HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Александр Сапир

Цепь времён. От Авраама до Моисея.

Обсудить

Статья

На чтение потребуется 18 минут | Цитата | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за май 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за май 2015 года

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 22.05.2015
Иллюстрация. Название: «Борьба Иакова с ангелом» (1855). Автор: Гюстав Доре. Источник: http://allpainters.ru/dore-gjustav/8288-borba-iakova-s-angelom-gyustav-  dore.html

 

 

 

Вопросы временных локализаций библейских событий всегда были в центре внимания исследователей Библии.

При каком фараоне Иаков с сыновьями переселился в Египет, когда произошло закабаление евреев, наконец, кто был «фараон Исхода» и в достаточной ли мере обоснована традиционная дата Исхода (1312 г. до н. э.) – по всем этим вопросам до сих пор идут споры; нет и, возможно, никогда не будет единого мнения.

Чтобы распутать клубок противоречивых данных, автор нарисовал два графика (в данной статье не показаны). Первый – с временным масштабом десять лет, второй – пятьдесят лет. Первый охватывает временной отрезок египетского Нового царства от 15 до 12 веков. Второй – существенно более длительный период: от 23 до 10 веков. На графиках выше временной шкалы автор нанёс общепринятую хронологию египетских фараонов, ниже шкалы – всё то, что имеет отношение к библейским событиям. Такой подход позволил визуализировать временные связи между событиями и тем самым облегчить анализ весьма противоречивых данных. Заметим, что ниже все даты соответствуют временам до н. э., и мы не будем всякий раз отмечать это.

 

 

 

Два Исхода

 

 

Согласно 1 Кн. Царств 6:1, Исход случился за 480 лет до закладки Храма царя Соломона в Иерусалиме. Согласно археологическим данным, строительство Храма началось в 960-970 гг., что даёт дату Исхода – 1440 г. Время это приходится на правление фараона Тутмоса III, одного из величайших фараонов Др. Египта, прославившегося своими завоеваниями. Вместе с тем мы замечаем, что эта дата удивительно точно совпадает с временем самого грандиозного природного катаклизма Древнего мира – последним извержением вулкана на о. Санторини (совр. название). Согласно современным исследованиям, на острове было несколько мощных извержений, носивших взрывной характер. Установлены времена двух последних – 1630 г. и 1450 г.

Сила извержения 1450 г. была столь велика, что привела к полному упадку процветавшей до тех пор минойской цивилизации Крита и последующему завоеванию острова ахейскими племенами. Бедствия, поразившие Египет в виде библейских «Казней Египетских», чрезвычайно напоминают последствия сильнейшего природного катаклизма, что, как мы видим, имеет под собой реальное основание.

 

Известно, что согласно египетским хроникам, приблизительно через пятьдесят лет после этих событий, начиная с 14 века, в Ханаан проникают отряды семитического происхождения, именуемые «хабиру», которые до этого упоминаются крайне редко. Они захватывают территории ханаанских царьков и всячески пытаются укрепиться на них. Ханаане в своих донесениях умоляют египтян оказать им помощь в изгнании этих захватчиков. Если Исход совершился в 1450 г., логично предположить, что рассеявшиеся по всему региону беглецы постепенно собирались в отряды и пытались проникнуть в Ханаан, следовательно, их мы можем идентифицировать, как «хабиру». Таким образом, есть несколько сильных аргументов, которые указывают на 1450 г. как дату Исхода.

Вместе с тем другие данные входят в противоречие с этой датой. Согласно археологическим данным, разрушение и смена культуры в Ханаане от более развитой, ханаанской, к семитической, преимущественно, скотоводческой, произошло, начиная с середины 13 века, где то в годах 1250–1180. По-видимому, в эти десятилетия «сыны Израиля» воевали не только с ханаанами, но и с египтянами, приходившими в помощь к ним. Об этом свидетельствует «стелла Мернептаха», 1217 г., на которой сказано, что «Израиль повержен и семени его нет в Ханаане». А следовательно, к этому времени Исход уже состоялся.

Необходимо также учесть, что, согласно библейскому тексту, прошло около сорока лет между собственно Исходом из Египта и началом вторжения в Ханаан. Таким образом, в совокупности эти данные делают наиболее вероятным дату исхода в пределах временного интервала от 1350 г. до 1250 г.

