HTM
Мстить или не мстить?
Читайте в романе Ирины Ногиной
«Май, месть, мистерия, мажоры и миноры»

Соломон Воложин

Гребенщиков достиг гребня своей идентичности

Обсудить

Критическая статья

На чтение краткой версии потребуется 4 минут, полной – 7 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за сентябрь 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2015 года

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 30.09.2015
Иллюстрация. Название: «Ветка…». Автор: Юрий Федин. Источник: http://www.photosight.ru/photos/1900003/

 

 

 

Разрешите начать с себя. Я так в форму вхожу, что ли.

В последнее время мне нравится ставить себя в трудное положение. Есть шанс думать: если я выберусь из него, значит, совершил что-то. Самой последней темой затруднения себе жизни является задача найти в произведении имярек нечто, произошедшее из подсознания. Тогда я произведение для себя называю произведением искусства. Я даже успел набросать несколько заявлений, претендующих – для меня, конечно – на универсальность. Одно, что первое, дескать, что отличает искусство – это некая непонятность увиденного или услышанного.

Ну послушаем и почитаем «Ветку» Гребенщикова (слушать тут).

 

 

            Ветка

Ничто из того, что было сказано, не было существенным,

Мы на другой стороне.

Обожжённый дом в шинкарёвском пейзаже.

Неважно куда, важно – всё равно мимо. 


Не было печали, и это не она,

Заблудившись с обеих сторон веретена.

Я почти наугад произношу имена.

Действительность по-прежнему недостижима. 


Я открывал все двери самодельным ключом.

Я брал, не спрашивая – что и почём.

Люди не могут согласиться друг с другом практически ни в чём.

В конце концов – это их дело. 


Мне нужно было всё, а иначе – нет.

Образцовый нищий, у Галери Лафайет;

Но я смотрел на эту ветку сорок пять лет,

В конце концов, она взяла и взлетела. 


Словно нас зачали во время войны,

Нас крестили именами вины.

И когда слова были отменены,

Мы стали неуязвимы. 


Словно что-то сдвинулось в Млечном Пути,

Сняли с плеч ношу, отпустило в груди.

Словно мы, наконец, оставили позади.

Эту бесконечную зиму... 


            Ноябрь 2014 г.

 

 

Общее впечатление – буддизм какой-то. И не потому, что я слышал, что Гребенщиков стал пробуддистом, а, что более верно, из-за набора слов. Ну и из-за бесконечного, кажется, повторения в музыкальном сопровождении одной и той же музыкальной фразы.

Я где-то читал, что озарило Будду тогда, когда он узнал, что существуют на свете болезни, старость и смерть. Суть озарения – отключиться от этого знания. Уметь быть бесчувственным. Я это для себя когда-то назвал созерцательным фашизмом (см. тут). (Может, не зря Гитлер истоки религии для своего нового порядка искал в Тибете.) Надо, вообще-то, быть-таки неким сверхчеловеком, чтоб уметь не чувствовать окружающего Зла. Добра – тоже. Но интереснее – Зла. Добро ведь – редкое, а Зло – частое.

И вот – Зло в подборе слов: «бесконечную зиму». А вот – отстранённость от Зла: «Эту». И то и то – в сильнейшей позиции: в конце текста.

Не в конце – тоже свой вклад дают: «когда слова были отменены», «неуязвимы», «Ничто… не было существенным», «Неважно куда, важно – всё равно мимо».

Теперь, что значит: «Обожжённый дом в шинкарёвском пейзаже»?

Про шинкарёвский пейзаж читаем:

«…поздние по времени создания работы Шинкарёва практически монохромны. Помрачневший с годами художник всё чаще задумывается о том, как из жизни буквально «вымывается цвет». Городской пейзаж, как и природа, становятся всё более и более блёклыми» (Википедия).

Вот, как это выглядит.

 

 Шинкарёвский пейзаж

 

То есть, по Гребенщикову, обожжён дом, не обожжён – всё равно: «не было существенным», «Неважно», «всё равно».

Теперь, что такое «Галери Лафайет»?

Это самый известный магазин Франции. Догадываюсь, что Гребенщиков – против общества потребления. Против того самого, к чему – к более надёжному достижению чего – рванулась Украина, не брезгуя фашистско-нацистской подмогой.

Сразу вопрос: зачем же он поехал в Одессу ублажать этой «Веткой» Саакашвили[1]?

– Шпильку подпустить, думается. Он же, Гребенщиков, над схваткой.

– Но быть «над схваткой» разве значит подпускать шпильки?

– Если обоим противоборствующим сторонам, то – значит. Само поехать туда – это шпилька в антизападную сторону. А «фэ» потребительскому обществу – это шпилька в западную.

– Сомнительно.

– Если неприкладное искусство специфично единственным – испытанием сокровенного мироотношения, то почему нужно думать, что испытатель только испытуемых испытывает (нас, слушателей)? Что если и себя?

– Логично. Но быть логичным не значит быть правым. В чём состоит испытание себя во время пребывания на Украине? Не испытание ж это страхом, что его, Гребенщикова, намерение разгадают, и… В стране, где инакомыслие опасно для жизни… – Не испытание это. Потому что там же никто не догадается до такой тонкости. Там хватает, что из России приехал петь. Всё. Свой. Как Макаревич. Прозападный. Пропотребительский. Точнее, про-лучше-потребительсткий, чем недостижительные россияне, большинство их, с их – по Феофану Затворнику: «Дело не главное в жизни. Главное – настроение сердца».

– А что Гребенщикову думать про украинскую реакцию. Он – НАД. Ему главное – посмотреть в глаза убийце и следить за собой: безразлично или не безразлично. То же самое и с тоже не поймущими и залающими, как собаки на волка, своими: безразлично или не безразлично.

– Хорошо. Соглашусь. Но это рассуждение годится для акта исполнения, а не творчества. Ты же теперь искусством или не искусством называешь только произошедшее из подсознания. Не сочинял же Гребенщиков свою «Ветку» в расчёте на исполнение её на Украине?

Кстати... [...]

 

 

 

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в сентябре 2015 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за сентябрь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение сентября 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

13.02: Евгений Даниленко. Секретарша (роман)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!