HTM
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2017 г.

Иван Штольц

Litruk

Обсудить

Рассказ

Опубликовано редактором: Ирина Кулюхина, 23.04.2013
Иллюстрация. Название: «Happiness Intelligence». Автор: не указан. Источник: http://undermyumbrella.tumblr.com/page/2

 

 

 

«Каждый из нас ответственен за те чувства, которые испытывает, и обвинять в этом другого мы не имеем права…» –  «книжный» статус из соцсетей.

 

 

– Здравия желаем, товарищ литрук! – хором выкрикнул класс.

– Присаживайтесь, товарищи, присаживайтесь.

Мужчина лет сорока, с аккуратной бородкой и в очках, жестом поприветствовал юношей, и, пройдя к учительскому столу, поставил большой коричневый чемодан. Он задумчиво посмотрел на доску, затем на чемодан, а затем на класс.

– Командир отделения, проведите перекличку, – вежливо сказал он и открыл свой чемодан.

– Есть! – бодро отозвался смуглый юноша в форме. – Куликов!

– Я!

– Макаренко!

– Я!

– Бездетных!

– Я!

Тем временем учитель начал подготовку к уроку. Он достал из своего чемодана две стопки книг, аккуратно перетянутых ремнём, плакат, журнал и тонкую металлическую указку. Бегло осмотрев стены в поисках подходящего места, он нашёл кривой гвоздь, торчащий над самой доской. «Ага», – пробубнил он себе под нос, нащупывая бечёвку, которая должна была держать плакат.

 

Перекличка закончилась, и командир отделения, уже несколько раз доложивший преподавателю о том, что все на месте, стоял в замешательстве, вопросительно оглядываясь на товарищей. Но литрук не торопился начинать занятие. Сказать по правде, он забыл, что находится в классе. Его больше занимал плакат, который он только что повесил на импровизированный держатель. График, изображённый на плакате, будто бы детская горка, начинался где-то в верхнем левом углу, а потом плавно упирался в нижний правый.

– Ах да, да, – встрепенулся он, поймав вопросительный взгляд смуглого командира. – Садитесь, благодарю. Ну что же, товарищи-господа. Приветствую вас на курсе литературной критики. Зовут меня Фёдор Максимович Дифиевский, я буду вести этот курс на протяжении всего вашего обучения здесь. И сегодня у нас вводное занятие, так что не советую засыпать, хотя и будет скучно. И первый, да и чего греха таить, главный вопрос нашего курса звучит следующим образом: «Для чего нужна литература и нужна ли она вообще?». Кто-нибудь сможет ответить мне на этот вопрос?

Весь класс тут же поднял руки, сгорая от желания проявить эрудицию. Фёдор Максимович указал на одного из курсантов за первой партой, и тот чётко и громко выпалил:

– Литература – это язва на теле общества! Её разлагающие влияние погрузило мир в пучину деградации!

– Ну что ж вы так, молодой человек, – растеряно сказал литрук. – Вы конечно правы, но отчасти. Как и в любом сложном вопросе здесь есть несколько моментов. Если бы всё было так плохо, как вы сказали, то я бы давно потерял работу, а вы изучали бы не мой курс, а правила безопасности при использовании огнемёта. Хм… двести тридцать три градуса Цельсия – температура горения вот такого томика, чтоб вы знали, – он расстегнул ремни и достал небольшую книжку. – Так, что тут у нас написано? Ага. Вот, возьмите, – он передал книгу отвечавшему ранее юноше. – Откройте на сорок восьмой странице и прочтите несколько первых строк про себя. Ни в коем случае не вслух.

 

Юноша опасливо взял книгу в руки и недоверчиво начал листать в поисках указанной страницы. Найдя и прочитав первый абзац, он перевёл взгляд на учителя.

– А теперь своими словами скажите то, что прочли.

– Задача состоит не в том, чтобы обременять свою память определённым количеством книг. Надо добиваться того, чтобы в рамках общего мировоззрения мозаика книг находила себе соответствующее место в умственном багаже человека и помогала ему укреплять и расширять своё миросо… созерцание. В ином случае в голове читателя получается только хаос. Механическое чтение оказывается совершенно бесполезным. Такой читатель иногда самым серьёзным образом считает себя «образованным», воображает, что он хорошо узнал жизнь, что он обогатился знаниями… – быстро, как заученное стихотворение, цитировал ученик.

