HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Роман Оленев

Не думай про белых обезьян

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 23 минуты | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 26.08.2014
«Не думай про белых обезьян». Постер фильма Юрия Мамина (2008 г.)

 

 

 

Так получается, что все значимые режиссёры нашего времени в своих фильмах, кто как умеет, высказываются по поводу неприятия современного положения дел в обществе. Все они в разной форме, с большей или меньшей художественной силой, но критикуют массовую культуру и современные ценности, главная из которых – личный успех, ну и, конечно, деньги. Но большая часть режиссёров всё же плывёт по течению, обслуживая общество потребления и развлекая зрителя.

Так вот, хотелось бы коснуться сегодня режиссёра Юрия Мамина[1], а вернее, его нового фильма «Не думай про белых обезьян». Уже исходя из такого специфического названия понятно, что основная его аудитория – это продвинутые зрители. Но – не только. Картина Юрия Мамина по-своему представляет собой уникальное киноявление. По форме это буффонадная комедия с элементами чуть ли не клоунады.

То есть во многом она рассчитана как раз, в том числе, и на массового зрителя, должна его развлечь. Но по содержанию это острая сатира на современное общество с его культом денег. Причём, сатира в стихах. Главной мишенью для режиссёра стал молодой и чрезвычайно прыткий бизнесмен, который начинает только свою карьеру и первые шаги – открытие модного ресторанчика на месте заброшенного и затопленного подвала.

 

Кадр из фильма «Не думай про белых обезьян»

 

Кадры из фильма «Не думай про белых обезьян»:

 

– А что было раньше в этом подвале?

– Под винный погреб его сдавали. Ещё при царе.

– О’кей, отлично.

– А после я тут служила лично. Здесь сахар хранили, консервы и крупы.

– А нынче – вода и крысиные трупы. А наводнения здесь бывали?

– А почти каждый год нас тут заливали.

– Да, представляю, как в этом подвале вы в своё время наворовали.

– Зря вы так. Не все воруют.

– Да все! Насосутся – потом жируют.

– Что же, по-вашему, честным людям нет у нас места?

– Ладно, не будем.

 

Главная уникальность этого крайне забавного фильма, конечно же, в его стихотворной форме. Хотя изначально сценарий всё-таки был написан в прозе. Но потом с помощью такого талантливого питерского поэта как Вячеслав Лейкин[2], все диалоги были искусно зарифмованы, отчего фильм сразу приобрёл некую театральность и даже как бы опереточность. Такой эффект усилился ещё и тем, что фильм, помимо весёлой поэзии, просто до отказа заполнен музыкой. Есть в нём и элементы хореографии. Но, конечно, главная находка режиссёра – рифма.

По всей видимости, прежде всего благодаря ей фильм и получил приз на фестивале «Улыбнись, Россия!»[3] за новаторство и оригинальные решения в жанре комедии. По словам самого режиссёра, он почувствовал, что необычность сценария требует и необычной формы, и сделал себе, что называется, дополнительные проблемы, переложив его на стихи. Причём, стихотворный текст написан, да и исполняется так, будто говорящие как бы случайно попадают в рифму, пользуясь обычным повседневным языком. Получилась такая поэзия-просторечие.

Режиссёр специально хотел быть и забавным, и как можно ближе к народу в своей сатире на молодого дельца, для которого пусть хоть весь мир сгорит, но лишь бы осушить этот затопленный подвал для будущего ресторанного бизнеса.

 

Кадр из фильма «Не думай про белых обезьян»

 

Кадры из фильма «Не думай про белых обезьян»:

 

– Примите вызов. Мучной, дом три. Горит чердак. По стене, внутри.

– Понял, едем. Надо бросать.

– Сворачивай шланги, хватит сосать!

– Как это хватит?

– У нас работа.

– А это, братва, не моя, блин, забота. Я вас сюда не задаром позвал. Мне нужен сухой абсолютно подвал! А вы мне поёте о всякой фигне.

– Но там же пожар!

– Там крыша в огне.

– Не-е, это, парни, пустой базар. Я не намерен платить за пожар.

 

Фильм «Не думай про белых обезьян» – по-своему, беспрецедентное кинособытие ещё и в том плане, что впервые в истории съёмок актёры не просто читали весёлые сатирические стихи, что уже, конечно, редкость, но и произносили их на съёмочной площадке исключительно под метроном. И размер стучания метронома был разный. То есть почти каждая сцена имеет свой темп и ритм. Вот так режиссёр, который, кстати, по первому образованию музыкант, чуть не ставший композитором, стремился достичь эффекта музыкального исполнения. Да и сама музыка в фильме не исчезает ни на кадр, ни на секунду.

