бывает и почти равноправное существование в кадре красного и синего. Через столкновение этих двух цветов режиссёр ещё больше усиливает напряжённость всего действия.

 

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

 

Кадры из фильма «Терминатор 2: Судный день» («плохой» Терминатор в форме полицейского-мотоциклиста подходит к пламени, ярко-жёлтые блики которого отражаются в иссиня-чёрной глубине его солнцезащитных очков).

 

Если говорить о том, в какой цветовой гамме выполнен «Терминатор 3», то это безвкусное использование всех цветов, какие только есть. От такой клоунской пестроты фильма иногда начинает буквально рябить в глазах, как в супермаркете. И одна из сцен ведь в нём так и снята. Супермаркет – это же своего рода символ общества потребления. Вот «Терминатор 3» на такое общество, собственно, и рассчитан. Так внушительный фильм-боевик, фильм-предостережение превратился чуть ли не в комедийную попсу. Соответственно изменился и саундтрек.

 

Кадр из фильма «Терминатор 3: Восстание машин»

 

Кадры из фильма «Терминатор 3: Восстание машин» (Терминатор набирает товары в супермаркете).

 

– Эй! Эй! А платить кто будет?

(Терминатор выбрасывает к лицу продавца свою ладонь).

– Следи за рукой.

(С улицы слышатся звуки, похожие на выстрелы. Терминатор уходит. Звучит музыка с элементами рэпа).

 

После почти позорной развлекательной третьей части вышедший недавно «Терминатор 4» многих порадовал. И это несмотря на то, что в нём нет, казалось бы, главного – Арнольда Шварценеггера. По стилю кино получилось совсем не похожим на предыдущие версии. Оно, скорее, напоминает уже фильм «Матрица». Это сходство можно пронаблюдать и по стилистике, и по видеоряду, и, наконец, просто по тем же самым визуальным эффектам.

Вообще, «Терминатор 4» вобрал в себя многие фильмы. В том числе, фильмы о трансформерах и даже историю о Годзилле, громящем всё на своём пути.

 

Кадр из фильма «Терминатор: Да придёт спаситель»

 

Кадры из фильма «Терминатор: Да придёт спаситель» (сцена атаки робота-великана).

 

Столько взрывов, столько футуристического железа в киберпанковском духе не было ни в одном из предыдущих «Терминаторов». Бойни с машинами занимают приблизительно восемьдесят процентов экранного времени. В фильме масса спецэффектов, и все они выполнены на высочайшем уровне. Но, в сравнении со второй частью, они всё-таки не революционны.

Если же говорить в целом, то фильм очень зрелищный, но вот с содержательной точки зрения он мало что добавляет. В конце концов, режиссёр Макджи находится в плену тех же кэмероновских канонов – жидкий металл, жидкий азот, ну и, конечно, смертельная схватка на вышке литейного завода.

 

Кадр из фильма «Терминатор: Да придёт спаситель»

 

Кадры из фильма «Терминатор: Да придёт спаситель» (сцена замерзания Терминатора»):

 

– Тварь! Живучая тварь! А-а-а!

 

«Терминатор 4» выделяется своей стилистикой. Художник-постановщик фильма, Мартин Лейнг, полностью ушёл от сочных, насыщенных красок. Цветовая палитра здесь выдержана от ржавого до серого и грязно-синего. И такой суровый, мрачный стиль картины, в общем, естественен, так как действие происходит в том самом постапокалиптическом будущем, о котором так много было сказано в предыдущих версиях. Чувствуется, что авторы фильма стремились создать как бы полную противоположность «Терминатора 3», где и близко не было апокалиптической атмосферы и где дружно шагающие в ряд роботы сверкали, как начищенный бампер.

В «Терминаторе 4» нет и намёка на гламур. Зловещая обстановка делает его почти «чернушным». Сами роботы же здесь – это мощные ржавые железяки с потёками масла. В общем, такой своеобразный постапокалиптический реализм.

 

Кадр из фильма «Терминатор: Да придёт спаситель»

 

Кадры из фильма «Терминатор: Да придёт спаситель» (движение камеры по постапокалиптическому пейзажу).

 

В прокат фильм вышел, как известно, под названием «Терминатор 4» с добавкой «Да придёт спаситель». Сам перевод, надо сказать, слишком свободный, так как в оригинале стоит слово Salvation, означающее просто «спасение». Но такая вот отсылка при переводе на спасителя по-своему закономерна, ведь уже классический «Терминатор 2. Судный день» наполнен образами, имеющими библейские параллели.

Скажем, глядя, как Джон Коннор касается пальцами отверстий от пуль на теле киборга, чтобы убедиться, настоящий ли он посланник из будущего, невольно вспоминается евангельский Фома, который влагал пальцы в отверстия ран Спасителя. Если вам такая параллель кажется надуманной или недостаточной, приведу другой пример. Совершенно очевидно, что «плохой» жидкометаллический Терминатор подобен дьяволу, одно из главных свойств которого – способность менять маски и обличия. И уничтожение злого киборга в расплавленном металле этому подтверждением. В «Откровении» говорится, что дьявол будет живым брошен в озеро огня. Ну, или, иными словами, геенну огненную.

