HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2017 г.

Роман Оленев

Марк Трэвис

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 10 минут | Цитата | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за июнь 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2015 года

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.06.2015
Марк Трэвис. Портрет с сайта: https://www.facebook.com/MarkWTravis

 

 

 

Критикуя Голливуд за то, что это некий отлаженный механизм или конвейер по производству попкорнового кино, мы часто как-то забываем, что там создаются и очень достойные фильмы, и что за Голливудом стоит серьёзнейшая школа профессионалов. И вот с одним из таких профи американского кино нам довелось пообщаться. Зовут его Марк Трэвис. И помимо того, что он режиссёр, он ещё и опытнейший педагог, чьи книги входят в обязательную программу обучения большинства мировых киношкол. В общем, о кино и кинопроизводстве Марк Трэвис знает многое.

 

Роман Оленев: Господин Трэвис, вам, конечно, известно, что у нас на Украине хоть и проходит такой масштабный кинофестиваль[1], по сути, пока что у нас нет собственной национальной киноиндустрии. Каковы ваши рекомендации по реанимации украинского кинематографа, и как вы считаете, является ли успех кинофестиваля в стране залогом успеха её кинопроизводства в будущем?

 

Марк Трэвис: Прежде всего, я полагаю, что проведение подобного фестиваля повышает интерес как международный, так и внутриукраинский – интерес к созданию фильмов, улучшению их качества и повышению количества украинских фильмов. По существу вам ещё предстоит многое сделать. Во-первых, обеспечить больше тренингов для украинских режиссёров, возможности их обучения у зарубежных профессионалов. Во-вторых, предоставить больше возможностей для съёмок, а именно оборудования, финансирования и продюсирования.

 

Роман Оленев: Господин Трэвис, у нас довольно необычное общество: наш зритель в большинстве своём американизирован, и в то же время у нас очень любят ругать американское кино. Вы, как педагог «Школы Голливуда» в Киеве[2], сталкиваетесь ли с такими противоречивыми настроениями?

 

Марк Трэвис: Очень, очень часто, особенно в Европе, я сталкиваюсь со студентами, относящимися к антиамериканским режиссёрам, людьми, которые говорят, что не хотят снимать американское кино. Они хотят снимать немецкое кино, норвежское кино. И мой ответ им – американский вариант создания фильмов явно очень успешен. Это не значит, что вы должны снимать именно так, но вы должны понимать это, понимать, как мы делаем кино, и потом снимать собственное. Не отвергайте процесс, не поняв его сперва.

 

Роман Оленев: Господин Трэвис, живя на Украине, работая в Киеве, вы сами смотрите то американское кино, которое показывают в наших кинотеатрах?

 

Марк Трэвис: Я смотрю много фильмов, которые вы называете блокбастерами. Это не значит, что я их люблю. Просто я смотрю их. Я знаю, что в американской киноиндустрии существует определённая философия создания фильма, с которой я не согласен, которая мне не по душе. Она состоит в создании большого блокбастера типа «Трансформеров», который принесёт кучу денег – по мне это нехорошее кино, но это хороший бизнес. Они зарабатывают много денег. Но это не то кино, которое мне нравится создавать. Я смотрю его. Я также смотрю маленькие независимые фильмы, которые вы называете «артхаус». Вот это – то, что мне нравится создавать.

 

Роман Оленев: Один из ваших студентов на сайте голливудской Школы в Киеве написал с восторгом, что вы даёте голливудский метод, после которого начинаешь работать не интуитивно, а по схемам. Как вы считаете, этот студент правильно усвоил ваш курс обучения?

 

Марк Трэвис: Я говорю: да. Я считаю, при съёмке фильма со сложным сюжетом снимать его в упрощённом варианте из-за того, что сюжет слишком запутан и зритель не сможет проследить за последовательностью – что, скорее всего, и произойдёт – такая картина провалится. Для этого я разработал определённые шаги, позволяющие создавать фильм в строгой логической последовательности. Это помогает избежать катастрофы, провала и достичь определённой цельности. В этих шагах я учу полной свободе, интуитивности процесса, полной органичности работы в пределах очень чётко спроектированной структуры.