Герои читают стихи под вальс, фокстрот, танго, джаз, очень много современных обработок классических композиций. Вообще, как признаётся сам режиссёр, фильмы для него – это музыкальные произведения, и выстраивает он их по законам музыки. В данном случае такое понимание дошло до того, что каждая сцена и читалась под метроном. Правда, для некоторых актёров это оказалось проблематично, иногда делали по пятнадцать дублей, но в результате перед нами не фильм, а прямо-таки танец слов – и слов, бывает, из самой, что называется, народной жизни.

Тут вспоминается сценка, когда бойкий предприниматель Вова за сдельную оплату ловко уломал бригаду солдат – красить не забор, а своё детище, тот самый подвал, то есть, будущий ресторан.

 

Кадр из фильма «Не думай про белых обезьян»

 

Кадры из фильма «Не думай про белых обезьян»:

 

– Всё в полном ажуре. Исполнен приказ. Забор весь покрашен, теперь в самый раз.

– Какой «в самый раз»? Могут раком поставить.

– Не ссы, устоим. Разговоры отставить! Отделение, стройся! Собрать инструмент! Подвал где?

– Здесь, рядом. Удачный момент!

– Узнает полковник – всех пустит на фарш.

– Равняйсь! Направо! За мной шагом марш!

 

Пробивная сила предприимчивого Вовы не знает границ как в мелочах, так и в глобальных вопросах. Он готов продавать тухлую, просроченную колбасу населению. Нашёл себе очень выгодную партию – губастенькую куклообразную блондинку, дочь богатого дяди. Собственно, будущий свёкор сексапильной куклой и даёт важный толчок Вовиному развитию – это он дарит ему подвал в центре Питера, чтобы тот превратил его в ресторан. И Вовин свёкор, вызывающий в памяти анекдоты про новых русских, приятно удивлён расторопностью своего зятя.

 

Кадр из фильма «Не думай про белых обезьян»

 

Кадры из фильма «Не думай про белых обезьян»:

 

– Ну, ты молоток! Гигант, право слово! Я верил, что сможешь, но чтоб до такого… При полном раздрае, под жуткие цены – и воду ссосал, и обделал стены. За десятерых один наворочил. Не зря я тебя в бонапарты прочил.

– Нормальное дело! Без шума, без риска.

– Нет, просто находка жених твой, Лариска. Ну без передышки! Учитесь, людишки.

 

Надо сказать, что к заброшенному подвалу, подаренному Вове богатеньким свёкром, прилагается ещё и заброшенный чердак, на котором обитают три убеждённых маргинала. Так вот, наш хваткий Вова хочет и на них нажиться, вернее, их поэксплуатировать задаром, чтобы каждый из них в меру своих талантов потрудился на благо его будущего ресторанчика. Причём, прыткого Вову почти не смутило, что все три маргинала имеют не слишком надёжную страницу в своей биографии. Каждый из них по разным причинам успел побывать в дурдоме. Пожалуй, самым адекватным представителем этой странной компании – и будущей наёмной силой Вовы – можно считать девушку Дашу. Которую, кстати, сыграла дочь режиссёра[4].

 

Кадр из фильма «Не думай про белых обезьян»

 

Кадры из фильма «Не думай про белых обезьян»:

 

– Не беспокойтесь, Вова, мы нормальные. Ну, может быть немного аномальные. Вот он – лечился от алкоголизма. А как там лечат – жуть! Укол да клизма. Сбежал и снова пьёт, как подобает гению. Ху Пунь попал по недоразумению.

– Заметно.

– Дал обет молчания. Но с Богом он говорит и часто, и о многом. А иногда свои нам посылает мысли.

– Понятно. И давно вы здесь зависли?

– Неделю. Даже две.

– Да полторы едва ли.

– Ну вот что. Я кафе здесь делаю в подвале. Так может, среди вас помощников отыщем? Вы мне ударный труд, а я вам – харч с жилищем. И если я пойму, что я среди нормальных, то будет всё о'кей, дождётесь премиальных.

– А ежели не в кайф?

– А будете лениться – я вызову ментов, и здравствуй, психбольница.