 

Учтём также следующее соображение более общего характера. Согласно гипотезе З. Фрейда, учение Моисея тесно связано с монотеистической религией времён правления фараона Эхнатона (1351–1334). Эта гипотеза подтверждается многими исследователями, сопоставлявшими дошедшие до нас сакральные тексты времён Эхнатона с библейскими текстами близкого по смыслу содержания. (См., например, М. И. Зильберман. Моисей. Гл. 3. Учение Эхнатона и Ветхий Завет). Там же прослеживается параллель между Моисеем и знатным вельможей времён Эхнатона, Аамесом.

После смерти Эхнатона приверженцы новой религии подверглись гонениям, и последующие фараоны полностью возвратились к традиционным для Египта верованиям. Логично предположить, что библейские события, связанные с личностью Моисея – убийство им египтянина и бегство из Египта – отражают именно эти события: гонения на Моисея как приверженца монотеизма и человека, близкого к фараону-реформатору, Эхнатону. Учитывая, что ко времени Исхода Моисею уже было около 80 лет, и не менее сорока лет он провёл в пустыне после бегства из Египта, получаем, что Исход мог совершиться не ранее 1300 года. Таким образом, временной интервал сужается приблизительно от 1300 года до 1250 года.

Действительно, согласно устной традиции год Исхода – 1312 г. Известный историк Дубнов предполагал год Исхода – 1250 г. Обе даты хорошо согласуются с указанным интервалом.

 

Для дальнейших уточнений обратимся к личности Моисея. Рассмотрим отрезок длиной 120 лет, соответствующий продолжительности его жизни. Первая часть жизни, до сорока лет – знатный сановник при дворе фараона. Вторая, от сорока до восьмидесяти – беглец в пустыне. В восемьдесят – возвращение в Египет, встречи с фараоном и Исход из Египта. Третья, от восьмидесяти до ста двадцати – скитания по пустыням. Он умирает в возрасте ста двадцати лет, после чего его последователь Иисус Навин начинает вторжение в Ханаан.

Теперь попытаемся наложить отрезок жизни Моисея на временную ось таким образом, чтобы получить наилучшее приближение ко всем перечисленным факторам.

Из рассмотрения различных вариантов следует, что наиболее приемлемая дата исхода – 1291 год, время непродолжительного правления фараона Рамсеса Первого (1292–1291). В этом варианте детство Моисея приходится на период правления Аменхотепа Третьего, зрелые годы – на правление его сына, Эхнатона, бегство – на правление сына (или зятя) Эхнатона, Тутанхатона ( 1333–1323), при котором фиванские жрецы восстановили свои позиции и начались гонения на последователей монотеизма. Вторжение в Ханаан в этом случае началось в 1251 году, что хорошо соответствует началу разрушений в Ханаане, подтверждаемых археологическими раскопками. Эта дата наиболее удачно вписывается как в данные археологии и «Стеллы Мернептаха», так и гипотезы о близости учения Моисея и реформ Эхнатона.

В библейском тексте говорится, что Исход произошёл после смерти фараона, правившего длительное время. Если «фараон Исхода» – Раамсес Первый, то ему предшествовал фараон Хоремхеб, царствовавший 27 лет. Чрезвычайно жёсткий правитель, полностью искоренивший все остатки монотеизма и окончательно восстановивший традиционные египетские верования. Вполне вероятно, что именно на его правление пришёлся период наиболее тяжёлого угнетения евреев Египта. Можно предположить, что их традиционные верования, основанные на авраамическом монотеизме, явились одной из составляющих монотеизма Эхнатона. Поэтому крушение Эхнатона привело и к усилению негативного отношения к евреям в целом как носителям отверженной религии. Заметим, что, судя по событиям, описанным в Библии, этот авраамический монотеизм евреев совмещался и с чисто языческими верованиями в тельца-ваала («золотого тельца»).

 

Если наши рассуждения верны, то фраза Исх. 2-23 «И было, спустя много времени, умер царь Египта, и застонали сыны Израиля от работы, и возопили...» отражает период времени после смерти фараона-реформатора Эхнатона, когда резко усилился гнёт по отношению к «сынам Израиля» и достиг своего апогея во времена Хоремхеба. Таким образом, вполне логично предположить, что смерть Хоремхеба явилась именно тем моментом, когда Моисей (под внушением Превышнего или без оного) решил возвратиться в Египет.

Известно, Раамсес Первый стал фараоном в пожилом возрасте. Всю жизнь он верой и правдой служил Хоремхебу и ко времени его смерти стал его первым военачальником и его преемником.

При чтении библейского текста возникает вопрос: каким образом Моисей, возвратившийся после десятилетий скитаний в пустыне, так легко добился аудиенции фараона. Ответ может быть лишь один – они были людьми одного поколения и, по-видимому, хорошо знали друг друга в молодые годы. Более того, возможно, оба они входили в круг приближённых Эхнатона. Именно по этой причине Моисей пытался убедить его отпустить еврейский народ, дабы в другом месте продолжить великое дело Эхнатона.

