Евгений Сухарев
Сборник стихотворенийОпубликовано редактором: Татьяна Калашникова, 5.03.2007Оглавление
ПромежутокЯ из этой страны, опоздавшей родиться,даже мысленно прянуть не мог. Потому и мечусь, как ослепшая птица, на любой телефонный звонок. Лет на тысячу раньше б, на пару любовей, на свободу хотя бы одну, принимая себя без казенных условий, и без нищей корысти – страну. Я ее пережил на такой промежуток, слабый воздух ноздрями ловя, что уже не гожусь ни в мишени для шуток, ни в оракулы, ни в сыновья. Янв. 1998 г., 2 янв. 2005 г. Автопортрет (реплика)Из какой-то заначки забытой,пропитой, перегарной, табачной вылезает, ничуть не убитый, книжный червь, стихолюбец невзрачный. У него семь суббот на неделе, ну а пятница – будет восьмою. Он и летом встает еле-еле, а не то что морозной зимою. На него, несерьезного, глядя, удивляются: – Как вы живете? – даже самые грустные дяди, даже самые важные тети. Он листает свои фолианты, манускрипты, брошюры, проспекты. Там вовсю распевают ваганты, бродят по миру вольные секты. Разбивая болотную тину колесом, каблуком и подковой, кто – воюет свою десятину, кто – хлопочет по части торговой. Императоров тянет сивуха на кухарок, рыбачек, пастушек, и торчит из гусиного пуха срамота даровых побрякушек. Эта тысяча лет круговерти так и кончится, как начиналась. Все написано в Ветхом Завете. Остается последняя малость – остается лишь книжная полка, да и то, если очень недолго, чтобы, век не впустую истратив, разыскать неубитых собратьев. * * *Я плачу о том, что у нас не сложилось,а то, что сложилось, – не с нами сложилось, уже не с тобой и уже не со мной, а с кем-то иным, на планете иной, где правит природой тринадцатый месяц – растратчик любви и предатель вины, где навзничь ложится немыслимый месяц на ложе, которому мы не нужны, которое нас не спасет, остывая, теряя забытые нами слова, и речь – не учетная, не даровая – меж нами стоит, ни жива ни мертва. Скажи мне, не мертвому и не живому, что мертвое всуе прошлось по живому, что малый мой разум то плачет, то спит, по капельке малой мелея, как спирт. А то, что осталось от наших слияний, с годами все чище и все неслиянней: тринадцатый месяц проходит, как вор, слова превращая в разбой и разор. Ретро раскрытых голодных ртовПредставляю детей послевоенных годов,их горячие, голодные, раскрытые рты – миллионы жадных дикорастущих ртов от Риги и Кенигсберга до Алма-Аты, от Мурманска и до Кушки. Таким был и мой отец. Таким был мой старший друг. И никаких сю-сю. Мне бы родиться раньше, я б тоже искал свинец в их детских играх под Харьковом и пел вовсю: “Внимание! Внимание! На нас идет Германия!” Теперь мой отец в Чикаго. Друг видит Иерусалим. Я же с места не двигаюсь. Пока. Но уже вот-вот. Новые части света – это такой калым! Не важно, в конце концов, где человек живёт. Представляю, как мы однажды соберемся втроём. Обстоятельства места и времени нам не будут важны. Мы знаем три языка, но лучше уж мы споём такую детскую песенку на языке войны: Внимание! Внимание! На нас идет Германия! Теперь мы по-разному голодны, но вовсе не в этом соль, а в том, что держава сытых не жалует дураков. Я знаю свою державу и поперёк, и вдоль. Лишить меня чувства голода не хватит ничьих мозгов. С усмешкой, почти циничной, оттуда, куда война бросила южный говор и детский альт, я жду персональный вызов, которому хрен цена, и чую арийский холод и горловое ХАЛЬТ. Дворовое ретроКак от Юмовской до улицы Подгорной Переименованные харьковские улицы.