 

Не случайно три представителя богемы, у которых не то что напрочь отсутствует коммерческая жилка, но и не всё, скажем так, в порядке с крышей, живут-таки на чердаке, на крыше. Естественно, для режиссёра, утверждающего, что он снимал социальную сатиру, эти смешные маргиналы являются своеобразной забавной гиперболой того, что людям не только творческим, но самобытным и искренним, часто не оказывается места в современном обществе. Мало того, на них ещё, бывает, норовят поездить те, для кого главное – деньги. Но, видите, как весело и непринуждённо говорят об этом авторы фильма.

Алчный предприниматель Вова, желая поиспользовать творческих маргиналов по полной программе, доверил художнику-алкоголику разрисовать все стены подвала – будущего ресторана – богатой едой: разными окороками, фазанами и перепелами. Ну а чтобы необразованный Вова сумел яснее объяснить свой заказ, то есть, в каком стиле он хочет видеть его исполнение, сам художник предложил Вове дать ему некий ориентир на примере великих живописцев. Так Вова впервые в жизни попадает в Эрмитаж.

 

Кадр из фильма «Не думай про белых обезьян»

 

Кадры из фильма «Не думай про белых обезьян»:

 

– А вот то что надо, взгляните сюда! Вот фрукты так фрукты, еда так еда! Ха! Ведь жил паренёк аж в семнадцатом веке, а мазал покруче, чем эти калеки!

– Они небогатыми были, увы. Писали по памяти, из головы.

– С натуры писать – это ж надобны средства.

– Сезанн вспоминал абрикосы из детства.

– А Пабло Пикассо и вовсе был нищий. Продукты писал он с коробок от пищи. Допустим, квадратный пакет с колбасой.

– Да что вы пристали ко мне с Пикассой! Сейчас меня, в общем-то, интересует, как этот вот Сникерс продукты рисует.

– Не Сникерс, а Снейдерс.

– При чём тут фамилия! Здесь главное – с пользой затратить усилия. И хватит трындеть про мазок и фактуры!

– А он, между прочим, писал всё с натуры.

– Понятно. Тогда объявляю заказ. Вот этот цыплёнок…

– Но это бекас!

– Не важно! Вот этот набор для борща, мясцо (но без кости, без даже хряща!), вот эту белужку, омары и фрукты, любые годятся отсюда продукты! Десерт попышней и, конечно, вино. Всё будет закуплено, привезено. Разложите смачно, нарежете сочно. Всё так, как у Сникерса.

– Снейдерса.

– Точно!

 

Свой будущий ресторанчик, ради которого он так старается, Вова планирует назвать пошленьким словосочетанием «Райское местечко». Но всё кончилось тем, что художник-алкоголик, допившись до чёртиков, разрисовал этот райский уголок, зарисовав собственные галлюцинации из белой горячки. Живопись получилась в инфернальном, адском стиле, стиле картин Босха, Брейгеля и Гойи, выдающихся художников-мистиков. Можно себе представить реакцию практичного до мозга костей Вовы на такое исполнение своего бизнес-проекта. Всю концепцию ресторана надо менять.

 

Кадр из фильма «Не думай про белых обезьян»

 

Кадры из фильма «Не думай про белых обезьян»:

 

– Это конец, это крах, никаких сомнений.

– Полный отпад, фантастика, Ген, ты гений!

– Всё побелить! Или нет, наклеить обои!

– Это мотивы Босха, Брейгеля, Гойи!

– Знал же, кретин, не бывает игры без правил! Лучше б я, идиот, вас в дурдом отправил!

– Точно, кретин, раз удачу свою хоронишь. Райским местечком сейчас никого не тронешь. Мог бы понять: на земле не бывает рая! Сопли, пошлятина, бред без конца и края.

– А это не бред?! Ужастик, страшная месть. Да люди здесь будут есть, понимаешь, есть! Им же на это взглянуть – и бегом в сортир!

– Поймите, это будет самый прикольный трактир! Пойдут косяком, ведь клиентам нужен скандал.

– Напрасно я вас в психушку тогда не сдал.

 

Потом, когда на такую экзотику посетители действительно пойдут косяками, деляга Вова сумеет оценить креативный стиль художника-алкоголика. А вообще же можно сказать, что функция талантливых, но абсолютно безбашенных представителей богемы в фильме воспитательная. И, по словам самого режиссёра, в юмористической форме в картине рассматривается, прежде всего, вопрос, что важнее: культура или деньги, искусство или предпринимательство.

