HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Надежда Залоцкая

И снова доктор против Мефистофеля: кто – кого? На роман Игоря Белисова "Хохот в пустоте"

Обсудить

Рецензия на книгу

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 4.12.2010
Роман Игоря Белисова «Хохот в пустоте». Обложка.

 

 

 

Роман выпущен издательством «Гелеос» осенью 2010 г. В аннотации заявлен как «Пронзительная история любви». Прочтя, свидетельствую: всё – правда. И любовь, и пронзительность в книге есть, и к «сентиментальному роману» ее отнесли «на Маркете» справедливо, а кое-где даже к рубрике «современная женская проза».

С этого места начинает пробиваться саркастическое похохатывание...

 

«Сентиментальный роман» и «женская проза» ассоциируются, прежде всего, с а) творениями женщин; и б) для женщин – этакая разновидность «искусства для искусства», гипертрофированная по чувственному началу и редуцированная по интеллектуально-эстетической ценности.

В данном случае, автор – мужчина. Обложка тоже, скорее, «мужская». Черное, белое, красное. Лаконично, тревожно. Слегка театрально. Но ни розочек, ни сердечек. Эмоционально? Да. Сентиментально? Едва ли... На первом плане, очевидно – герой, который то ли падает сам, то ли его затягивает неумолимая сила. Сбоку, из пустоты, взирает каменная химера. Похоже, речь идет о серьезной драме. А то и трагедии.

Таково впечатление от книги в руках. 

Предчувствие, к счастью, не обмануло. На этом счастье заканчивается – если понимать под читательским счастьем уютное погружение в сюжет исключительно развлечения ради. Первую фразу пролога – «Доводилось ли вам умереть?» – еще можно трактовать иронически: автор шутит. Но чуть дальше нас ожидает плакат похлеще тычущего красноармейца:

«НАРКОМАНИЯ... ЧТО МЫ ЗНАЕМ О НЕЙ? СЕГОДНЯ ОНА – НЕ ВАША ПРОБЛЕМА... А ЗАВТРА?»

Похохатывание набирает силу и обретает зловещий оттенок. Теперь понятно, что за «путешествие в лабиринте души» уготовил для нас автор. Мгновенно чувствую коварный обман: в конфетной обертке сентиментального чтива мне подсунули нечто иное – тяжелое, горькое, ядовитое. Мне это нужно? Но мысль уже зацепилась. «…СЕГОДНЯ ОНА – НЕ ВАША ПРОБЛЕМА... А ЗАВТРА?»

Кто ее знает. Почитаю-ка. От греха...

 

Герой романа, доктор-нарколог, выступает с лекцией перед студентами. Однажды ему в руки попадает тетрадь – дневник несчастного юноши, угодившего в героиновую зависимость. Читая эту банальную и страшную исповедь, герой вдруг осознает, что его личная жизнь – суть та же наркотическая болезнь. Он пытается сопротивляться, но процесс зашел далеко, и остается следовать логике неизбежного... А между тем цивилизованный мир бодро восходит по пути прогресса, где каждая ступень – преодоление толерантности к уже достигнутому, еще одно повышение дозы, еще один шаг туда, откуда возврата нет...

«Наркотическая» фабула книги ясна.

Ее содержание можно описать и иначе.

Герой романа, мужчина средних лет, живет спокойной обывательской жизнью. Однажды он встречает девушку, пришедшую работать в сферу, где наш герой – опытный профессионал. Неизбежное знакомство заставляет его переосмыслить свою привычную, сложившуюся судьбу. Он пытается держаться компромисса, но развитие событий все больше убеждает, что жизнь без любви – это смерть... А между тем его современник покупает машины и строит недвижимость, делает бизнес и покоряет курорты, демонстрирует успешность – и впадает в невроз, все дальше уходя от возможности счастья, которая каждому изначально дана...

В этом случае посыл пролога мог бы выглядеть так:

ЛЮБОВЬ... ЧТО МЫ ЗНАЕМ О НЕЙ? СЕГОДНЯ ВЫ С ИРОНИЕЙ УЛЫБАЕТЕСЬ... А ЗАВТРА?..

Да, это книга о наркотиках. В узком и самом широком смыслах. И да, это история любви. Мужчины к женщине, родителя к ребенку, человека к жизни. Роман можно рассматривать с двух разных ракурсов, и каждый будет верным и достаточным. Как много веков была достаточной подзорная труба до изобретения бинокля.

