HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2017 г.

Русская миссия

Попытка прочтения фильма «Монах и бес»

Обсудить

Статья

 

Купить в журнале за октябрь 2016 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года

 

На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 30.10.2016
Иллюстрация. Кадр из фильма «Монах и бес» (режиссёр – Николай Досталь). Источник: http://newlit.ru/

 

 

 

«Русское государство обладает тем преимуществом перед другими, что оно управляется непосредственно самим Богом, иначе невозможно понять, как оно существует»

(Христофор Миних).

 

 

Пожалуй, нет более благодатного времени для искусства кино (и не только), чем времена переустройства общества. Ни тебе раздумий и выдумывания сюжетов, ни поиска типажей и исполнителей главных ролей: бери не хочу. Всё на поверхности, главное успеть раньше других. Одна незадача: нет денег не только у исполнителей, готовых вкалывать за кусок хлеба, но пусто и у всех тех, которые должны выдать конечный продукт. Вот поэтому-то перестройки практически не выдают шедевров, а всё более-менее интересное появляется несколько позже, когда и сюжеты успокоятся, и типажи притихнут, да и исполнители растолстеют.

А если не согласны, тогда предлагаю проверить и посмотреть на простую вещь: когда появились все эти громкие «бригады», «бумеры» и прочие «жмурки», повествующие о событиях конца 20-го века? Ответ: появились в веке 21-ом, когда настоящие прототипы уже выписались из нашего грешного мира и обзавелись гранитными персональными плитами. Вот такой парадокс.

На этом парадоксы не заканчиваются. После перестройки начинаются пресловутые благополучные времена, когда сюжеты есть, но они сокрыты толстым слоем означенного благополучия. В общем, если коротко: деньги есть, сюжетов нет. Однако парадокс совсем не в этом, а в том, что наступает время для настоящих мастеров, способных выуживать сюжеты вечные и создавать шедевры на века, то есть, классику. Здесь главное – успеть, пока есть бюджеты и не наступила следующая перестройка с поджидающими в засадах горящими отвлекающими сюжетами, выпуклыми типажами и голодными артистами. Бег по кругу, да и только.

 

Но и на этом парадоксы продолжаются. И главный парадокс в том, что шедевры на века, то есть, классика, появляются много-много позже, а то и совсем не появляются. Классика – это не потому, что автор так решил, и даже не потому, что я так решил, это потому, что время так решило.

Строго говоря, из всех видов искусств кино самое молодое, отсюда и классических произведений, сравнимых с прочими видами, проверенными иногда многими веками, не может быть по определению. Что, однако, никак не умаляет уже признанные ленты, а также возможность появления таковых в будущем. В том числе даже из тех лент, которые уже вышли и первоначально не вызвали никакой особенной реакции, либо вызвали, но реакцию отрицательную.

Например, такую, как после выхода на экран фильма «Монах и бес».

 

Так уж случилось, что в жизни мне никогда не приходилось писать рецензий. С канонами жанра не знаком и лишь подозреваю об их наличии и необходимости соблюдения, посему в заглавии термин этот употреблять не стал. Тем не менее, прежде чем «взяться за перо», решил сначала познакомиться с творчеством маститых профессионалов жанра, дабы не сильно ударить в грязь лицом. Отыскав без труда несколько рецензий, понял для себя три вещи:

 

  1. Канонов никаких нет, их заменяет витиеватость изложения;
  2.  

  3. Никто из рецензентов, независимо от маститости, не понял в фильме ровным счётом ничего;
  4.  

  5. Моё прочтение фильма точно не совпадает с тем, что наличествует в сети, следовательно, имею право…
  6.  

Впрочем, обо всём по порядку.

Для начала, в качестве иллюстрации, приведу шесть рецензий, найденных мной в популярных (а значит, читаемых) сетевых изданиях:

«Лайф», Егор Беликов:

https://life.ru/t/культура/900431/monakh_i_bies_pravoslavnaia_fantastika,

«Вести FM», Антон Долин:

http://radiovesti.ru/article/show/article_id/200028,

«Кино-Театр», Анна Кузьмина:

http://www.kino-teatr.ru/kino/art/pr/4486/,

«Новый Взгляд», Вадим Богданов:

http://www.newlookmedia.ru/?p=50994,

«Люмьер», Софья Скалдина:

http://www.lumiere-mag.ru/monax-i-bes-recenziya/,

«Котонавты», Иван Афанасьев:

http://meownauts.com/monah-i-bes-review/.

Советую просмотреть, но если поленитесь, мало потеряете. Стилистические изыски не заменят суть, умещающуюся в сетованиях на отсутствие компьютерной графики и причитаниях об опасности клерикализации общества, а также о зря потраченных деньгах налогоплательщиков (фильм создан при поддержке Министерства культуры РФ). Есть и другие перлы, например, о комедийности (трагикомедийности), непоследовательности и противоречивости авторов, перечислять которые не менее скучно, ибо примитивно и поверхностно.

