HTM
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2017 г.

Соломон Воложин

Пырьев

Обсудить

Критическая статья

На чтение потребуется 10 минут | Цитата | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 23.04.2011
Иллюстрация. Название: "Пламя". Автор: Alexis. Источник: http://www.photosight.ru/photos/4140899/

 

 

 

У меня нет слов… и я хватаюсь за… перо (сказал бы я, пиши я это когда-то, в прошлом). Но. Я давно пишу не пером и не шариковой ручкой. А клавиатурой.

(Господи! Как всё приземляется от этой оглядки, и как бы она не подкосила тот подъём, что я только что испытал…)

Я только что посмотрел документальный фильм «Великий утешитель Иван Пырьев». А там упоминали «Идиота» с Яковлевым.

И мне показалось, что я понял Пырьева. Что я понял, почему такое потрясение тогда все испытывали от него. И так жалели, что дальше первой серии съёмок не было.

 

Хм. Для меня был знамением этот фильм, мне сейчас кажется.

Одесса. Млеющий вечер. Мы приехали с севера. Студенты.

Практика. Третий курс. Я – последний человек по части амуров. И вот позволил себе. Во-первых, танцевать, не умея. (Ну как не позволить, когда так всё в этом городе по-домашнему, по-свойски. Даже на Приморском бульваре днём можно увидеть людей в майках. А это, кто не знает, – совсем далеко от пляжей; это центр города; фешенебельный; где дефилируют, а не гуляют. Ну как не позволить себе, когда танцы – на тротуаре, в южной чёрной тьме, перед дверью в мужское общежитие, при свете слабой лампочки над этой дверью, танцы – под радиолу, выставленную в окно одной из комнат. Ну как не позволить себе, когда так всё по-панибратски. И она, вроде, нравится. И, вроде, смотрит на меня. И ждёт…)

Ну как не пригласить на танго. Ну как не заговорить, не познакомиться. Ну как не проводить – тут же, два шага, в другое крыло этого же, но уже женского, общежития, домой. Ну как не предложить свидание на завтра.

Первое свидание в моей жизни.

Куда пойдём? В кино. Что там? «Идиот».

И фильм, оказалось, такой, что ей не до меня, и мне не до неё. И после него стыдно, зачем мы… пришли на это свидание. Тем паче, что завтра она уезжает домой на каникулы, и мы больше никогда не увидимся.

В такие выси унесло то кино…

Как бы задавало тональность на будущее: не фальшивь с Амуром.

 

Шёл 1959-й год. Начиналось шестидесятничество, порыв: а вдруг можно не фальшивить по очень большому счёту – с социализмом.

– И говорить об этом фильмом «Идиот»!?!

– Да.

Так мне показалось, глядя на эти честные глаза такого чистого князя Мышкина.

– Не Достоевского Пырьев экранизировал?

– В чём-то и Достоевского… Тот же был эвдемонист. Хотел царства божия на земле, а не на небе. И Христа лишь как идею использовал фактически.

– Понял. Достоевский же – за эволюцию, а не революцию. Да? Царство божие на земле – это долго ждать. А Пырьев же горит. Да? Пырьев же, как говорит Юрий Яковлев (и знает, наверно, что говорит): «Пырьев экранизировал часть романа». То есть он экранизировал надежду на скорое свершение. Как у советских людей в то время: надежду на скорый коммунизм, несмотря ни на что, что было и есть вокруг в СССР. Как всё-таки вырванную победу в недавней войне. Он обкорнал роман. У Достоевского же он заканчивается больным Мышкиным. И надежда там замирает. А у Пырьева ж наоборот. Да?

– Правильно. Не вполне Достоевского экранизировал Пырьев. Но и не утешитель он тут, как его промаркировали создатели документального фильма о нём. Вот и Достоевский – какой же утешитель? Он же неистовый воитель. Увлекает за собой. И Пырьев тоже: «Можно всё-таки спасти социализм, давно, не только с разоблачением культа личности Сталина пошедший не туда, а ещё при Сталине, может, и из-за Сталина». Пырьев же Мейерхольда ученик… Порывисты ж оба… И вряд ли ставили чьё-то произведение: своё, своё и только своё произведение создавали. При этом грех даже ссылаться на Достоевского.

– Ну а с другой стороны, как не сослаться, когда ужас же в СССР кругом, как и в мире Достоевского – Власть Денег. Только при таком ужасе возможен такой порыв.

– Не скажите. Десять же лет лежал у Пырьева сценарий, пока он не увидел Юрия Яковлева. С 1948 года. То есть эстетика им двигала. Не только идейный порыв.

– А не боязнь Сталина?