бродит мальчик одинокий и надзорный. Он меняет по дороге адреса. У него такие старые глаза. У него глаза больные-пребольные, словно синие простынки номерные, словно синие больничные дворы из недетской, не сегодняшней игры. А пока что из попутного подъезда вниз выцокивают шафер и невеста, рядом с ними – перегруженный жених. Где б им выпить? Не хватило, что ли, места? Тут и столик, и поллитра на троих. Наполняется бегучая посуда, но во двор заходит дворничиха Люда от гаражных оцинкованных ворот. Шепчет Люда про невесту: – Ну, паскуда, пусть ей Боженька ребеночка пошлёт... Сколько времени? Наверно, половина. Где-то рядом на грошовом пианино рассыпается дежурный экзерсис. Мама школит или дочку, или сына. До-мажор у них над окнами завис. Это Людкин утирает злые сопли: не видать ему дворовые Гренобли, не гонять ему гаражные мячи. Каждый вечер – или слёзы, или вопли. В люди хочется? Долби себе, учи!.. Видно, время не выносит полумеры. Это небо так бессмертно, и портьеры трехметровые гуляют на ветру. Вы не верите? А я-то все для веры для последней нужных слов не подберу. Рождественская звездаВ безлистом воздухе, морозном и тугом,своей судьбы еще не постигая, очнувшись от зачатия, тайком звезда зажглась, младенчески нагая. А здесь, внизу, спелёнутый бинтом, в разгаре пневмонии и ветрянки, младенца к жизни пробовал роддом, приткнувшись позади автостоянки. Звезда мерцала, скрадывая тьму. Младенец улыбался бестолково. Хоть одному б из них, хоть одному увидеть воскрешение Христово... Отступление снегаВот и март. Отступление снега.Небосвод и глубинней, и суше. Полдыханья от шага до бега. Птичий гвалт и кошачьи баклуши. Стыд и срам, если пивень-проныра по весне слабоват на живое. Возвращение прежнего мира, но мудрей на кольцо годовое. Человек в этом хоре невнятен, потому что себе непонятен, словно весь он - из солнечных пятен, а не собственных складок и ссадин. У него за душою - ни ветки, ни стакана воды родниковой. Просвинцованной кухни объедки на тарелке его бестолковой. Даже гибель его автономна, незаметна для слуха и взгляда: ведь огромное - слишком огромно. Вот и все. Утешенья - не надо. Старый школярЕсли, мальчишка,ты выскользнешь в темный подъезд, если тебе геометрия так надоест, в семь тебя ждут Шаповалов и два Зильберблата, дым папиросный, фонарик и порция мата – все, чем богата лафа полуправедных мест. Детская степень свободы на воздухе выше нуля. Тает она скоротечно, деля-не-деля шаг и полшага до ближнего киноромана. Кадры мелькают, и стелется дно океана в первом ряду под холщовой кормой корабля. Ну а в соседнем подъезде тебя не дождутся и ждут: вдруг ты заскочишь туда хоть на пару минут – к рыжей девчонке, смешной, и, как ты, диковатой. Кукол своих она пачкает рыжей помадой и нацепляет на них то шнурок, то лоскут. Больно и страшно тебе даже думать о ней. Кислый плевок “Беломора” намного верней, чем эти игры в молчанку у лестницы шаткой. Пахнут подъезды сырою кошачьей повадкой с первых твоих до последних отчаянных дней. Может, молчанка и впрямь тебя с ней развела. А ведь мечтал жить и жить, закусив удила, возле Чайковской Собачьим бродить переулком, не поступаясь единственно верным притулком и никакого до смерти не ведая зла. Старый мальчишка, ты так и помрешь, колеся. К этому дому ступать тебе больше нельзя. Кажется, даже и время твое измельчало. Без толку снова по-детски вернуться в начало, школьной программе экранным романом грозя. "Я, школяр, в Техноложку бегу..."Я, школяр, в Техноложку бегу.