Композиция выстроена по принципу стереоскопии: две параллельные истории, при совмещении которых вспыхивает третий, объемный смысл. Дневник подростка и исповедь взрослого героя составляют две равноценные, взаимодополняющие сюжетные линии.

Но есть и еще одна линия – лекция о героине: общий знаменатель частных перипетий. Волею автора лекция периодически всплывает в сознании рассказчика по ходу развития конфликта.

В сущности, события сюжета – это иллюстрации к мысли доктора, который в лице героя последовательно нас проводит через три стадии наркотической болезни. Очевидно, роман написан именно для того, чтобы донести до нас мрачную правду лекции. Лекция – скелет и мозг этой безжалостной книги, а вся прочая лирика – мясо, художественная плоть романа.

Как только это сознаешь, дальнейшее чтение идет под «саундтрек» раскатистого мефистофельского хохота. 

Оказывается, многое из того, что заставляет человека страдать, терзаясь экзистенциальными вопросами, укладывается в клинику наркотической болезни, ею же объясняется и вполне исчерпывается. Врачебный цинизм? Конечно. Однако цинизм профессионала – это умение называть вещи своими именами.

«Хохот в пустоте» – не насмешка над больными людьми.

Это всего лишь беспристрастный диагноз.

 

Мне понравилось. Впрочем, «понравилось» – не совсем корректное определение. Разве может понравиться констатация твоего бедственного положения? Я хочу сказать, читать было интересно. Чем дальше, тем глубже эта история «прорастала» в мои чувства и мысли. Классическая коллизия с продажей души дьяволу здесь раскрывается как борьба трезвого разумения с дурманящей чувственностью, и вплоть до финала непонятно, кто победит, притом, что борьба идет на фоне гибельного процесса. Мелькают ассоциации то с Достоевским, то с Кафкой, то с Набоковым. Не по индивидуальной манере, ведь эти писатели очень разные, а по общей ауре жанра, той ощутимой видовой принадлежности, которая, строго говоря, хоть и не называется жанром, но в литературе широко известна – «ПРИГЛАШЕНИЕ НА КАЗНЬ».

И как-то уже не до того, чтобы оценивать «изобразительность» или «образность», «художественные приемы» или «самобытность стиля», «творческий метод» или «тяготение к школе». Все это мелкое критическое анатомирование, безусловно, полезно в качестве литературной регулярной гимнастики – но лишь до поры, пока в культурном пространстве не появляется книга, заставляющая задуматься по большому счету.

Книга Игоря Белисова относится к таким артефактам. Свой роман о любви может написать практически каждый. А вот «Хохот в пустоте» мог написать только один человек, и в этом его уникальность. Этот человек должен был совместить профессию врача, талант художника и опыт литератора – чтобы, однажды увидев мир глазами нарколога, донести до нас свою тревожную точку зрения. Книга сделана на стыке «nonfiction» и «fiction» – родовая эклектика, сочетание несочетаемого, – но читается именно как роман, причем, роман, от которого нельзя оторваться.

Я не разделяю апокалипсического настроения автора. Хочется верить, цивилизация движется в созидательном направлении. К «наркотической», деструктивной парадигме писателя лучше отнестись как к художественному бреду – так спокойней, а стало быть, здоровее. Впрочем, история последних ста лет имела несколько критических точек, когда человечество, разглагольствуя о прогрессе, вплотную приблизилось к пропасти суицида: две мировые войны, атомная бомба, карибский кризис, чернобыльская катастрофа, манхэттенские близнецы, теперь вот глобальный кризис... Не так-то легко отмахнуться от «Хохота в пустоте» как от галлюцинации. На всякий случай правильней будет – задуматься...

Вещь яркая, страшная и, как ни парадоксально, позитивная. Она расширяет границы представлений о мире, в котором мы живем. Она несет знание, раскрывает глаза, и значит, вооружает. Это куда важней и реальней, чем благодушный, гламурно-глянцевый оптимизм.

Тот редкий случай, когда книгу стоит прочесть дважды: первый раз как роман, и второй – как лекцию. А затем, поставить на полку среди многих других. И прислушаться.

Тишина?

Кто знает, надолго ли...

 

 

 

435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!