 

Итак, мы приходим к двум датам Исхода. Одна дата – 1450 г., Вторая – 1291 г. Ни одну из них мы не можем отбросить, не поступившись фактами. Поэтому остаётся принять обе даты. Другими словами, принять гипотезу о двух Исходах. Первый – 1450 г., связанный со стихийными бедствиями, обрушившимися на Египет после вулканической катастрофы на о. Санторини. Назовём его «Первый Исход». И второй – 1291 год. Он-то и есть Исход, описанный в Библии, c наложением на него смутных воспоминаний о бедствиях, постигших Египет во времена Первого Исхода в виде «Казней Египетских». Назовём этот Исход «Библейский Исход».

Тот факт, что «Казни Египетские» отражают бедствия времён Первого Исхода, не исключает наличие стихийных бедствий либо очередного «мора» и во времена второго, Библейского Исхода. Известно, что Египет время от времени и достаточно часто поражали невзгоды – засухи, обмеление Нила, налёты саранчи, голод, опустошительные эпидемии. Вполне вероятно, что правление Рамсеса Первого пришлось как раз на такой период. Во всяком случае, одна из «казней» напоминает эпидемию чумы – «возникло воспаление, образующее нарывы на коже людей и животных...». В условиях паники и хаоса возникло стремление уйти в пустыню и молить Бога о спасении. Этим устремлением и мог воспользоваться Моисей для реализации своих целей.

Довольно часто высказывается мнение, что «фараон Исхода» – Мернептах (1212–1202), унаследовавший трон после смерти Рамсеса Второго. При этом ссылаются на города «запасов» Питом и Раамсес, упоминаемые в Библии, а также на дошедшую до нас переписку времен Рамсеса Второго, в которой говорится о необходимости кормить рабов «апу». Значит, к этому времени эти рабы-семиты ещё пребывали в Египте, и их вполне могли использовать при строительстве городов.

 

На наш взгляд, наличие этих рабов во времена Рамсеса Второго можно объяснить следующим образом. Во-первых, тем, что далеко не все евреи ушли из Египта с Моисеем. Они могли находиться на работах или проживали в далёких городах Верхнего Египта, либо не пожелали уходить в силу своего привилегированного статуса («надсмотрщики»). Во-вторых, «стелла Мернептаха» (1217 года) свидетельствует о сражениях во многих частях Ханаана, в которых «Израиль» потерпел поражение. Естественным итогом этих поражений был увод части пленных обратно в Египет.

Какова была судьба этой части еврейского населения, нам неизвестно. Через короткое время Египет подвергся нападению «племён моря» и, возможно, в этих условиях они ушли в Ханаан либо растворились среди пришельцев.

 

 

 

Глубь веков. Гиксосы

 

 

В течение двух столетий (1700–1500 г.г., так называемый «второй переходной период» между Средним царством и Новым царством) Египтом правили гиксосы – «цари-пастухи». Их правление завершилось поражением и изгнанием из страны во времена фараона Яхмоса Первого (1550–1525). Яхмос взял штурмом столицу гиксосов, Аварис, после чего уцелевшие гиксосы бежали в города Ханаана. Война с ними велась ещё длительное время и окончилась полным поражением гиксосов.

Давно установлено, что гиксосы являлись семитическим племенем (или союзом племён), этнически и лингвистически близких израильским племенам. Римский историк И. Флавий, вслед за египтяниным Манефоном, жрецом, проживавшим за три столетия до Флавия, вообще предполагал, что евреи и гиксосы принадлежат одному народу и вместе покинули Египет во времена Яхмоса Первого.

Вполне вероятно, что вместе с гиксосами бежала и часть еврейского населения, возвышенного гиксосами до уровня знати. Недаром тот же Манефон считал, что евреи (по его мнению, они же гиксосы) длительное время «владычествовали» над Египтом и были изгнаны Яхмосом Первым.

Каких-либо следов гиксосов и бежавших с ними евреев после их изгнания из Египта и окончательного разгрома в Ханаане мы не находим. Оставшаяся же в Египте основная часть еврейского населения была окончательно низведена победителями в положение рабов. Такова была месть египтян за сотрудничество евреев с оккупантами-гиксосами. Таким образом, с разгромом и бегством гиксосов закончился благополучный период пребывания евреев в Египте и начался период рабства.