Я, школяр, в Техноложку Техноложка – Харьковский Технологический, затем – Политехнический институт. Ныне – Университет ХПИ. бегу. Сапожок утопает в снегу. Бьют по пяткам пустые салазки, как шальные, от скачки и тряски. Мне бежать далеко-далеко: три квартала, а может, четыре. Пацаны меня дразнят: – Хвалько! Я один против них в целом мире. Я не хвастаюсь – я берегу, нет – силенки последние трачу, утопая в колючем снегу, волоча за бечевку удачу. Фонарей желтоватая медь заливает стальные полозья. Поскорее бы мне повзрослеть, огрубеть на кромешном морозе! Снег, и лед, и еще высота, и бесстрашье мое потайное – как с высокого смотришь моста в темноватое лоно речное. Я лечу на глазах пацанвы – отрывной, центровой, журавлёвской, – только страх, воровской и бесовский, рвёт ушанку с моей головы. Черта оседлостиЧерта оседлости, наследственность прямая,тоска азийская, российское родство то с Рюриком, то с ордами Мамая, с Малютою, но более всего (поскольку все – с рожденья до Исхода – истреблены и высланы, и век окончен, и нелётная погода, и больше невозможен человек) с самим собою – злющим, пятипалым, не чуемым ни сушей, ни водой…... А что передоверено анналам – там, позади – за жизнью, за чертой. ДвойникЗаштатный украинский городок:какие-нибудь Валки, Балаклея. Болотце на окраине, виток дороги – то правее, то левее – не все ль равно заезжему хлыщу, обросшему концертною щетиной? Он говорит: – Романтики ищу! – и заедает водочку сардиной. Мне так понятен этот полубред и языка зыбучая застылость, как будто миновало триста лет и ничего на свете не случилось. Он сверстник мой иль чуть постарше. Он, как я, покрыт неверья паутиной, но все-таки зачем-то пощажён пока что чернозёмом или глиной. Мы оба, как растенья, проросли случайно и на время разминулись, чтоб снова на окраине земли сложить в уме названья наших улиц. А больше мы не знаем ни черта. Дорога – то правее, то левее. Глухая топь у дальнего куста. И пыльная табличка: БАЛАКЛЕЯ. СынуВ Научном посёлке, где прожил я большую частьиюлей и августов, к осени не поспевая налив и лимонку по ящикам выложить в масть, остались, наверно, приметы сердечного рая. Припомнить бы, что ли, железнодорожный билет – всего за пятнадцать копеек, то жёлтый, то синий, вернуть бы...… да ладно, – ну мало ли в жизни примет, а вот накатило, не требуя лишних усилий. Но это ведь ересь – гадать на его номерке до ряби в глазах и до гулкости в сумке сердечной, как будто вся жизнь уместилась в бумажном мирке, и нет ничего, кроме станции той неконечной. А если раскинуть – цифирь, безусловно, права, когда не рождений приходит черед, но агоний. И, в сущности, смерть есть активная форма родства, а все остальное – беспомощней и незаконней. * * *Уеду, уеду, уеду.И так я не числюсь в живых. Ни отпрыску, ни краеведу неведомы страх мой и стих. Окончено время любимых, уже забываемых мест, и струйка табачного дыма мне губы ухмылкою ест. У берега Лопани слижет, как время, резка и груба, промоину глиняной жижи зимы ледяная губа. От Пушкинской до Маяковской слепые плывут облака, и ветер им треплет обноски костистым углом кулака. Чего же я жду, пустомеля, от жизни на этом ветру, губами шепча еле-еле: “Уеду, уеду… умру”? АфродитаАнгел обкуренный, спившийся дьявол,рыжая сука с глазами младенца, кто породил тебя, тот и прогавил, перед мордахой держа полотенце с кровью из носа в обшарпанной ванной, возле бачка, где написано: В НЕТИ. Вот ты канаешь походкою пьяной к тумбочке, где колбаса на газете. И ни башлей, чтоб обратно до Ялты, к черному пирсу, где разве медузы всей белизною не годны для смальты, ни стеклотары, ни прочей обузы. А ведь когда-то по взморью бежала, слово, как смальта, в ладонях лежало, перенасытясь пучиной нагою, хрустнуло, словно песок под ногою, или ничком с высоты заоконной – словно в отсроченный вой похоронный. ОрфейНе помнит зла