 

Роман Оленев: Одним из ваших учеников, оказывается, является сам Роберт Де Ниро. Интересно, какие были, может быть, сложности с ним в обучении, и что, собственно, приходилось преодолевать в работе с ним?

 

Марк Трэвис: Прежде всего, Роберт Де Ниро – не «один из моих учеников». Роберт Де Ниро участвовал в нескольких фильмах, режиссёр которых был моим клиентом, работал по моей схеме. А Роберт Де Ниро бы актёром, с которым они работали.

 

Роман Оленев: Читая отзывы студентов о вашем преподавании в «Школе Голливуда» на Украине, я понял, что ваши лекции имеют что-то общее с уроками психологии по преодолению страха. Считаете ли вы, что, может быть, главное препятствие в раскрытии таланта – это как раз страх? Это касается не только актёрского мастерства, где, действительно, страх, очевидно, мешает, но и режиссуры тоже.

 

Марк Трэвис: В очень широком смысле – да, преодоление страхов. Я думаю, все мы, включая меня, боремся со своими страхами – страхом провала, страхом непринятия, страхом, что что-то пойдёт не так. У актёров – другие страхи: страхи ошибок, двойственности понимания сюжетов. Я считаю, огромная часть режиссуры – это не просто режиссирование фильма, это работа с каждым человеком и помощь в достижении им лучшего результата. В том числе, и преодоление страхов.

 

Роман Оленев: Вы преподаёте не только на Украине, а в самых разных странах. И, что важно, преподаёте целый комплекс дисциплин. Это и режиссура, и актёрское мастерство, и, насколько я знаю, обучение написанию сценария. Скажите, где, в каких странах вы замечаете наибольший потенциал у студентов, другими словами, от каких стран ожидать всплеска новых идей для развития мирового кинематографа?

 

Марк Трэвис: Ха-ха-ха! Я расскажу вам интересную вещь. В процессе работы по всему миру и общения со многими разными учениками – труднее всего работать с учениками из Лос-Анджелеса. Чем дальше я от Лос-Анджелеса, тем лучше ученики. Сейчас я в одиннадцати часовых поясах от Лос-Анджелеса, и это почти самая дальняя точка. Это не значит, что здешние ученики – лучшие режиссёры. Это означает, что они лучшие ученики. По моему опыту, чем больше я удаляюсь, тем более открытыми становятся ученики, тем больше стремятся учиться и меньше спеси, самонадеянности, меньше стен они ставят перед собой. Теперь о всплеске. Вы говорите о всплеске, который мог бы случиться здесь? Это возможно. Потому что то, что я вижу здесь, на Украине, происходит благодаря фестивалю и благодаря энтузиазму к созданию кино. Кажется, что всё здорово. Но в то же время – никаких мастер-классов, никакого опыта, порой никакого оборудования, ничего. Так что потенциал беден. Это как дамба, сдерживающая воду. Всё остаётся за ней. Если мы сможем принести на Украину – а я хочу быть одним из тех, кто это сделает, и могу привести других людей – мы принесём одну из лучших школ и мировой опыт в эту страну, которая хочет создавать кино. Сейчас идёт борьба за это. Если нам удастся, появится потенциал для огромного всплеска, о котором вы говорите.

 

Роман Оленев: Есть известное явление на сегодняшний день: если двадцать лет назад в принципе было почти невозможно увидеть режиссёра, который бы не имел специального кинематографического образования, то есть сегодня это, в общем, вполне обычная вещь. Вы считаете в целом эту ситуацию полезной для развития кинематографа как такового?