 

 

 

Время патриархов

 

 

Согласно Исх. 12:40, пребывание евреев в Египте длилось 430 лет («Времени же пребывания сынов Израиля в Египте – четыреста тридцать лет…»). Как мы уже говорили, согласно библейскому тексту, датой Исхода является 1440 год (за 480 лет до закладки Храма царя Соломона). Поэтому будем отталкиваться именно от этой даты. Мы именуем её «Первым Исходом». Тогда получаем, что переселение дома Иакова-Израиля в Египет имело место при фараоне Аменемхете Третьем (середина 19-го столетия). В таком случае, время патриархов – 1950–1850 г. г., а время перемещения Авраама из Ура в Харран и далее в Ханаан – 2000–1950 г. г.

Известный учёный и писатель Айзек Азимов в своей книге «Ближний Восток», анализируя библейский текст и сличая библейские имена и наименования городов с данными археологии, приходит к выводу: «время Авраама» – середина 20-го столетия, время упадка Шумера и вторжения племён аморреев. Цитируем его:

«В это последнее столетие существования Шумера, примерно около 2000 г. до н. э., близость угасания стала очевидной. Падение империи, голод, эламская оккупация были смертельными ударами. Многие предприимчивые люди из Ура чувствовали, вероятно, что великий некогда город не имеет будущего, и отправлялись в путешествия в поисках лучшей судьбы».

Именно таким «путешествием» и был уход дома Тераха из Ура в Харран и далее его сына, Абрама, в Ханаан. «И Терах взял Абрама, сына своего, и внука своего Лота, сына Гарана и Сару, невестку свою, жену сына своего Абрама, и вышли вместе из Ур-Касдима, чтобы идти в землю Ханаанскую, и дошли они до Харрана и поселились там» (Быт. 11:31). Позже, в Ханаане, Абрам по велению Бога сменил имя на Авраам и стал предком израильтян, исмаильтян и многих других народов этого региона.

 

Мы отталкивались от библейской цифры «430 лет плена» и получили результат, хорошо согласующийся с научными данными. Однако в раввинистической традиции имеется и другая цифра – 210 лет египетского плена (иногда говорят – рабства). Если предположить, что имеется в виду весь период пребывания евреев в Египте, то, очевидно, он слишком мал. Ведь пришло в Египет всего 70 человек, а ушёл целый народ.

Поэтому будем считать, что все же 210 лет покрывает интервал времени, в протяжении которого евреи находились на положении именно рабов. Этот интервал времени начался, как мы уже писали, с изгнанием гиксосов Яхмосом Первым (1550–1525). Через два столетия мы приходим к началу 14-ого столетия (1340–1310 годам). Выше путём наложения мы определили наиболее вероятную дату Библейского Исхода как 1291 год. Традиционная (раввинистическая) дата Исхода – 1312 год. Как видим, вполне удовлетворительное совпадение. Таким образом, интервал времени 210 лет – это именно время нахождения евреев в рабстве, начиная от изгнания гиксосов и кончая Библейским Исходом.

Таким образом, мы получили непрерывную «цепь времён», начиная от Ура и кончая закладкой Храма Соломона. Причём библейские данные вполне приемлемо согласуются с данными исторического характера.

 

Обратимся теперь к личности фараона Аменемхета Третьего, во времена которого, как мы предполагаем, Иаков-Израиль «спустился» в Египет. Согласно Книге Бытие, евреи переселились в Египет вслед за Иосифом, ставшим в виду своих исключительных способностей первым министром египетского фараона и фактическим правителем Египта. Иосиф помог своему отцу Иакову со всем своим родом (67 человек) переселиться в Египет и поселиться в земле Гессем (Гошен) (Быт. 47).

Исследователь М. Зильберман пишет («Гиксосы и их потомки»):

«Согласно мифологии Танаха, в диаспоре, среди сынов Евера-Авраама, нашёлся человек (Иосиф), проявивший себя в Египте как прекрасный организатор, умный и дальновидный хозяйственник, ставший другом и незаменимым помощником, вещим советником фараона-устроителя Аменемхета III. Возможно, этот Иосиф был инициатором и непосредственным руководителем большинства работ фараона. Известен древний (длиной 322 км) канал (91, с. 241) под названием «Бахр Юсуф» («Канал Иосифа»), расположенный в 129 км к югу от Каира.

Фараон воздал этому гениальному человеку при жизни и после смерти по заслугам: царь наделил его (Иосифа) неограниченными полномочиями (вручил царскую печать и золотую цепь со своей шеи) и окружил поистине царскими почестями; а после смерти – поместил мумию этого азиата (небывалый случай) в царскую усыпальницу-пирамиду.

