HTM
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 г.

Записки о языке

Учебный подлог

Обсудить

Заметка

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 16.05.2019
Иллюстрация. Название: «Вечерние разговоры» («Агитация за голосование»). Автор: Джордж Калеб Бингем (1811–1879). Источник: https://holstshop.ru/media/medium/dzhordzh-kaleb-bingkhem/124294.jpg

 

 

 

В обычной российской школе должным образом иностранный язык не освоить. Не помогут ни учебники с цветными картинками, ни увеличение часов, выделяемых на иностранный язык за счёт самых нужных предметов: математики, русского языка, химии, литературы, физики, биологии, ни иные ухищрения. Хоть и продвинется ваш ребёнок за годы обучения в познании иностранного языка, но всё же не настолько, чтобы овладеть им в нужной для жизни мере. Не столько благодаря учёбе, сколько вопреки ей. Ребёнок изначально обречён на «мартышкин труд» и скуку, доходящую до степени отвращения к предмету «иностранный язык».

Причин много, но главная, та, что лежит в основе, – это подмена понятий. В школе иностранный язык ИЗУЧАЮТ. И большинство воспринимает этот тезис как нормальный, само собой разумеющийся. Но именно здесь кроется корень зла. Язык большинству из нас изучать вовсе не требуется. Пусть его досконально изучают немногие узкие специалисты, языковеды. Подавляющему большинству из нас необходимо иное: НАВЫКИ ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ, чтобы понимать сказанное, написанное, уметь выражать собственные мысли и чувства устно и письменно.

Поясню сказанное примером. Язык – это инструмент, средство, нечто вроде топора. Если мы годами будем изучать устройство топора, то от этого лучше рубить дрова не станем. Топором нужно овладеть так, чтобы он стал продолжением вашей руки. Нужны навыки рубки, обтёсывания, техники безопасности, ухода за топором и т. п.

Зачем в школе вначале дробят язык в мелкую крошку (звуки, буквы), а лишь потом учат склеиванию из этих крупинок отдельных слов, фраз и предложений? При этом заставляя попутно осваивать околоязыковый научный жаргон с его сказуемыми, падежами, склонениями, спряжениями и прочей бредятиной, без которой прекрасно обходится любой ребёнок, осваивающий свой родной язык естественным путём. Российская же школа ставит на пути освоения иностранного языка мощную преграду из спорных искусственных научных абстракций.

Не решение грамматических головоломок, а регулярное и многократное использование правильных образцов выражения мыслей и чувств – вот магистральный путь овладения языком.

В короткой статье не место подробностям. И всё же, чтобы не быть голословным, укажу на несоответствие школьной грамматики некоторым реальным фактам языка. В русском языке не 6 падежей, а, как минимум, десяток. Звательный встречается реже, чем, скажем, в украинском, и всё же он есть: боже, отче, старче… Местный падеж вовсю гуляет в русском языке (на углу, на снегу, на берегу…), но о нём в школьных учебниках ни гу-гу. Грамматика – это теория, наложенная на массу фактов, своего рода тара, упаковка. А тара бывает разная. У арабов совершенно иная грамматическая теория и она ничуть не хуже нашей, общеевропейской. Зачем так много времени уделять таре? Не лучше ли больше внимания уделить содержимому? «Хочешь быть счастливым – будь им!». Хочешь говорить по-иностранному? Говори!

Ах, не с кем разговаривать на нём? Тогда зачем же такой навык нужен? Может, вначале научиться понимать то, что сказано другими, понимать написанное?

Механизм языка проще пареной репы. Его можно выразить одним словом: привычка. Привычка выражаться именно так, а не иначе. Язык, инструмент общения, находится в пользовании всех без исключения людей: умных и глупых, юных и престарелых. И каждый способен овладеть им в нужной для него самого степени. Не путём глубоких раздумий, а просто по привычке, путём многократного повторения одного и того же через типичные ситуации. Такая универсальность «привития» языка подобна воздействию рассола на огурец. От огурца требуется только самая малость: попасть в банку.

Один из выводов: не может быть неуспевающих по иностранному языку. Не успевать могут лишь те, кто готовит некачественный учебный «рассол».

Одному моему знакомому повезло. По студенческому обмену его отправили в Алжир для изучения алжирского разговорного языка. Здесь опытные педагоги, носители языка, «прогнали» его через всевозможные разговорные ситуации и темы и не забыли дать ему практику разговора с ребёнком, стариком и женщиной. Через несколько месяцев мой знакомый легко и свободно говорил по-алжирски и прекрасно понимал алжирцев. В принципе, овладение чужим языком должно начинаться именно с разговорной речи. Это основа, фундамент. Это и наиболее простое, а учебный процесс лучше всего строить от простого к более сложному. Нельзя предлагать сразу начинать усвоение всех навыков вместе и сразу. Задача это непосильная для любого. Нельзя начинать с говорения, а только со вслушивания в чужую речь. В жизни ребёнок начинает вслушиваться в родную речь ещё в утробе матери, а заговорит, в лучшем случае, в год.

Повторюсь. Школа обязана вооружить ученика навыками владения языком, то есть довести до автоматизма его способность общения с иностранцем: понимать на слух, выражать свою мысль, писать и читать. Не так уж важно, что ученик знает о языке. Важнее то, что он умеет делать с помощью языка. Овладение языком, в принципе, не отличается от освоения плавания, езды на велосипеде или игры на музыкальном инструменте. Здесь главное – постоянные упражнения, тренировки. Теория нужна лишь в самой незначительной мере. Тренировать, напрягать нужно ухо, язык, руку и глаз школьника, а не исключительно его многострадальный мозг.

 

 

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

17.07: Максим Хомутин. Зеркальце (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!