В целом этот фильм – весёлая, как я сказал, сатирическая и даже нравоучительная история про молодого бизнесмена, который по-своему очень и не глуп, но малокультурен. На мир смотрит Вова исключительно в категориях прибыли. А чтобы весело заострить его корыстолюбие, низкий культурный уровень, режиссёр и придумал странных героев-антиподов, главный из которых – маргиналка, романтичная маргиналка Даша, которая о деньгах вообще не думает. И противопоставляя героев в фильме, режиссёр руководствуется ещё вольтеровским принципом: «поучая, забавляй».

 

Кадр из фильма «Не думай про белых обезьян»

 

Кадры из фильма «Не думай про белых обезьян»:

 

– Красиво! Тебе никогда не хотелось в матросы?

– Да как-то не думал.

– Просторы, волна, альбатросы… Вот было бы классно куда-нибудь плыть без предела. Эх, жаль, что морская работа – неженское дело.

– Нет, если, конечно, корабль, набитый товаром, и я в нём хозяин, куда-то плыву за наваром, тогда я согласен, что море хорошая штука.

– Продать, наварить, нахимичить… Ужасная скука! Скажи, неужели не хочется эту планету узнать поподробней?

– Возможно. Но времени нету.

 

Временем действия своей забавной рифмованной киносатиры режиссёр выбрал лихие девяностые, когда стремление к обогащению достигло своего пика, и главными ценностями стали деньги и частная собственность. Ну, в принципе, сегодня то же самое, но тогда, пожалуй, это носило особенно откровенно-агрессивную форму. Главный же герой фильма, мечтающий стать олигархом, между прочим, как бы олигарх в зародыше.

Вы, конечно, заметили, что Вова очень напоминает Романа Абрамовича, и особенно он станет на него похож ближе к финалу фильма, когда так же станет преуспевшим и скучающим олигархом. Таким образом, фильм можно даже рассматривать как весёлую и вольную биографию Абрамовича в стихах. Тем более что есть некоторое сходство и в биографических моментах. Известно, что главный российский олигарх начинал свой бизнес очень скромно, с продажи резиновых игрушек. Герой фильма – с работы барменом-официантом. Уже там он освоил главные заповеди бизнеса. В чём в чём, а вот что касается коммерции, у Вовы несомненный талант. Есть замечательный эпизод, когда он вдохновенно даёт, скажем так, мастер-класс по продаже кофе.

 

Кадр из фильма «Не думай про белых обезьян»

 

Кадры из фильма «Не думай про белых обезьян»:

 

– Достали!

– Все с претензиями, с форсом.

– Не кофеем бы их, а хлорофосом.

– Клиент, он прав всегда, без возражений! Без этого не будет достижений в торговом деле нашем никогда. Запомни: посетитель прав всегда. Иначе – никогда не станешь профи. Учись, пока я жив. Отличный кофе! Напиток бодрости, любви, прогресса!

– Мне капучино.

– Мне двойной эспрессо.

– Американо…

– Вкусно и полезно! Ваш капучино.

– Ах, весьма любезно!

– Двойной эспрессо.

– Ох, благодарю.

– Я людям наслаждение дарю!

 

Услужливость жизнелюба Вовы, так же, как и его предприимчивость, не знает границ. Тут следует сказать, что экстравагантная комедия «Не думай про белых обезьян» имеет и дополнительное название – более короткое, не менее необычное. Оно звучит так: «Лицо халдея». А халдей в современном языке – синоним лакейства, вообще услужливого человека с алчными замашками. Так вот, начинающий бизнесмен Вова – это образцовый халдей из наших дней. Когда надо, он угодливый, но так в целом хам и циник, думающий лишь о своей выгоде.

Но почему же всё-таки режиссёр для характеристики «героя нашего времени» выбрал такое необычное, малознакомое слово «халдей»? Всё дело в том, что ещё двадцать лет назад, когда режиссёру, собственно, и пришла в голову идея фильма, на него сильное впечатление произвёл рассказ итальянского писателя Альберто Моравиа[5], который так и назывался – «Лицо халдея». Герой там был ловкий официант, считавший себя ещё и ловким ловеласом, выдававший себя при знакомстве с девушками за артиста. Однажды в общественном транспорте он пристал к двум девушкам, и одна из них уже готова была дать ему свой телефон, но её подружка одёрнула, сказав: «Посмотри на его рожу, это же типичное лицо халдея». Ну, то есть, лакея. Эта фраза стала психотравмой для героя, но с этого момента у него начался процесс работы над собой.