 

Марк Трэвис: Это очень положительная тенденция, если я правильно понял вопрос. Большей частью приходится сталкиваться с технологиями при создании кино. Во-первых, это техника – камеры, свет, звук. А теперь каждый может взять камеру – как ваши камеры здесь – и снимать кино, создать фильм за один день. Просто можно снять кино за один день. И есть много режиссёров, которые возьмут камеру, несколько актёров и снимут очень хороший фильм. У них нет опыта, но они сделают хорошее кино. Есть также много режиссёров без опыта, которые снимут очень плохое кино. И теперь у нас много плохих фильмов тоже. Но это нормально, это не проблема, это случается. Это как вы приходите в книжный магазин, а там слишком много книг, и большинство из них – не очень. Сейчас слишком много фильмов. Большинство из них – не очень. Но если режиссёр инстинктивно снимает хорошее кино, это означает, что у него хорошие способности рассказчика. И большая часть моих тренингов и тренингов других людей посвящена тому, чтобы научить режиссёров лучше рассказывать истории. Вовсе не сложно изучить камеру. Но очень сложно научить рассказывать хорошие истории.

 

Роман Оленев: Да, это такое общее мнение сегодня, что сценарная некая даже катастрофа наступила в мировом кино. В связи с этим вопрос: в каком из направлений вашей педагогической деятельности вы чувствуете наибольшую отдачу от студентов? Может быть, в преподавании актёрского мастерства, в режиссуре или в написании сценариев? И как, может быть, меняется это ваше ощущение отдачи от студентов с течением времени? Может быть, раньше вы больше были довольны студентами по актёрскому мастерству, а сегодня, допустим, те, кто учится на режиссёра, вас больше радуют?

 

Марк Трэвис: Я думаю, всё зависит от силы учеников. Я не заметил особых сдвигов. Что касается меня, я заметил, что благодаря легкодоступным технологиям теперь меньше внимания уделяется написанию сценария. Так что, я считаю, нам следует акцентировать внимание на том, что мы делаем на самом деле. Мы пытаемся рассказывать истории. Это всё, что мы пытаемся делать. А теперь мы пытаемся рассказывать истории посредством кино. Но, прежде всего, – история.

 

Роман Оленев: И позвольте самый последний вопрос. Мне очень интересно ваше мнение относительно победы в этом году на «Оскаре». Я говорю о фильме «Король говорит!»[3]. Как вы считаете: то, что в Америке, в Голливуде сейчас внимание явно направляется не только к супергероям, но и к слабым героям, героям, которые несут в себе некую слабинку. С чем это связано?

 

Марк Трэвис: Правда, вы считаете, что есть перемены? Красота по-американски – та же тема: слабый человек пытается превозмочь свою слабость и найти свою собственную силу. Можно также вспомнить «Сумасшедшее сердце», фильм Джефа Бриджиса[4]. Алкоголик, разрушающий себя певец, пытающийся добиться успеха. В независимых фильмах (мы называем их независимыми, вы – артхаусными) это обычное явление. В блокбастерах это вообще не тема. Там есть мощный мачо-супергерой.

 

Роман Оленев: Огромное вам спасибо. Мне было очень интересно с вами общаться. К сожалению, время моё вышло. Спасибо большое за общение.

 

Марк Трэвис: Спасибо.

 

 

 

30 июля 2011

 

 

 

Источник записи видео: сайт одесского телеканала «АТВ» (atv.odessa.ua, прекратил свою работу в октябре 2014 г.).

 

 

 

 



 

[1] Второй Одесский международный кинофестиваль 2011 года (прим. ред.).

 

[2] http://www.hollywood-school.com/ (прим. ред.).

 

[3] «Король говорит!» (англ. The King’s Speech) – художественный фильм 2010 г. режиссёра Тома Хупера по сценарию Дэвида Сайдлера в жанре исторической трагикомедии об избавлении короля Великобритании Георга VI от заикания с помощью логопеда Лайонела Лога (прим. ред.).

 

[4] «Сумасшедшее сердце» (англ. Crazy Heart) – драматический фильм 2009 г. американского режиссёра Скотта Купера по одноимённому роману Томаса Кобба. Продюсеры: Эрик Бреннер, Джефф Бриджес и Ти-Боун Бёрнэт (прим. ред.).

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июнь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение июня 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

10.10: Григорий Гуркин. Каталог художественных работ

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за август 2017 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!