– Нет. Он его воспринимал философски. Как онтологическое Зло. Потому и был великим утешителем (авторы документального фильма в чём-то правы). Он верил в итоговую победу коммунизма вопреки всему, сталинщине – в том числе. Он был внутренне свободным. Поэтому и утешал. Есть утешение и утешение. У него было утешение от веры, что лучшее – сбудется. И лучшее он явно связывал не с тоталитаризмом, раз сценарий «Идиота» и написал, и ждал появления человека с обликом Христа. Но было и определённое счастье, что отец народов уже ушёл из жизни, когда появился другой отмеченный свыше, другой отрешённый, – по выражению лица хотя бы, – отрешённый от себя – для каждого из нас отрешённый. Он и этот взгляд (открытие, сказали, Пырьева) – смотрение тебе в душу, а в то же время не взгляд в объектив, – он и этот взгляд, чего доброго увидел тогда же, когда сценарий написал. И Юрия Яковлева встретил – как знакомого узнал.

– То есть – чисто внешность?

– Да. А что? Не внутренность же.

Вот говорили, что продолжения кино не было, потому что нервное расстройство получил Яковлев от съёмок. Так замечательно один оспорил это:

«…все разговоры о том, что Яковлев так сильно вжился в роль Мышкина, что чуть не сошёл с ума, это абсолютный миф. Давайте с небес вернёмся на землю и представим реальное положение вещей. Фильм снимается больше года. Это почти 400 дней и ночей. Яковлев занят не во всех эпизодах, у него огромные перерывы между съёмками, где он занимается своей личной жизнью и другими работами, к тому же он как молодой артист занят практически во всех спектаклях театра Вахтангова. Утром он репетирует одно, вечером играет другое, и всё это разные образы – Панталоне в "Принцессе Турандот", комедийная, фарсовая роль... Зяблик в "Город на заре" – романтический рабочий на стройке, которого убивают кулаки... и множество других ролей, о которых, за давностью лет, сейчас невозможно вспомнить. И всё это каждый день. Иногда его вызывают на съёмки, он приезжает, ему клеят бороду, расчёсывают, одевают костюм – и он князь Мышкин. Съёмка в пять-полшестого заканчивается, его быстренько на машине отвозят в театр, он одевает другой костюм и другой парик и он уже всё путающий и всё забывающий клоун Панталоне, над которым хохочет зал. Это и есть профессионализм артиста. Не думаете же вы, право, что он в образе Мышкина играл Панталоне? К тому же вахтанговская школа не зря называется (в отличие от мхатовской школы) – Школа Представления, а не Школа Переживания. Артисты этой школы очень техничны, пластичны, изменчивы, они моментально перестраиваются с одного образа на другой. И никакого психологического "шлейфа" предыдущих ролей за собой не тянут. В этом сила этой школы…» (http://ruskino.ru/mov/forum/724 ).

Да и сам Яковлев никогда о своём расстройстве не говорил:

«…там в заключительных титрах сказано "конец первой части" – это имелось в виду первая часть романа "Идиот", а не конец первой серии» (Там же).

Да и не впечатлял бы фильм с такой силой, если б он выпелся из груди подхалима, фальшивого лакировщика действительности, – как его с подачи Хрущёва назвали, – а не внутренне свободного человека.

– Но какой же это духовный взлёт, когда отъездом Настасьи Филипповны с Рогожиным кончается. В разгул.

– Но ведь и князь-то бросается ж вдогонку. Всё – впереди…

Впрочем, это умствование.

И вот я кино посмотрел снова.

Боже! Да какой это ликующий отказ от Власти Денег! От чего в СССР – нет! ещё не отказались совсем, но – откажутся, откажутся, откажутся ж!

И каких же унижений уже нет в СССР – проституции! Из-за денег…

Несчастная Настасья Филипповна! Чего б она, кажется, у Пырьева ни дала б, наверно, смоги она повернуть время назад, чтоб не сделаться содержанкой Тоцкого в шестнадцать лет… У Пырьева – не у Достоевского. Пырьев аж текст изменил. Смотрите. Жирным шрифтом будет их общий текст, простым зачёркнутым – то, что Пырьев опустил, а косым – его слова:

«Разве я сама о тебе не мечтала? Это ты прав, давно мечтала, еще в деревне когда у Тоцкого него, пять лет прожила одна-одинехонька взаперти была; думаешь-думаешь, бывало-то, мечтаешь-мечтаешь, – и вот всё такого, как ты воображала, хорошего, доброго, честного, хорошего и такого же глупенького, что придёт вдруг придет да и скажет: "Вы не виноваты, Настенька, Настасья Филипповна, а я вас обожаю!" Да так бывало размечтаешься, так размечтаешься, что с ума сойдешь... А тут потом приедет вот этот букетчик: месяца по два гостил в году, опозорит, и разобидит, распалит, развратит, уедет, – так тысячу раз в пруд хотела кинуться хотела, да подлая была, души не хватало, ну, а теперь... теперь… Рогожин, готов?»