 

Между тем фильм я посмотрел уже три раза подряд и каждый раз ловил себя на новом прочтении, что всегда привык истолковывать как наличие в произведении глубоко сокрытых и неоднозначных явлений. Сознательно опускаю тему игры актёров, как маститых, так и совсем молодых, ибо кроме «великолепно», сказать более нечего. В результате нескольких просмотров у меня выкристаллизовалось своё понимание задумки авторов, характеризующее их (сценарий – Юрий Арабов, режиссура – Николай Досталь) как мастеров высочайшего уровня, достойных быть в ряду зарождающейся классики российского кинематографа постсоветской России. Более того, в короткой ленте, повествующей о периоде начала 19-го века, уместились мысли обо всей, такой же неоднозначной истории России, как до описываемого периода времён Пушкина и Николая I, так и по настоящее время.

На мой взгляд, в фильме выпукло представлены две пересекающиеся линии:

 

  1. Одержимость человека навязчивыми идеями, называемыми либо искушениями, либо, с точки зрения церкви, бесами.
  2.  

  3. Путь России как страны контрастов, стоящей на вечном распутье между Востоком и Западом, между добром и злом.

 

Должен сказать, для меня давно является неоспоримым фактом, что многие люди действительно являются прибежищем бесовщины, и что, на самом деле, не имеет прямого отношения к религии. Обычный дуализм добра и зла, сопровождающий человека всю его жизнь. Как происходит изгнание бесов, наглядно и действительно правдиво показано в фильме «Остров», и могу сказать, что в жизни подобные проявления встречаются на каждом шагу, надо только уметь их видеть и правильно распознавать. В фильме «Монах и бес» показано не только другое прочтение процесса освобождения от беса, но и совсем иной взгляд на проявление данного феномена. Взгляд, максимально приближенный к нашим современным внутрироссийским метаниям. Бес, сначала явившийся в келью к игумену в образе неизвестного архимандрита, предлагающего извлекать «гешефт» из всего окружающего мира, а затем постоянно искушающий главного героя предложениями возвысить корысть и ненависть в идеал, крайне недвусмысленно ставит знак равенства между Западом и бесовщиной, прямо заявляя: «Содомиты мертвы, но дело их живёт».

Однако самое интересное сокрыто в образе императора, который тяготится своей верховной властью и находится на жёстком распутье: то ли России нужны дороги, то ли дороги её погубят. Разумеется, дороги в данном случае лишь образ, не имеющий отношения к настоящему выбору, который предстоит сделать самодержцу. Выбору, окончательно сделанному только после общения с бесом. Выбору, погубившему в конце концов самодержавие и предначертавшему весь дальнейший путь Российской империи, погибшей в пучине либеральных (читай, бесовских) реформ, что неожиданно жёстко подтвердило мои мысли из статьи «Зачем России самодержавие?».

 

 

*   *   *

 

Не знаю доподлинно, есть ли на свете высшие силы, не желающие замечать всю эту перестроечную и постперестроечную суету с очередями за бюджетами и кассовыми сборами. Силы, вдыхающие авторское вдохновение по своему выбору и далее ничего для себя не требующие. Знаю лишь, что не претендую даже на малую толику истины в последней инстанции. А «who is who», как всегда, покажет его величество время. Во всяком случае, готовых формул на все времена здесь не было, нет и вряд ли будут, а самый точный прогноз сегодня могут дать только орёл и решка.

В общем, сколько людей, столько и мнений. Могу лишь посоветовать: никогда не читать никаких рецензий. Без исключения. В том числе и эту.

Впрочем, есть и более радикальное решение: «перед прочтением сжечь» (А. и Б. Стругацкие).

 

 

 

Автор и ведущий рубрики «Русская миссия» – Александр Дубровский

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению октября 2016 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

23.04: Сколько стоит человек. Иудство в исторической науке, или Почему российские учёные так влюблены в Августа Шлёцера (статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


Уже собрано на:

08.05: Сергей Жуковский. Дембельский аккорд (рассказ)

05.05: Дмитрий Зуев. Хорей (рассказ)

01.05: Виктор Сбитнев. Звезда и смерть Саньки Смыкова (повесть)

30.04: Роман Рязанов. Бочонок сакэ (рассказ)

29.04: Йордан Йовков. Другой мир (рассказ, перевод с болгарского Николая Божикова)

27.04: Владимир Соколов. Записки провинциального редактора. 2008 год с переходом на 2009 (документальная повесть)

25.04: Бранислав Янкович. Соловей-пташка (рассказ, перевод с сербского Анны Смутной)

22.04: Александр Левковский. Девушка моей мечты (рассказ)

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за март 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2017 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!