Еврейская традиция подтверждает легенду: «И набальзамировали его, и положили в ковчег в Египте» (Быт. 50.26). Археологами в Файюме у Хавара были обнаружены две царские пирамиды (81, с. 159), принадлежащие Аменемхету III, – случай уникальный, ибо каждый фараон строил себе для погребения только одну усыпальницу. Одна из пирамид Хавара (со стороной основания 100 м и высотой ок. 58 м) имела вход не с западной стороны, как обычно принято по похоронным канонам египтян, а с южной. В погребальной камере пирамиды, затопленной грунтовыми водами, обнаружено два рядом стоящих саркофага (пирамида разграблена в древности), что также не присуще египетской похоронной практике, но согласуется с обычаями древних евреев: умершая жена должна лежать рядом со своим мужем (например, как в Махпела)».

Добавим к этому, что предшественник Аменемхета Третьего, Аменемхет Второй, был отравлен, что напоминает известный библейский эпизод о виночерпии, которого обвиняли в покушении на жизнь фараона. Нам лишь остаётся идентифицировать библейского Иосифа с этим всесильным вельможей при фараоне Аменемхете Третьем.

 

Итак, подведём итоги.

1. Начало пребывания евреев в Египте (время Иосифа) приходится на правление фараона Аменемхета Третьего. Это время совпадает с началом первой волны проникновения в Египет семитов-гиксосов («мирная волна»).

2. Период благополучного проживания в Египте заканчивается с изгнанием гиксосов в середине 16-го столетия при фараоне Яхмосе Первом. С этого времени оставшиеся в Египте евреи оказываются на положении рабов.

3. Период рабства длится около двух столетий, что соответствует раввинистической традиции – «210 лет рабства». Он начинается с изгнания гиксосов и завершается Исходом 13-го столетия («Библейский Исход»).

4. В середине 15-го столетия (1450–1440 г) извержение на о. Санторини приводит к катастрофическим последствиям, лёгшим в основу описания «Казней Египетских». В этих экстремальных условиях часть рабов ушла из Египта. Это – «Первый Исход». На эту дату указывают библейские «480 лет до закладки Храма Соломона».

5. Библейские 430 лет пребывания евреев в Египте соответствуют периоду от времени Иосифа (Аменемхет Третий) до Первого Исхода.

6. Наиболее вероятное время Библейского Исхода, связанного с именем Моисея – 1291 год. Эта дата наиболее предпочтительна с точки зрения археологических данных, «стеллы Мернептаха», гипотезы о близости Моисея и Эхнатона.

7. Для части народа пребывание в Египте закончилось раньше (возможно, по племенному признаку) – Первым Исходом. Поэтому возникла цифра – «480 лет до закладки Храма». Она соответствуют Первому Исходу.

8. Можно предположить, что у горы Синай произошло воссоединение разъединённого народа в единое целое. И это воссоединение было освящено именем Бога.

9. Результатом этого объединения было распределение главенствующих ролей. Вождём всего народа Израиля признан Моисей, первосвященником – его брат Аарон и первым помощником и преемником на роль вождя – Иисус Навин из племени Ефрема. Последний впервые упоминается в связи с битвой с амелеками, случившейся незадолго до прибытия к горе Синай. Вероятно, он представлял часть народа (или те племена), которые ушли из Египта ранее и прибыли к горе Синай на общий сбор всего народа.

10. Таким образом удалось проследить всю «цепь времён», начиная от Авраама (2000–1950 г.), Патриархов (1950–1850 г.), уход в Египет во времена фараона Аменемхета Третьего (1850), благополучный период, который совпадает со временем правления гиксосов, и период рабства, начиная от изгнания гиксосов (1550) и кончая Библейским Исходом (1291).

В целом же, как полагает автор, его исследование ещё раз подтвердило известный тезис – «Библия правдива». Никаких принципиальных различий между научными данными и данными Библии, как мы видим, не существует. Библейские события естественным образом выстраиваются на временной оси и органично коррелируют с египетскими хрониками.

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за май 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение мая 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

267 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 19.03.2024, 09:27 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов

06.03.2024
Журнал Ваш вызывает искреннее уважение. Оригинальный, стильный, со вкусом оформленный, имеюший своё лицо. От души желаю Вам удачи, процветания, новых успехов!
Владимир Спектор

22.02.2024
С удовольствием просмотрел январский журнал. Очень понравились графические работы.
Александр Краснопольский



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Печать футболок со своим принтом: фотопечать на футболках печать.
Поддержите «Новую Литературу»!