улыбчивый ОрфейСреди иных со спутницей своей На теплоходике экскурсионном. И есть еще в заначке пять рублей, И летний день все зримей и теплей, И за кормою – синее с зеленым. А спутница его почти седа, И жизнь прошла с тех самых пор, когда Ее искал он – и нашел однажды. И сам он сед, но это ерунда, Пока стучит забортная вода В металл, а рыжий воздух сух от жажды, И нет дождя на много дней вперед, И тенорок запальчивый поет По радио призывно-учащенно Какой-то шейк, а может быть, фокстрот, Где происходит все наоборот Во времена чулочного капрона, Гагарина, Гайдая и гитар, И песен под фольклор колымских нар, И Лема с неизменной Родниною. Один аккорд – и видишь, как ты стар. Гастрольных планов атомный угар Стоит над всей огромною страною. И слушая себя со стороны, Привычно знать, что больше нет страны, А есть винцо на донышке стакана, Солено-горьковатый вкус волны, А если мы печальны и вольны И живы – неужели это странно? Благодари же спутницу свою: Она была с тобою на краю Земли и в самой темной бездне ада. Прими прилива донную струю. Глоток вина – и оба вы в раю. Всего один – а больше и не надо. 12 янв. 03 * * *в дому блуждаешь будто в чащекогда ты очень одинокий когда глотаешь чай горчащий на стул садишься хромоногий а рядом женщина с которой тебе когда-то было сладко и так вольготно каждой порой и так стыдливо каждой складкой твои взъерошенные чада взрослеют как-то очень лихо и ты не знаешь постулата чтоб унялась неразбериха глаза твои полны разлукой а связки желтым никотином ты мнишь себя глупцом и злюкой и виноватым и невинным и хочешь выйти в ночь и стылость за позабывшимся и новым и это новое как милость воздаст и женщиной и словом броди по городу и слушай как любит женщина другая и дом ее дрожит под стужей из ночи в ночь перетекая * * *Давай поживем немного еще,помедлим с небытиём. И пусть не прощает нас дурачье, по-божески – мы вдвоем. Мы за себя платили сполна: ты – страхом, а я – стыдом. Коль страх – вина, то и стыд – цена, и хватит хотя б на том. Поскольку мы у себя в дому, а не у райских врат, не станем взваливать никому на плечи свой рай и ад. Пусть мы иссякнем так тихо, как день затухает, тих. И это будет последний знак только для нас двоих. Пять эпитафий золотому веку«Светлана не только именем, но и душою,помолись за Асмодея не только именем, но и тревожным и темным расположением духа». Из письма Вяземского Жуковскому, 1852 год. 1. Батюшков От обеих столиц вдалеке, С неизбывною хворью в башке, Посредине родного содома, Запахнув домотканный халат, Тридцать лет и полжизни подряд Он не чует беды и разлома. Помни, помни… он все позабыл. Внятных чувств остывающий пыл, Перемешанный с кровью венозной, Вологодским ветрам не раздуть. Он дотянет еще как-нибудь До конца, до могилы тифозной. Ну и как тебе, разум слепя? После книги, как после себя, Только опыта переизбыток. Лекарь вязью латинской скрипит. Помнишь Пушкина? Пушкин убит. Что за дело тебе до убитых? Ты и сам в отдаленьи своем Не способен на больший разлом, Чем такой, с бесконечною дробью. Ну какая-то пара веков – Томик прозы и томик стихов, Две опоры простому надгробью. 2. Жуковский После Пушкина перебирать – Бог ты мой! – долговые бумаги, Пересматривать каждую ять, Частной жизни казенные знаки, Мол, а сам-то, а сам-то, как мы, Не безгрешен, и ростом не вышел, И просил беспрестанно взаймы, Слаб душой, потому и не выжил… После Пушкина – только стихи, Только это останется в силе. Ах, доверьте долги да грехи Полицейскому злому верзиле, Не Жуковскому, не старику Со слабеющей зыбкой зеницей. Лучших – мало, и век начеку Метит каждого свежей землицей. Этот город по-зимнему лют. С кем бы словом обмолвиться… где там! Убежать бы… да поздно: вернут. Даже мертвого. С волчьим билетом. 