Таким образом, режиссёр не стал отказываться от слова «халдей», и во многом саму историю рассказа повторил. В начале фильма Вову, работающего барменом-официантом на какой-то кинопремьере, одна из девушек – в гротескном фильме Юрия Мамина это переодетый актёр – сама принимает за артиста и просит у него автограф. Ну а дальше – всё, как и в рассказе: страшным диагнозом прозвучат слова: «Да у него же лицо халдея».

 

Кадр из фильма «Не думай про белых обезьян»

 

Кадры из фильма «Не думай про белых обезьян»:

 

– Там будет стрип-шоу «Чека» из Москвы, моторные тёлки!

– Поставьте и вы.

– А что вам поставить?

– Ну, подпись свою.

– Ставь-ставь, не стесняйся!

– Впервые даю!

– А этот зачем?

– Наверное, тоже.

– Что – тоже?

– Артист.

– Посмотри на рожу! Ведь нет ни просвета, лицо халдея, а ты зависаешь на нём, балдея!

 

Именно с того момента, как официанту Вове, ему же будущему олигарху, попали в сердце слова о халдее, то есть, о его лакейской сущности, он не только начинает критически разглядывать себя в зеркале, у него вообще начался процесс внутренней работы над собой. Таким образом, герою по-своему даётся шанс не быть халдеем. Сам режиссёр фильма утверждает, что халдей, став сегодня героем нашего времени, превратился в главную мишень для сатирика. Он считает, что сейчас возникла ситуация, когда этот самый халдей, выросший из, к примеру, официанта в разного рода руководителей, вольготно расположился в стране, распространил свои вкусы на телевидении и в целом стал заправлять массовой культурой, сам понятия о настоящей культуре не имея.

И вот в очень забавной сатирической форме, да ещё стихотворной, режиссёр отслеживает эволюцию сегодняшних хозяев жизни, тех, кто определяет современную ситуацию в обществе. Будущий олигарх Вова, а пока официант, матёрый халдей. Но, как говорится, и у камня есть душа, которая спит. Так и Вова, столкнувшись с тремя маргиналами, во главе которых стоит совсем уж странный Ху Пунь, который только и занят тем, что медитирует на крыше, поначалу думает их поэксплуатировать. Но потихоньку на каком-то этапе проникается их жизнью и уже даже готов осознать в себе недостатки.

 

Кадр из фильма «Не думай про белых обезьян»

 

Кадры из фильма «Не думай про белых обезьян»:

 

– Ху Пунь это класс. Но в чём его понт?

– Он открыл третий глаз.

– Как – третий? Не понял я.

– В каждом из нас незримо присутствует внутренний глаз. И если направить и зренье, и слух в себя, в те глубины, где кроется дух, отринув при этом бытийную прыть, то глаз этот каждому можно открыть. И стать ясновидцем.

– А если по мне – двух глаз человеку хватает вполне.

– Нет, этого мало! Ах, как бы хотела я наш мир ощущать как единое целое, незримое видеть, скользить по лучу…

– Ну ладно. А если я тоже хочу в себе устранить этот страшный изъян?

– Не думай про белых как снег обезьян.

– Не думай про белых – кого? Обезьян?

– Ну да, обезьян. Вон, таких обезьян.

– Ни в мыслях, ни в жизни, ни трезвый, ни пьяный, я с белой не сталкивался обезьяной. А то бы, наверно, и сам побелел.

– Не думай и дальше. Как Будда велел.

 

Вот тут мы уже подошли к основному названию фильма. Назвав его «Не думай про белых обезьян», режиссёр оттолкнулся ещё и от восточной притчи, где молодой человек хотел стать ясновидящим и открыть у себя третий глаз. Для этого он обратился к мудрецу, на что тот действительно ему советует не думать про белых обезьян. Такая притчевая основа фильма оказалась очень удобной. Она позволила режиссёру избегнуть любых претензий по поводу правдоподобия, но и, в общем, добавила свободы в полёте фантазии. Уже с первых кадров режиссёр с помощью анимационной вставки погружает фильм, с одной стороны, в притчево-нравоучительный, а с другой – в очень забавный формат.

