HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2019 г.

Алекс Ведов

Картография натуры

Обсудить

Эссе

На чтение потребуется 50 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 26.07.2014
Оглавление

4. Часть 4
5. Часть 5
6. Часть 6

Часть 5


 

 

 

О людях гармонии и людях дисгармонии говорить сложнее, потому что соответствующие понятия сложнее определить. Разделение между ними, повторюсь, не совпадает с разделением между людьми хаоса и людьми порядка. Первое – выражаясь фигурально, горизонтальное, второе – вертикальное.

И в человеке гармонии, и в человеке дисгармонии присутствуют и хаос, и порядок. И наоборот. Но разница между ними не в количественном соотношении того и другого. Я бы сказал, что здесь имеет значение соотношение качественное. Но и оно не причина того, почему один человек гармоничен, а другой дисгармоничен. Это лишь следствие более глубоких сущностей человека. А что они есть такое, опять-таки, тема чересчур объёмная и трудная для этих скромных заметок.

Поэтому ограничусь констатацией несомненного факта, что одни люди приносят в мир добро, свет, радость, они делают мир лучше. А другие, наоборот, несут тёмное, злое, разрушительное. Одни помогают жизни, создают красоту и новые ценности, творят хорошие дела, ищут и находят важные для всех людей истины. Другие помогают смерти, уничтожают и коверкают жизнь, распространяют вокруг себя насилие, уродство и ложь, заставляют всё живое страдать вокруг себя; в общем, причиняют другим всевозможные виды физического и морального ущерба. Есть в истории человечества такие сияющие фигуры, как Сиддхартха Гаутама, Бенджамин Франклин или Альберт Швейцер. А есть и чудовища, такие как Калигула, Иди Амин или Чикатило, которых и людьми-то назвать с трудом язык поворачивается.

 

Здесь нужно сделать существенное замечание. Творить зло, в том числе и очень масштабное, могут и люди хаоса, и люди порядка. Но если это делают люди порядка (какими, несомненно, были отцы инквизиции, организаторы Французской революции и последующего террора, Наполеон Бонапарт, вожди большевизма, Гитлер и всё руководство нацистской Германии), то ими руководят некие сверхценные (только для них, конечно) идеи. А если это исходит от людей хаоса (возможно, в качестве примера подойдут зверства конкистадоров во времена колонизации Америки или набеги викингов на Европу), то всё это – проявление избыточной злой витальности, инстинкта завоевания новых территорий, экспансивности как присущей самому нашему виду черты. Тогда как люди дисгармонии управляемы не столько идеей или бушующей страстью (хотя не исключено и это), сколько сосредоточенной в себе враждебностью и тотальным сопротивлением гармонии в любом её проявлении.

Да, часть природы сопротивляется развитию от простого к сложному, от мёртвого к живому, от неосознанного к сознательному, от разобщённости и хаоса – к единству и согласованности. И отдельных людей эта часть избирает своими, так сказать, носителями и орудиями. Это не какая-то недоразвитость личности как временное явление, это именно своеобразное и законченное развитие, но противоестественное: в направлении, противоположном гармонии. Это поворот к смерти, а не к жизни. В лице людей дисгармонии смерть особенно активно возражает жизни.

О преобладании гармоничного или дисгармоничного начала в человеке свидетельствует главный критерий: помогают ли его действия развитию и укреплению всего лучшего, что есть в жизни (на самых различных уровнях), или наоборот, противодействуют и разрушают. Важно также и сознательное отношение человека к этому началу в себе; то есть, в каком качестве он самоутверждается, какую роль в жизни он сам избирает для себя.

 

Опять-таки надо оговориться: я не верю в доброго Бога и злого Дьявола, вообще в Добро и Зло как самодовлеющие, внечеловеческие, оторванные от жизни сущности.

Я верю в то, что появление и развитие жизни на Земле – это сложный и драматический процесс, связанный с общим потоком перемен во всей Вселенной. У этого процесса есть движущая сила, было начало и будет конец. И есть не цель, но, скажем так, некое общее заданное направление и тенденция к некоторому осуществлению, к финалу. А человек как определённая и значимая стадия этого процесса несёт в себе в концентрированном, обострённом виде все его сложности и противоречия. Эта тема чрезвычайно обширная и сложная – кому интересно, отсылаю к своему другому сочинению «Созерцатель», где я попытался осмыслить её и масштабнее, и детальнее.

Так вот, говоря уж совсем упрощённо, людей гармонии и дисгармонии я различаю соответственно как способствующих (в любом отношении) этому великому процессу и препятствующих ему. Первые катализируют этот процесс, делают его течение более интенсивным, мощным, быстрым; вторые стремятся (осознанно или нет) затормозить его или даже местами и временами обратить вспять (когда и где у них это получается). А в жизни конкретного человека его роль в этом великом потоке иллюстрируется тем, каковы его преобладающие устремления; его отношение в главном и целом к миру, к людям, к жизни; его установки и ценности, намерения и дела.

 

Конечно, не бывает людей гармонии или дисгармонии в чистом виде. Упомянутые примеры – это крайние, «практически чистые» и чрезвычайно редкие случаи. Самый лучший человек хоть раз когда-нибудь кому-нибудь сделал что-нибудь такое, чего лучше было бы не делать. Самый скверный и испорченный индивид однажды в жизни сделал что-то хорошее.

Распределение людей по условной шкале порядка и хаоса – более равномерное, чем по условной шкале гармонии и дисгармонии. То есть «плотность размещения» на первой, горизонтальной шкале более «усреднённая», размытая, что ли, и крайности на ней встречаются чаще. На второй, вертикальной шкале всё более «ужато» к центру, к среднему положению, а располагающихся ближе к краям гораздо меньше. И гармонию, и дисгармонию проявить в мире труднее: сами законы реальности сильно сдерживают отклонения в обе стороны. Тогда как порядок и хаос – в общем, более «естественные» характеристики мира, они органично присущи ему и без присутствия мыслящих существ.

 

 

 


Оглавление

4. Часть 4
5. Часть 5
6. Часть 6

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

10.01: Яна Кандова. Многоточие (миниатюра)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за май 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!