HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 г.

Игорь Солнцев

Неизвестный Цой

Обсудить

Статья

Опубликовано редактором: Карина Романова, 18.09.2009
Иллюстрация. Автор: Andrey aka. Название: "Виктору Цою Посвящается". Источник: http://www.photosight.ru/photos/1597553/

 

 

 

Песни Цоя и «КИНО» я любил всегда. Написал эту фразу и поймал себя на мысли, что это то же самое, что и нацарапанные на заборе или написанные мелом на стене подъезда фразы типа «Цой – жив», «Цой – forever ». Ну и замечательно! Главное, чтобы искренне и от души. И чем проще, тем лучше.

Когда я задумал написать эту статью, то достал с полок несколько старых книг о Цое (1991-1992гг. выпуска). «Виктор Цой. Стихи. Документы. Воспоминания» (составители Марианна Цой и Александр Житинский) и «КИНО» с самого начала» Алексея Рыбина. Их увидел мой тринадцатилетний сын, увлекающийся рэпом и граффити, и задал вопрос, который ещё больше убедил меня в надобности задуманного: «А это кто?» Это при всём при том, что песни Цоя довольно часто звучат у нас дома с кассет и CD , их иногда транслируют в эфире современные радиостанции (правда, зачастую, в исполнении современных же звёзд), эти песни, в конце концов, стоят мелодиями в мобильниках моих сверстников. Потом, когда мы поговорили, и я выяснил, что песни «КИНО» сын всё же слышал, он сказал ещё одну сакраментальную фразу: «А что ты хотел, папа, у каждого поколения – своя музыка». С этим утверждением я, подумав, не согласился. Вернее, согласился наполовину. Ведь есть же что-то объединяющее нас? Это «что-то» потом, через годы-десятилетия-века, будет называться классикой. Как «Битлз», например. Разве Цой, который был кумиром, иконой молодёжи конца 80-х не достоин претендовать на это? Потом вспомнил слова из интервью Марианны Цой – жены Виктора – о том, что «останутся люди, которых не модой захлестнуло, у кого всё от сердца. Сейчас моды слишком много… Всё будет зависеть от того, как мы воспитаем собственных детей. Если мы эту музыку им привьём, тогда и через десять, и через пятнадцать лет она будет звучать, а если нет – тогда пройдёт всё как дым» («Смена», 21 июня 1991 года). И мне стало не то, чтобы грустно, а даже как-то не по себе.

 

Ну да ладно, я хотел, в общем-то, написать не об этом. Песни Цоя знают многие (пусть даже этим «многим» и за 30), также кое-что известно и о том, что он рисовал и увлекался резьбой по дереву, в частности, мастерил нецкэ. А вот кто из Вас, уважаемые читатели, знает о рассказе Цоя под названием «Романс»? Или знаком с текстами, которые не стали песнями или не вошли в альбомы группы «КИНО»? Вот об этом я и хотел бы Вам рассказать.

Цой часто подчёркивал в интервью, что не пишет стихов. Всего лишь тексты к песням. Большинство его текстов именно так и воспринимаются. Без мелодии они смотрятся сиротливо и, даже, немного неуклюже. Но в своих странствиях по Интернет-ресурсам, посвящённым жизни и творчеству рок-певца, я нашёл несколько стихотворений Цоя. Именно стихотворений. Самодостаточных, полноценных и легко воспринимаемых без музыкального сопровождения. Наверняка, они тоже задумывались Виктором, как песенные тексты. Но, по каким-то неизвестным для нас причинам, не стали ими.

 

 

Дети минут

Один любит рок другой любит сок
А третий идёт по стране чудес
А четвёртый всё поёт о трёх-четырёх
Но какой в этом прок какой в этом прок

Раньше у нас было так много комнат
Полных людей полных идей
А сейчас ничего только рыба гниёт
С головы у фашистских детей

Дети минут никогда не поймут
Круговорота часов
И придут на порог и сломают дверь
И расколят чаши весов

Они не верят в победы добра над злом
Как в победы зла над добром
Они знают что у них есть только серый день
И они хотят жить этим днём
Дети минут

И один всё кричит а другой всё молчит
Ну а третий торчит забивая болты
А машине которая шла на восток
Обломали рога менты

И я хотел бы спросить почему и зачем
Ты повесил на грудь золотую медаль
В этом зале все думают так же как ты
А ты смотришь вдаль ты смотришь вдаль

А ещё я хотел бы узнать почему
Так легко променяли вы море на таз
Но друзья тут же хором ответили мне
"Ты не с нами значит ты против нас"

Но если это проблема то она так мелка
Если это задача то она так легка
Это дети минут ломают дверь
Не заметив что на ней нет замка
Улицы ждут ваших слёз...
Улицы ждут ваших слёз...