 

Кадр из фильма «Не думай про белых обезьян»

 

Кадры из фильма «Не думай про белых обезьян»:

 

– Не третий день вышел старец и, помолчав, у него спросил.

– Что нужно тебе, пришелец?

– Узнать одну из твоих заповедных фраз, дабы познать прошлое, проникнуть в будущее, открыть в себе третий глаз.

– Для этого должен ты победить в себе небольшой изъян: никогда и нигде не думать про белых как снег обезьян.

– Всего лишь? Так просто? Но я никогда и не думал.

– И дальше так поступай. Не думай про них никогда. А теперь ступай.

– И пошёл тот юнец обратно, великой обидой обуян. Но с тех пор он не смог не думать про белых как снег обезьян.

 

Как в восточной притче, так и в забавной рифмованной ленте Юрия Мамина герой, в общем, не знавший проблем, после того как услышал про белых обезьян, тут же лишается спокойствия. И такая атака стаи белых обезьян на сознание становится забавным условием работы над собой. Белые обезьяны оказываются своеобразным толчком к внутреннему развитию, перерождению, неким красивым поэтическим раздражителем для ума. Фраза «Не думай про белых обезьян» станет для психики Вовы вторым ударом – вторым после слов в его адрес о том, что у него лицо халдея. В общем, получается такой двойной удар из не до конца понятных ему, но исключительно сильных слов.

Белые обезьяны начнут являться Вове ночью как наваждение, когда он спит со своей сладенькой куклообразной блондинкой, богатой невестой.

 

Кадр из фильма «Не думай про белых обезьян»

 

Кадры из фильма «Не думай про белых обезьян»:

 

– Вот чёрт! Голова как поганое судно!

– О чём ты?

– О том, что действительно трудно не думать про белых всю ночь обезьян.

– Гм. Вроде бы бредит, а вроде не пьян.

 

Белые обезьяны в стихотворной киносатире призваны отвлекать Вову на нечто высокое, заставляют переключить его внимание с денег на культурные ценности, в целом заглянуть внутрь себя. На образном уровне фильма это проявлено в том, что Вове, после того как он на свою голову услышал про белых обезьян, начинает сниться один и тот же сон. Находясь на крыше, он заглядывает внутрь дома, как бы в глубину своего сознания. Вообще, дом и крыша, особенно крыша, занимают огромное значение в художественном пространстве фильма, она является чуть ли не отдельным персонажем. А кто-то из критиков даже назвал фильм признанием режиссёра в любви к питерским крышам.

Крыша и чердак в этой смешной и аллегорично шифрованной картине выступают особым пространством внутренней свободы, как такая стартовая площадка для отрыва от материальных ценностей. А чтобы аллегория была понятней, выразительнее, вторым важным пространством фильма становится подвал. Где, собственно, предприимчивый Вова и создаёт модный кабак, и где нанятому Вовой художнику являются адские видения с картин Босха и Брейгеля.

Таким образом, все главные действия этой экстравагантной комедии происходят в двух символических плоскостях, и где крыша, соответственно, пространство со знаком плюс. На ней и живут три возвышенно оторванных маргинала, настраивая Вову на духовный лад и обучая отрываться от земли.

 

Кадр из фильма «Не думай про белых обезьян»

 

Кадры из фильма «Не думай про белых обезьян».

 

В своей почти эзотерической фарсовой картине о перевоспитании алчного предпринимателя режиссёр, конечно, всерьёз не думал рассматривать этих оторванных во всех смыслах маргиналов духовными учителями современного общества. И Вова, и маргиналы – это опять же забавная гипербола в сатирической комедии, где речь вообще идёт о двух мирах: обывательски-потребительском и мире высоких чувств, мире культурных ценностей. Ну и о выборе между ними.

У будущего олигарха Вовы наступает момент, когда он оказывается в состоянии выбора, он колеблется, балансирует между этими двумя мирами. И в буффонадной комедии Юрия Мамина, комедии почти с элементами цирковой клоунады и трюкачества, такое балансирование образно выглядит в хождении героя по канату.

 

Кадр из фильма «Не думай про белых обезьян»

 

Кадры из фильма «Не думай про белых обезьян».