 

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

 

Кадры из фильма «Терминатор 2: Судный день» (сцена гибели в расплавленном металле Терминатора, меняющего обличия).

 

Снимая фильм, где отчётливо звучит тема конца света, Кэмерон не мог не отталкиваться, пусть даже и бессознательно, от таинственного, мистического Откровения Иоанна Богослова об Апокалипсисе. Но, конечно же, Кэмерону, как человеку, выросшему в эпоху изобретения атомной бомбы, Судный день представлялся как результат ядерной войны. В фильме, как вы помните, она показана через пророческий сон, который видит Сара Коннор.

Между прочим, по словам самого Кэмерона, некоторые учёные поблагодарили его за эту страшную сцену ядерной атаки. Они посчитали её самым правдоподобным изображением ядерного взрыва, когда-либо показанного в кино.

 

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

 

Кадры из фильма «Терминатор 2: Судный день» (детская площадка, сметаемая ударной волной атомного взрыва).

 

Из всех четырёх «Терминаторов» всё-таки именно вторая часть несёт в себе реальную обеспокоенность за судьбу человечества. Видно, что Кэмерона всерьёз занимают мысли о том, как избежать страшных перспектив развития цивилизации. Ему не всё равно, что происходит с современным обществом. И в фильме есть попытки исследовать внутреннюю природу современного человека. Конечно, несколько это возможно в блокбастере.

Кэмерон задаётся и вопросом о различии между искусственным интеллектом и живыми людьми. Для этого он противопоставляет холодную логику чувствам души, которые объяснить-то как раз нельзя.

 

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

 

Кадры из фильма «Терминатор 2: Судный день»:

 

– Почему вы плачете?

– Люди?

– Да.

– Не знаю. Плачем и всё. Когда больно.

 

Неслучайно, что Кэмерон именно ребёнка ставит в контраст с киборгом. Ведь ребёнку свойственно жить чувствами, а не холодным рассудком. В нём ещё есть чистота и обострённое понимание добра и зла. Поэтому кто как не маленький Джон Коннор лучше всех сумеет научить робота стать человеком. В этом плане Терминатор – это своего рода метафора. Метафора бесчеловечности как результата технократичного развития общества. Но интересно то, что исполнительный, внутренне очень цельный Терминатор становится и выигрышной фигурой на фоне испорченности человеческой и деградации.

 

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

 

Кадры из фильма «Терминатор 2: Судный день»:

 

– Я смотрела на Джона и робота и отчётливо понимала, что Терминатор никогда не оставит, не бросит мальчика, никогда не причинит ему боль, никогда не накричит на него, не изобьёт по пьяни. Никогда не скажет ему «нет времени». Всегда будет рядом. Умрёт, защищая его. Среди всех так называемых отцов и сиделок за последние годы робот стал его настоящим другом. В этом сумасшедшем мире он, наверное, был самым нормальным.

 

В «Терминаторе 4» гуманистический пафос тоже есть. Но создатели фильма, сравнивая робота и человека, напоминая нам о важности сердца, которое делает нас людьми, до самих же зрительских сердец не сумели достучаться так, как это сделал Кэмерон. И это, в общем, неудивительно. Сегодня сама тема противопоставления роботов и людей уже далеко не так актуальна. Сегодня даже история о конце света стала привычной и заезженной.

Поэтому, хотя мы явно обречены на продолжение истории – нам уже пообещали пятую, шестую часть – вряд ли кому-то удастся подняться над «Терминатором 2». Он – особенный. Кэмерон сумел снять суперзрелищный боевик о киборгах так, что в финале фильма зритель действительно сопереживает одному из них не меньше, чем человеку. В конце концов, робот, жертвующий собой, и нужен был Кэмерону, прежде всего, для того чтобы мы сами острее почувствовали себя людьми.

 

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

 

Кадры из фильма «Терминатор 2: Судный день» (гибель Терминатора в расплавленном металле).

 

 

 

27 июня 2009

 

 

 

Источник записи видео: сайт одесского телеканала «АТВ» (atv.odessa.ua, прекратил свою работу в октябре 2014 г.).

 

 

 



 

[1] Брэд Айра Фидель (англ. Brad Ira Fiedel; род. 1951) – американский композитор, писавший музыку для триллеров.

 

[2] Джеймс Фрэнсис Кэмерон (англ. James Francis Cameron, род. 1954) – американский кинорежиссёр.

 

[3] Джонатан Мостоу (англ. Jonathan Mostow; род. 1961) – американский кинорежиссёр.

 

[4] Джозеф Макгинти Никол, псевдоним Макджи (англ. Joseph McGinty Nichol, псевдоним McG, род. 1968) – американский кинорежиссёр и продюсер.

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

20.09: Юрий Гундарев. Консультант (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за май 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2017 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2017 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!