3. Вяземский Помолись, Асмодей, за Светлану, В память вашей невстречи последней. Лучше новому верить обману, Чем тянуться за прежнею сплетней. С Александровых дней только двое Вас, наследных, держалось доныне. Вот и время твое гостевое, Стариковское злое унынье. Четверть века – ни веры, ни спаса. Четверть века – до Божьего зова. Ах, печальный певец «Арзамаса», Где твое летописное слово? Помолись, как просил ты собрата Помолиться, не зная, что прежде Век расколет и эта утрата Вопреки долгосрочной надежде. 4. Баратынский Это просто воздушный Неаполь, Существующий здесь и нигде, Вырастает из солнечных капель На слоистой воде. И – стопой маслянистою – стапель, Словно плуг в борозде. Краткий сон рыбаря после ловли Рассказать не берусь. Хохоток припортовой торговли, Кто не здешний, попробуй на вкус. И примерь – уж не для стариков ли? – Италийской соломки картуз. И пойми: ты свободен, покуда Длится этот июль, Расточитель извечного блуда Корабельных свистуль. Слушай речь южноморского люда Да соленый прилив карауль. Два часа – до летального сплина И дороги к мостам над Невой. Зябко, зябко заноет грудина, Словно вал налетит штормовой. Это сумерек поздних руина Гасит свет над твоей головой. 5. Языков Ах, друзья-сотрапезники, Хоть из вас я меньшой, Русской речи в наперсники Речью выбран чужой, Где мальчишечья вольница, От любви солона, Хвойной брагою полнится До краев, допьяна, А под утро… постойте-ка, Я за все заплачу! – Обрусевшая готика Задувает свечу На закате империи, Чтоб увидеть восход – Как в библейской мистерии Знаешь все наперед… Ах, былое содружество, Я твой вызов приму: Есть привычка и мужество Умирать одному. 21 ноября – 19 декабря 02 * * *Жаль юностью оброненного словаНадежды золотой. Его, как со стекла, рука убрать готова Податливой водой. Ворвется ветер в дом, стуча по зыбкой жести Все ближе и слышней. Жаль юности, ее стыдливой чести, Ушедшей вместе с ней. Жаль слов и лет, случайно не забытых Ни жизнью, ни пером. Они живут в небесных алфавитах, Где облака и гром. И жаль себя, случайного, как эти И годы, и слова, Живущего, чтоб их связать на свете Хотя б едва-едва. 7 янв. 03 Там, где душаАлександру КорсунскомуЖизнь обрывается, в сущности, так: Вдруг вспоминаешь какой-то пустяк, Мелочь какую-то, медный пятак – Плен нумизмата, В употребленьи лет сорок назад, Словно до хрипа густой самосад, – Помнишь, по аверсу пальцы скользят, Стертая дата. В ясном сознаньи – куда уж ясней! – Вспышки железнодорожных огней, Насыпь у станции, прямо над ней Месяц-монета. Двое мальчишек стоят на мосту, Путая ближнюю к лицам звезду С дальней, летящей туда, в пустоту Дальнего лета. В ясном сознании, там, где душа С обликом ласточки или стрижа, Воздух меж ребрами зябко держа, Любит, родная – Мелочь какую-то вспомнишь – давно ль Первую детскую чувствовал боль, Ныне дрожишь, точно голый король, Детства не зная. Двое мальчишек, почти стариков, Встретятся, может, на пару деньков Выпить последнюю пару глотков – И разбегутся. Жизнь обрывается – ну же, лови С нею остатки счастливой любви. Пальцы в малине, а может, в крови: Треснуло блюдце. 31 янв. 03 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 09.11.2024 Взаимодействие с Вами не перестаёт меня радовать и, думаю, принесёт хорошие плоды. Алексей Уткин 13.10.2024 Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения. Юлия Цветкова 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова
|
||
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|