 

 

Пой свои песни, пей свои вина

Пой свои песни пей свои вина герой
Ты опять видишь сон о том что все впереди
Стоя на крыше ты тянешь руку к звезде
И вот она бьется в руке как сердце в груди.

Что теперь делать с птицей далеких небес
Ты смотришь сквозь пальцы но свет слишком ярок и чист
И звезда говорит тебе: "Полетим со мной"
Ты делаешь шаг но она летит вверх а ты вниз.

Но однажды тебе вдруг удастся подняться вверх
И ты сам станешь одной из бесчисленных звезд
И кто-то снова протянет тебе ладонь
А когда ты умрешь – он примет твой пост

 

 

Я солдат и я иду на парад…

Первый день недели подходит к концу
Я почему-то боюсь торжественных дней
Серое небо и сера под ногами земля
Я солдат и я иду на парад

Я чувствую смерть а вокруг танцуют фокстрот
Я хочу отдохнуть но снова встаю на канат
Всё что мне осталось этой весной
Это место для шага вперёд и шага назад

Вот уже третий день пилят клёны в саду
Говорят что этой ночью был звездопад
И хотя я не знаю зачем я жил этот день
Я солдат и я иду на парад

Мне надоело мешать себе плыть по волнам
Я не понимаю чего от меня хотят
Если сможешь будь всегда со мной
Я давал клятву но я останусь с тобой

 

 

Целый вечер один...

Целый вечер один
Вечер тих как свеча
Тускло светит фонарь
Свет на складках плаща
Возвращаюсь домой
И вокруг ни души
Лишь вдали шум машин
Этот здешний прибой
Это будний день
Вечер буднего дня
Двери все на замках
Лишний шаг – и капкан
Ключ в надежных руках
Держи крепче стакан
Это просто луна
Это просто хандра
Почему же вокруг
Как не встань все стена

Всё тот же фатализм, что и в песнях, знакомый образный ряд (крепость из рук, замок, щит, дождь, ключ, стена, пепел сигарет, зелень стекла, место для шага вперёд), неудовлетворённость жизнью, светлая печать печали и, иногда, слабый лучик надежды, робко пробивающийся сквозь всё это в виде строчки или всего лишь отдельного слова («я сижу и жду весну», «будет новая игра», «ты опять видишь сон, что всё впереди», «где-то вдали еле мерцает заря»).

Теперь несколько слов о рассказе «Романс». Рассказ-фантасмагория, рассказ-отрицание, философская притча. Его можно назвать по-разному. Он многомерен и многогранен, полон загадок и тайных знаков. И всё же, по большому счёту, это произведение о любви. Он, Она и Любовь. Больше ничего. Вернее, всё остальное – не важно.

Одно из основных предназначений литературы – запечатлеть портрет современности. У Цоя это получилось сделать не хуже, чем у некоторых писателей. Чёткими, уверенными и лаконичными штрихами он уловил и показал главное. Поэтому его так любили двадцать лет назад. Его смерть в то время стала личной трагедией многих тысяч поклонников.

 

И, напоследок, хотелось бы привести слова Александра Житинского, которые на 2000/0 совпадают с моими мыслями о творчестве Виктора Цоя: «Было бы крайне неуместно пускаться здесь в искусствоведческое занудство, анализируя музыку и тексты. Они теперь таковы, каковы они есть – на все дальнейшие времена, и других не будет. Я знаю, что многие из этих песен стали любимы не только миллионами молодых людей, но стали и частью моей жизни. Иначе я не стал бы писать этих слов. Мне приятно, что на искренность Витиных песен лично я могу ответить искренностью своего отношения к его творчеству».

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

16.10: Александр Дорофеев. Мореход (сборник стихотворений)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!