 

Причудливым образом говоря о балансировании, о выборе между материальным и духовным, режиссёр иногда, кажется, впадает и в крайности. Ведь даже сам выбор для героя, а значит и зрителя, предлагается ну очень уж жёсткий: либо будь в душе лакеем, то есть думай только о деньгах, либо беги от реальности, жуй травку и медитируй. Ну, конечно, такая преувеличенная в своих крайностях альтернатива связана с выбранной режиссёром гротескно-аллегоричной формой повествования. Но хотя эти аллегории не всем по плечу и не всем по вкусу.

Вот, скажем, бескорыстная маргиналка Даша, которая по замыслу режиссёра является полной противоположностью предпринимателю Вове и олицетворяет собой душевную чистоту, почему-то постоянно под тем или иным предлогом в фильме оказывается голой. К чему бы это? А вот режиссёр таким образом и хочет показать её внутреннюю свободу, открытость и эту самую чистоту, как у ребёнка, который ещё не стыдится своей наготы.

Но, конечно, кульминацией смелых аллегорий режиссёра в разговоре на тему душевного просветления предпринимателя станет открытие у него третьего глаза в том месте, о котором в приличном обществе не говорят. Понятно, что подобный художественный приём и в целом такое несоответствие формы и содержания кем-то может быть прочитано как то, что режиссёр, осуждая пошлость, сам впадает в пошлость.

Поэтому этот очень необычный фильм, конечно, на любителя. Но в целом он, несомненно, со знаком «плюс». Он о том, что материальное благополучие и счастье – вещи всё же разные, что искреннюю любовь за деньги не купишь, настоящую дружбу и чувство прекрасного, соответственно, тоже.

Вот и в финале: официанту Вове, уже таки ставшему олигархом, почему-то невесело в окружении свёкра и бывших знакомых братков, а теперь уже партнёров по бизнесу. Вова грустит. Он снова думает о белых обезьянах. И в этом есть некая надежда.

 

Кадр из фильма «Не думай про белых обезьян»

 

Кадры из фильма «Не думай про белых обезьян»:

 

– Поверьте, у фортов крутые перспективы. Владимир, я ведь прав, форты на пользу благу? Да что же он молчит?

– Затрахали беднягу! (Смеются).

 

Ну и напоследок, для большего понимания фильма хотелось бы привести любопытные слова самого режиссёра. Он говорит, что своей картиной хотел не только позабавить зрителя, но, оказывается, ещё и испортить ему настроение. Тут режиссёр, комментируя фильм, даже вспоминает пышные жёсткие слова Лермонтова:

«О, как мне хочется смутить весёлость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью».

Вот такие дела. В общем, режиссёр очень нестандартным способом решил приоторвать общество потребления от земной плоскости и напомнить ему, что всегда были и будут ещё и такие вещи, как высокие душевные порывы, муки, но в то же время и счастье творческой жизни.

 

Кадр из фильма «Не думай про белых обезьян»

 

Кадры из фильма «Не думай про белых обезьян» (звучит песня):

 

– Видишь свет в самом верхнем окне?

Это автор безумных симфоний.

На бумаге мечты он хоронит,

Но и днём ему отдыха нет.

 

И потешается над нами восход,

И издевается над нами луна,

И кто-то нам даёт ещё один год,

И снова кровь нам будет портить весна.

 

Что же ты в эту ночь потерял

Сны, что больше тебе не приснятся?

Снова будешь ты с кем-то встречаться.

Снова ты умереть опоздал.

 

И потешается над нами восход,

И издевается над нами луна,

И кто-то нам даёт ещё один год,

И снова кровь нам будет портить весна.

 

 

 

05 декабря 2009

 

 

 

Источник записи видео: сайт одесского телеканала «АТВ» (atv.odessa.ua, прекратил свою работу в октябре 2014 г.).

 

 

 



 

[1] Юрий Борисович Мамин (род. 1946) – русский режиссёр театра и кино, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (прим. ред.).

 

[2] Вячеслав Абрамович Лейкин (род. 1937) — русский поэт и киносценарист (прим. ред.).

 

[3] Ежегодный кинофестиваль музыкальных и комедийных фильмов, проводится в Астраханской области (прим. ред.).

 

[4] Катерина Юрьевна Ксеньева (род. 1975) – русская актриса, певица, композитор и журналист (прим. ред.).

 

[5] Альберто Моравиа (1907–1990) – итальянский писатель, новеллист и журналист (прим. ред.).

 

 

 

508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Актуальные букмекерские конторы для профессионалов для ставок на спорт
Поддержите «Новую Литературу»!