Похоть Пырьев выбросил. Глупенький соблазн оставил – букетчик. Но слабенький.

И от общего всепроникающего денежного фона только деньги – впечатление такое – и остаются там корнем Зла. Капиталистические общественные отношения (которые все ж уничтожены в СССР, хоть и тысячи других ужасов остались; но что они нам по сравнению с когда-то всесильными деньгами! – Победим!).

Это очень похоже на усвоенный Пырьевым марксизм: достаточно сменить форму собственности и отказаться от денег, как нравственность расцветёт. И Достоевский, сам исповедовавший идеал христианского социализма, много помогал Пырьеву так политизировано относиться к экранизации. Прав Бортко, взявшийся уж совсем вопреки Достоевскому экранизировать «Идиота»: «…у Пырьева социалистическое, если можно так сказать, прочтение романа» (http://www.rusactors.ru/story/idiot.shtml).

Вы посмотрите, какие хари показал Пырьев как связанные с исповедованием идеала, что деньги – это всё, и вот это всё… сгорает в камине.

 

 Соломон Воложин. Пырьев (критическая статья)   Соломон Воложин. Пырьев (критическая статья) 
 Соломон Воложин. Пырьев (критическая статья)   Соломон Воложин. Пырьев (критическая статья) 
 Соломон Воложин. Пырьев (критическая статья)   Соломон Воложин. Пырьев (критическая статья) 
 Соломон Воложин. Пырьев (критическая статья)   Соломон Воложин. Пырьев (критическая статья) 
 Соломон Воложин. Пырьев (критическая статья) 
 Соломон Воложин. Пырьев (критическая статья) 
 Соломон Воложин. Пырьев (критическая статья) 
 Соломон Воложин. Пырьев (критическая статья) 
 Соломон Воложин. Пырьев (критическая статья) 
 Соломон Воложин. Пырьев (критическая статья) 
 Соломон Воложин. Пырьев (критическая статья) 
 Соломон Воложин. Пырьев (критическая статья) 
 Соломон Воложин. Пырьев (критическая статья) 
 

 

Персонажи выскакивают по одному и больше к камину (к объективу). Их Рогожин отшвыривает назад. Они, не в силах сдержаться, лезут и лезут. Рожи увеличиваются.

Нет. Кадрами из кино это не передать. Это надо смотреть фильм.

Это – торжество попрания Денег.

Издевательство над людьми, рабами Денег. Но этого мало. По закону трагедии герой должен умереть за свою идею. А зрители – унесут его идею в своём сердце.

Смерть – это Рогожин. Вспомните провидение о Рогожине Мышкина Гане: «Жениться, я думаю, женился бы. А через неделю, пожалуй, и зарезал бы её».

Она это предчувствует тоже (помните только что процитированное? – «в пруд кинуться хотела – подлая была, души не хватало, ну, а теперь... теперьРогожин, готов?») Теперь души хватит, и она идёт под нож – фигурально и буквально.

А князь?

По роману:

«Князь стремглав бросился к подъезду, где все рассаживались на четырех тройках с колокольчиками. Генерал успел догнать его еще на лестнице.

– Помилуй, князь, опомнись! – говорил он, хватая его за руку: – брось! Видишь, какая она! Как отец говорю...

Князь поглядел на него, но, не сказав ни слова, вырвался и побежал вниз.

У подъезда, от которого только-что откатили тройки, генерал разглядел, что князь схватил первого извозчика и крикнул ему "в Екатерингоф, вслед за тройками". Затем подкатил генеральский серенький рысачёк…».

И – скачок мыслей генерала обратно в дом: мол, не выгорело, и – разговор ещё неразъехавшихся.

В фильме же под генеральский крик: «Идиот! Идиот!» – князь бросается за Настасьей Филипповной. И – открытый метельный конец.

Не в духе казённого советского оптимизма тех лет, а неказённого: в духе оптимизма произведений трагического героизма, – совсем не по сверхисторическому оптимисту Достоевскому, – авторы которых уверены, что «солнце вот-вот – и взойдёт», пусть даже и после их смерти, их, не героев, – так заканчивается этот потрясающей силы фильм.

Разве не понятно теперь, откуда появился надрывающийся и надрывавший нам душу Высоцкий?

 

 

 

26 марта 2011 г.

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2011 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение апреля 2011 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

05.12: Записки о языке. Самое древнее слово (статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2017 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!