– У вас великолепная память, молодой человек! И какие отличные слова. Отличные и опасные. Но не смущайтесь, – успокоил его литрук видя, как юноша покраснел. – Дело не в вас, а в человеке, который написал эти слова. Его борьба оставила глубокий шрам на теле мировой истории… Но я не об этом. Что вы почувствовали? Вы задумывались о чём-нибудь, когда читали? Вы согласны с тем, что прочли? Я уверен, что согласны, хоть и не осознали до конца. А дело всё в том, товарищи, – учитель с важным видом расхаживал по кабинету, – что читатель в таких случаях сталкивается с интеллектом, превосходящим его собственный. Интеллект писателя способен подавлять читательский, заполнять в нём пустоты, выдавая свои идеи за идеи читателя. Понимаете? И чем беднее интеллект, тем легче его захватить.

 

Фёдор Максимович подошёл к своему столу и с помощью указки начал разъяснять изображенный на плакате график:

– Перед вами «линия ума». Как вы можете видеть, в нашем веке произошёл резкий спад умственных способностей у среднестатистического гражданина, что повлекло за собой катастрофические последствия. Краткий экскурс в историю: зафиксировав первые симптомы «отупления» населения, государство предприняло попытку урегулировать положение, введя в школьную программу массу новых авторов и книг. На фоне общего подъёма книгопечатания развернулась рекламная компания, агитировавшая читать книги, становиться умнее. Между тем пропасть между интеллектуальным и «глупеющим» населением продолжала и продолжает расти. Вот здесь мы и подходим к нашей основной проблеме, которую вам, будущим Цензорам, предстоит решать.

Учитель отложил указку и снял очки. Лицо его стало серьёзным, как будто бы каменно-твёрдым и напряжённым, а глаза внимательно рассматривали каждого курсанта. Он взял несколько книг и начал поочерёдно показывать их классу:

– Большинство книг созданы для развлечения. Не неся в себе никакой ценности, они просто развлекают читателя, заполняют досуг. Это относится и к классике и к современной литературе. Есть отдельный класс книг – серьёзный научно-философский Труд, который претендует на раскрытие объективных истин, который способен помочь читателю осознать своё субъективное существование. Такой Труд может скрываться под маской художественной литературы, но его выдаст глубина анализа поднятой проблемы, разбор её на мелкие составляющие и последующий вывод. А есть мусор, товарищи, хорошо написанный художественный мусор, который писатель выдает за этот самый научно-философский Труд. Читатель каждый день сталкивается с подобным мусором в книжных магазинах. Его привлекает яркая обложка, многочисленные похвальные рецензии крупных журналов, слухи на работе и в школе, которые как один утверждают, что в этом мусоре глубокий смысл. И читатель ведется на этот маркетинговый трюк, покупает, запоминает, цитирует.

 

Литрук сделал небольшую передышку. На него вновь нахлынули эмоции, и он подошёл к окну, долго вглядываясь в свинцовое зимнее небо.

– Позиция писателя же в этом бардаке такова: всевозможными уловками заманить читателя, завладеть его разумом, дабы продать побольше, обогатиться. Сам того не понимая, писатель пропагандирует хаос, навязывает свою, чисто субъективную точку зрения. Вместо того, что бы стать «певцом пустоты» или «философствующим художником», он разжевывает для читателя мелочи, скармливает ему заведомо искаженное знание в красивой обертке. Читатель уже никогда не сможет здраво оценить реальность после прочтения подобных книг. А вы должны. Вам предстоит каждый день сталкиваться с подобным. Будь то классическая литература или новомодный автор. Вы солдаты и ваш фронт здесь, – он поднял раскрытую книгу. – На фундаменте из знаний вы выстроите своё мнение, которое не должно иметь прорех. Вот тогда вы выступите против автора, тогда вы сможете оценить истинную ценность произведения. Оценить, вступив в интеллектуальный поединок на страницах произведения, оспаривая каждое утверждение, каждое слово, ибо в споре рождается истина. Благодарю за внимание и жду вас на следующем занятии.

 

 

 

______________________________

 

От редакции:

 

Ещё Шопенгауэр (согласно Л. Н. Толстому, «Круг чтения») утверждал, что девять десятых существующих книг – мусор, не только недостойный внимания мыслящего человека, но и нравственно опасный. Согласны ли вы с тем, что отсутствие цензуры обостряет проблему всеобщей деградации? Проголосовать!

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

23.07: Вера Панченко. Живой пульс поэзии (статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за май 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2017 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2017 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!